Трое школьников Ставрополья создали зарядное устройство на водороде для ноутбука Zefir. Ребята учатся в «Кванториуме» Михайловска. Их проект занял первое место в конкурсе детских проектов «ПроектАШ», который ежегодно проводит компания, специализирующаяся на электрохимических технологиях и уникальных индустриальных решениях на их основе.

© Фото предоставлено Еленой Юдинцевой

Водородные топливные элементы уже применяются в транспорте, в стационарных источниках энергии для домов, а также в небольших портативных устройствах для генерирования электричества, используемого другими мобильными устройствами. А вот для одновременной зарядки ноутбуков и сотового телефона приборов раньше не было. Ребята решили проверить, возможно ли реализовать этот запрос общества.

Капитан научной команды семнадцатилетний Илья Сухарев проработал техническую составляющую и смоделировал корпус зарядки, который впоследствии был распечатан на 3D-принтере в хайтек-цехе «Кванториума». Девочки-технари, шестнадцатилетняя Эмилия Джабраилова и тринадцатилетняя Эмилия Виль, занимались описанием реализации проекта.

Так появилось портативное устройство, которое можно использовать как в области туризма во время длительных поездок, так и при осуществлении трудовой деятельности в малодоступных уголках нашей Родины, лишенных постоянного электроснабжения. Возможно применение и в условиях военной службы, например для питания раций.

– Проект решает самый большой недостаток техники, работающей на аккумуляторах, которые всегда садятся очень не вовремя. Он интересен тем, что водородная зарядка дает больше энергии, нежели устройство на солнечных панелях. У вторых очень низкий КПД, в районе 15%, в то время как у водородной энергии – более 80%. В дальнейшем мы собираемся модернизировать зарядку, чтобы можно было питать энергией все, что нужно современному человеку, – говорит Илья Сухарев.

В «Кванториуме» дети открывают новые горизонты, определяют траектории дальнейшего развития и образования, анализируют неудачи и стойко их переносят, проводя «работу над ошибками», учатся преодолевать свой страх и нести ответственность за взятые обязательства. И, конечно, учатся работать в разновозрастной команде над решением социально значимых проблем. Так, самая юная участница команды, семиклассница Эмилия Виль, задумывается о том, как сделать планету чище:

– Водород – энергоноситель, на котором основывается будущее. Продукт его работы – обычная вода, совершенно безвредная для окружающей среды! В дальнейшем хотелось бы продолжить работу над альтернативными источниками энергии, сберегающими экологию.

Руководитель группы, а в недавнем прошлом педагог дополнительного образования филиала центра для одаренных детей «Поиск» в Михайловске Е. Юдинцева, убеждена, что для ребят этот проект значит гораздо больше, чем просто увлечение. Они настроены серьезно:

– Дети намерены продолжать работу над проектом. Мы еще будем с ним принимать участие и в других конкурсах, возможно, там откроются интересные перспективы. Но чего бы мне хотелось, так это найти грамотного научного руководителя, представителя вуза, который поведет эту команду дальше и поможет ребятам уже в незнакомой мне научной среде, в дальнейшем исследовании этой области, а возможно, и патентовании. Тем более, что, работая над Zefir’ом, два участника из трех уже определились с дальнейшим поступлением в вуз, они хотят получить техническое образование. А Эмилия только в седьмом классе, ей пока рано принимать судьбоносные решения.

P.S. С января 2020 года Елена Юдинцева не является наставником Центра «Кванториум-Ставрополь». Для нее открылись большие перспективы профессионального роста в другом городе. Но несмотря на это, с детьми Елена продолжает сотрудничать дистанционно. Это еще один навык, который педагоги развивают при работе с ребятами.

Зефир на водороде / Газета «Ставропольская правда» / 17 января 2020 г.