06:16, 13 ноября 2019 года

Владислав Маткин: Создание мультфильмов учит школьников претворять фантазии в жизнь

О нескучном подходе к работе корреспонденту «СП» рассказал автор новой образовательной методики, учитель лицея № 5 Ставрополя Владислав Маткин.

- Владислав, в этом году вы заняли второе место на региональном конкурсе «Учитель года». Помню, что во время презентации вашего проекта зал ахнул от его новизны и креативности. Как вам пришла мысль новой концепции урока? Чем вы вдохновились? Где подсмотрели?

- Все мы любим мультфильмы. И как здорово было бы создавать их самим. Так и пришла идея. А вдохновение появилось после просмотра вручную созданных фильмов Юрия Борисовича Норштейна «Сказка сказок», «Ежик в тумане» и Александра Константиновича Петрова «Старик и море», «Корова». Те, кто думает, что уроки изобразительного искусства - это только натюрморты, пейзажи или портреты, глубоко ошибаются. Главное - научить детей фантазировать и претворять фантазии в жизнь. На мой взгляд, создание мультфильма подходит для этого как нельзя лучше. Ведь мультипликация объединяет сразу несколько видов искусства. На наших уроках мы занимаемся изобразительной, декоративно-прикладной, конструкторской, медиадеятельностью. Каждый ученик участвует в создании мультфильма на всех его этапах.

Этот метод очень помогает справляться с основной задачей учителя, воспитанием у ребят целостного знания о мире. Мультипликация - универсальный язык. Во время работы над фильмом ребенок может побыть в роли режиссера, художника, продюсера, музыканта, программиста, хореографа, монтажера и даже директора. Помимо чисто творческих каждый приобретает еще и навыки работы в команде.

- Владислав, а как такой креативный подход соотносится с образовательным стандартом?

- В законе об образовании сказано, что учитель свободен в выборе педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. За преподавателями остается право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ, но, конечно, в пределах образовательного федерального стандарта.

В моем случае мультипликация - лишь одна из многих форм подачи учебного материала. В рамках образовательной программы можно проводить занятия изобразительного искусства с художественным трудом, музыкой, историей и так далее. В таких случаях анимация помогает лучше понять сложные темы. Уроки изобразительного искусства - это, в первую очередь, классическая школа: графика, живопись, скульптура. А мультипликация и компьютерная графика облегчают освоение основного материала.

- Как отнеслись к вашему ноу-хау дети, их родители, руководство, коллеги?

- Как дети могли отнестись к созданию мультфильмов? С восторгом, конечно! Но для того чтобы появился даже десятисекундный ролик, нужна большая предварительная работа, не всегда интересная, довольно кропотливая. Вот к ней не все школьники готовы. Кроме того, мне нужно пройти с детьми все необходимые темы по учебной программе. Есть дети, которые считают, что они не умеют рисовать и никогда не смогут этим заниматься. Сейчас для меня главное - постараться каждого научить хоть немного владеть навыками изобразительного искусства. А мультипликация - мой помощник в этом. Не цель, а средство.

Руководству и коллегам я хочу еще раз выразить благодарность и признательность. Без их помощи, поддержки мое участие в конкурсе было бы невозможным. Заслуги директора Натальи Владимировны Черемных, завучей, коллег в том, что я занял второе место в конкурсе, гораздо больше, чем моей собственной. Я начинающий учитель. Коллеги щедро делились со мной педагогическим опытом.

- Владислав, у вас прекрасное образование: после обучения в Ставропольском краевом художественном училище вы окончили Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге, а сейчас внедряете новые методы обучения. Что вас держит в провинции? Почему педагог-художник не остался в культурной столице России, а приехал в Ставрополь?

- Почему люди возвращаются домой? Учителем делает не учеба в высшем учебном заведении. Только встав у школьной доски, я понял так много о детях, чему не смогут научить ни на одной, даже самой интересной, лекции. Почему сегодня Ваня не хочет учиться? Зачем Лиза использовала именно этот цвет, изображая небо? Как помочь робкому и застенчивому Андрею стать более общительным? Для чего надо всем классом выйти на улицу и любоваться золотым листопадом? На все вопросы ответы найти невозможно, потому что жизнь каждый день задает мне домашнее задание. Но кое-что я знаю совершенно точно: за шесть лет обучения вдали от дома я понял, что жить хочу в родном Ставрополе, а работать - с детьми.

«Школа рисует… мультики!»
Газета «Ставропольская правда»
13 ноября 2019 года