Анатолию Рогожникову присвоено звание почётного гражданина Ставрополя
С особым чувством встретила это известие вдова А. Рогожникова Раиса Григорьевна. И тут же вспомнила, как буквально на днях пришли к ней делать ремонт в квартире и один из мастеров, узнав фамилию хозяйки, заметил: а я живу на улице имени Рогожникова, не родственница ли она этому неизвестному Рогожникову? Жена? А что это был за человек, и почему мы, живущие на его улице, ничего не знаем о нем?! Несправедливо… И вот справедливость торжествует, хотя и спустя почти тридцать лет после кончины Анатолия Антоновича. Впрочем, и сегодня немало в Ставрополе людей, которые хорошо помнят эту фамилию еще с тех давних лет, когда по улицам краевого центра пошел первый троллейбус. Его, по сути, ввел в жизнь города А. Рогожников, первый начальник троллейбусного управления, отмечающего нынче 55-летие.
В Ставрополь они приехали совсем молодыми, хотя уже вполне сложившимися специалистами: три года после Харьковского института инженеров коммунального строительства Анатолий и Раиса Рогожниковы отработали во Владивостокском управлении трамваев. Он был главным инженером, она - начальником энергослужбы. К Анатолию в кабинет целый день шли люди: знали - никому не отказывал во внимании и помощи. Но как бы ни нравилась работа в старейшем, с дореволюционной историей транспортном предприятии, Рогожниковы начали проситься в другой регион, поскольку климат Дальнего Востока явно не подходил Рае. В главке им предложили несколько вариантов с хорошими условиями, все Поволжье - Волгоград, Нижний Новгород, Казань. А в Ставрополе как раз началось строительство троллейбусного парка, и там были, конечно, рады принять остро необходимых специалистов. Но начальство во Владивостоке никак не хотело отпускать! В общем, пережили они целую эпопею, Раисе даже пришлось полгода одной пожить в Ставрополе, где Анатолия ждала должность начальника строительства, в дальнейшем - начальника троллейбусного управления.
После шумного портового Владивостока Ставрополь показался удивительно тихим, провинциальным. Улиц Ленина и Мира в их нынешнем виде еще не существовало, сплошь частные домики с большими садами и огородами. Раиса только ахнула про себя: ну зачем здесь троллейбус?! Однако уже вышло постановление правительства об учреждении в городе промзоны, должны были появиться новые предприятия, а значит, прорабатывался и вопрос с транспортом. Генподрядчиком строительства троллейбусного парка был определен крайколхозстрой, коему, естественно, гораздо ближе коровники и кошары… Словом, дело двигалось очень медленно и туго. А когда наконец приехал Анатолий, он благодаря телефонным сообщениям Раи хорошо представлял здешнюю ситуацию. Например, о том, что в проекте оказалась серьезная ошибка: чтобы пошел троллейбус, нужны 600 вольт постоянного тока, а по расчетам в точке токораздела выходило не больше 400. Нужна подпитка, нужен другой кабель… Анатолий не колебался ни минуты: направил докладную записку на имя первого секретаря крайкома партии с формулировкой, что саботируется постановление ЦК партии о развитии промышленности в городе.
Сегодня в сборнике архивных материалов Ставропольского края «Голоса из провинции» можно видеть этот документ: «Сроки выполнения работ, установленные графиком и намеченные на оперативных планерках, постоянно срываются. Все это привело к тому, что выполнение плана первого квартала сорвано, тем самым сорван пуск троллейбусного транспорта… Работы ведутся крайне медленно… Возможности квалифицированно подготовить кадры по обслуживанию тяговых подстанций и контактной сети нет, так как на эту подготовку нет средств». Резолюция первого секретаря крайкома КПСС Н. Босенко: «...Форсировать пуск троллейбусов. 21.lV.64 г.».
Другой бы не посмел замахнуться на тех, с кем ему предстоит работать. Анатолий Рогожников сразу дал понять: он не из боязливых. И такой пошел шум, работать стали в три смены! Дальше надо было готовить людей, например, водитель троллейбуса должен 6 месяцев стажироваться, а где? Решили везти в Ростов. А еще надо было обучить электромонтеров, слесарей, весь обслуживающий персонал. Людям платить стипендию на время обучения. Так что трудностей было много. Работали допоздна и практически без выходных. Даже в роддом Раису увозили прямо с работы.
1 августа 1964 г. открылся первый маршрут «Вокзал - Газостанция», связавший центр города с новым жилым районом, который назывался «Осетинка». Первый троллейбус выпустили на линию без помпы, правда, объявление дали, и люди пришли. Транспортная новинка народу понравилась, говорили, что Ставрополь на город стал похож… Раиса Григорьевна сегодня с улыбкой вспоминает такую картину: по тихому одноэтажному городку несется троллейбус… И никаких вам нынешних пробок…
Именно в троллейбусном управлении, в созданном с нуля трудовом коллективе Анатолий Рогожников прошел школу не просто профессиональную, но школу работы с людьми. Когда у каждого свой характер, свои проблемы, свои житейские заботы. Пришлось даже юридические нюансы осваивать. Были, конечно, и недовольные молодым требовательным начальником. После клеветнической жалобы в совпроф даже собрали собрание, чтобы обсудить (или осудить?). Разговор получился бурным, водители, слесари, диспетчера горячо вступились за Рогожникова… Словом, еще один непростой экзамен он выдержал с честью.
Конечно, талантливого руководителя заметили власти города и края. В 1972 году Анатолий Антонович назначен на должность заместителя председателя исполкома Ставропольского горсовета. Тут уже не только иные масштабы, но и задачи новые. Как работают горгаз, водоканал, в каком состоянии очистные сооружения, как поддерживается порядок на улицах, где нужно заасфальтировать дорогу… На юго-западе разворачивалось новое строительство, а о каком росте жилого фонда можно говорить без надежных коммуникаций? Водоводы надо обновлять, трубы рвутся, деньги нужны, и это все не нравится начальству… Было непонимание «сверху», нередко - высокомерие. А он все через себя пропускал, через собственное сердце. Такой уж характер. Но полюбил город всей душой, и когда ему однажды предложили местечко поспокойнее (чтоб никому не мешал), отказался наотрез: привык заниматься реальным делом, к партийной карьере не стремлюсь. К нему и здесь, как всегда, постоянно шли люди, знали - Рогожников выслушает, посочувствует, поможет.
В 1977 году в краевой столице появляется новый район - Промышленный. Анатолий Антонович становится первым председателем исполкома райсовета. Опять - создание нового коллектива, поиск кадров, изучение проблем. Он все обследовал лично, пешком исходил всю территорию, много думал, что нужно району в первую очередь. И во вторую, и дальше… Это ему принадлежит идея создания зоны отдыха в Таманском лесу. Вместе с проектировщиками придумали каскад бассейнов, поставили скамейки, турники, раздевалки для купающихся. На все, разумеется, нужны были средства, стройматериалы. Рогожников приглашал к себе руководителей предприятий, с каждым беседовал по душам: «Ты патриот Ставрополя? Помоги...». Он никогда с человеком не разговаривал через стол, обязательно выходил навстречу, садился рядом… И никто ему не отказал. Под руководством А. Рогожникова была создана конноспортивная школа города Ставрополя, возведены два теннисных корта, в парке Победы на радость местному населению появился первый открытый кинотеатр, сооруженный методом народной стройки. Много внимания уделял руководитель района вопросам озеленения, благоустройства растущих кварталов, преображения облика города в целом. Так, по его инициативе появился на Комсомольской, ныне Крепостной горке, памятник Суворову, продолжилось благоустройство старинного бульвара в центре города. Все строилось на добрых человеческих отношениях. Например, закладывая конноспортивную школу, Рогожников сам устанавливал связи с колхозами, где набирал лошадей, летал в Москву за материалами по организации конкуров. Мечтал, чтобы в Ставрополе проходили соревнования государственного масштаба. Он вообще мыслил по-государственному, но всегда - применительно к судьбам конкретных людей.
В период становления парка Победы Анатолий Антонович много ходил пешком по этой территории, все старался продумать. Например, организовал установку старого самолета, который с тех пор полюбила ставропольская ребятня. Рогожникова так привыкли чуть ли не ежедневно видеть в разных уголках парка, что однажды он сам услышал, как кто-то советует прохожим: а вы идите по тропе Рогожникова… Очень ему это было приятно!
В 1999 году имя А. Рогожникова было присвоено улице во вновь застраиваемом микрорайоне города, это был первый шаг к увековечиванию памяти о нем. В книге «Ставрополь. Промышленный район. Вчера, сегодня, завтра», вспоминая годы работы с Анатолием Антоновичем, его заместитель Ю. Москалев писал: «Самая интересная и творческая страница трудовой биографии связана с прекрасным руководителем, коллегой и наставником – председателем райисполкома Анатолием Антоновичем Рогожниковым. При первом собеседовании он мне сказал замечательную фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «Никогда не обещай того, чего не сможешь выполнить, делай людям добро, и оно к тебе вернется».
Да ведь и сам Анатолий Антонович всегда жил именно по этой заповеди: делать добро. Как вспоминает Раиса Григорьевна, муж играл на гитаре, аккордеоне, прекрасно пел, у него был звучный тенор, и в праздничные даты сам обязательно устраивал музыкальные встречи в коллективе. Даже создал эстрадный и духовой оркестры! Хорошо знал и современный шансон, и оперу слушал с удовольствием. Он понимал: чтобы на работе все ладилось, человеку надо и отдохнуть как следует, и надо ему в этом помочь...
Анатолий Антонович ушел из жизни до обидного рано - в 53 года. Но как же много он успел сделать для людей, для ставшего родным Ставрополя! До сих пор бегают по нашим улицам троллейбусы, которые народ предпочитает не только из-за цены билета. Этим троллейбусам когда-то проложил свою «тропу» замечательный человек, всего себя отдавший созиданию. Получается, и сегодня мы, здесь живущие, ходим по тропе Рогожникова...
18 сентября 2019 года