Анатолию Рогожникову присвоено звание почётного гражданина Ставрополя
С особым чувством встретила это известие вдова А. Рогожникова Раиса Григорьевна. И тут же вспомнила, как буквально на днях пришли к ней делать ремонт в квартире и один из мастеров, узнав фамилию хозяйки, заметил: а я живу на улице имени Рогожникова, не родственница ли она этому неизвестному Рогожникову? Жена? А что это был за человек, и почему мы, живущие на его улице, ничего не знаем о нем?! Несправедливо… И вот справедливость торжествует, хотя и спустя почти тридцать лет после кончины Анатолия Антоновича. Впрочем, и сегодня немало в Ставрополе людей, которые хорошо помнят эту фамилию еще с тех давних лет, когда по улицам краевого центра пошел первый троллейбус. Его, по сути, ввел в жизнь города А. Рогожников, первый начальник троллейбусного управления, отмечающего нынче 55-летие.
В Ставрополь они приехали совсем молодыми, хотя уже вполне сложившимися специалистами: три года после Харьковского института инженеров коммунального строительства Анатолий и Раиса Рогожниковы отработали во Владивостокском управлении трамваев. Он был главным инженером, она - начальником энергослужбы. К Анатолию в кабинет целый день шли люди: знали - никому не отказывал во внимании и помощи. Но как бы ни нравилась работа в старейшем, с дореволюционной историей транспортном предприятии, Рогожниковы начали проситься в другой регион, поскольку климат Дальнего Востока явно не подходил Рае. В главке им предложили несколько вариантов с хорошими условиями, все Поволжье - Волгоград, Нижний Новгород, Казань. А в Ставрополе как раз началось строительство троллейбусного парка, и там были, конечно, рады принять остро необходимых специалистов. Но начальство во Владивостоке никак не хотело отпускать! В общем, пережили они целую эпопею, Раисе даже пришлось полгода одной пожить в Ставрополе, где Анатолия ждала должность начальника строительства, в дальнейшем - начальника троллейбусного управления.
После шумного портового Владивостока Ставрополь показался удивительно тихим, провинциальным. Улиц Ленина и Мира в их нынешнем виде еще не существовало, сплошь частные домики с большими садами и огородами. Раиса только ахнула про себя: ну зачем здесь троллейбус?! Однако уже вышло постановление правительства об учреждении в городе промзоны, должны были появиться новые предприятия, а значит, прорабатывался и вопрос с транспортом. Генподрядчиком строительства троллейбусного парка был определен крайколхозстрой, коему, естественно, гораздо ближе коровники и кошары… Словом, дело двигалось очень медленно и туго. А когда наконец приехал Анатолий, он благодаря телефонным сообщениям Раи хорошо представлял здешнюю ситуацию. Например, о том, что в проекте оказалась серьезная ошибка: чтобы пошел троллейбус, нужны 600 вольт постоянного тока, а по расчетам в точке токораздела выходило не больше 400. Нужна подпитка, нужен другой кабель… Анатолий не колебался ни минуты: направил докладную записку на имя первого секретаря крайкома партии с формулировкой, что саботируется постановление ЦК партии о развитии промышленности в городе.
Сегодня в сборнике архивных материалов Ставропольского края «Голоса из провинции» можно видеть этот документ: «Сроки выполнения работ, установленные графиком и намеченные на оперативных планерках, постоянно срываются. Все это привело к тому, что выполнение плана первого квартала сорвано, тем самым сорван пуск троллейбусного транспорта… Работы ведутся крайне медленно… Возможности квалифицированно подготовить кадры по обслуживанию тяговых подстанций и контактной сети нет, так как на эту подготовку нет средств». Резолюция первого секретаря крайкома КПСС Н. Босенко: «...Форсировать пуск троллейбусов. 21.lV.64 г.».
Другой бы не посмел замахнуться на тех, с кем ему предстоит работать. Анатолий Рогожников сразу дал понять: он не из боязливых. И такой пошел шум, работать стали в три смены! Дальше надо было готовить людей, например, водитель троллейбуса должен 6 месяцев стажироваться, а где? Решили везти в Ростов. А еще надо было обучить электромонтеров, слесарей, весь обслуживающий персонал. Людям платить стипендию на время обучения. Так что трудностей было много. Работали допоздна и практически без выходных. Даже в роддом Раису увозили прямо с работы.
1 августа 1964 г. открылся первый маршрут «Вокзал - Газостанция», связавший центр города с новым жилым районом, который назывался «Осетинка». Первый троллейбус выпустили на линию без помпы, правда, объявление дали, и люди пришли. Транспортная новинка народу понравилась, говорили, что Ставрополь на город стал похож… Раиса Григорьевна сегодня с улыбкой вспоминает такую картину: по тихому одноэтажному городку несется троллейбус… И никаких вам нынешних пробок…
Именно в троллейбусном управлении, в созданном с нуля трудовом коллективе Анатолий Рогожников прошел школу не просто профессиональную, но школу работы с людьми. Когда у каждого свой характер, свои проблемы, свои житейские заботы. Пришлось даже юридические нюансы осваивать. Были, конечно, и недовольные молодым требовательным начальником. После клеветнической жалобы в совпроф даже собрали собрание, чтобы обсудить (или осудить?). Разговор получился бурным, водители, слесари, диспетчера горячо вступились за Рогожникова… Словом, еще один непростой экзамен он выдержал с честью.
Конечно, талантливого руководителя заметили власти города и края. В 1972 году Анатолий Антонович назначен на должность заместителя председателя исполкома Ставропольского горсовета. Тут уже не только иные масштабы, но и задачи новые. Как работают горгаз, водоканал, в каком состоянии очистные сооружения, как поддерживается порядок на улицах, где нужно заасфальтировать дорогу… На юго-западе разворачивалось новое строительство, а о каком росте жилого фонда можно говорить без надежных коммуникаций? Водоводы надо обновлять, трубы рвутся, деньги нужны, и это все не нравится начальству… Было непонимание «сверху», нередко - высокомерие. А он все через себя пропускал, через собственное сердце. Такой уж характер. Но полюбил город всей душой, и когда ему однажды предложили местечко поспокойнее (чтоб никому не мешал), отказался наотрез: привык заниматься реальным делом, к партийной карьере не стремлюсь. К нему и здесь, как всегда, постоянно шли люди, знали - Рогожников выслушает, посочувствует, поможет.
В 1977 году в краевой столице появляется новый район - Промышленный. Анатолий Антонович становится первым председателем исполкома райсовета. Опять - создание нового коллектива, поиск кадров, изучение проблем. Он все обследовал лично, пешком исходил всю территорию, много думал, что нужно району в первую очередь. И во вторую, и дальше… Это ему принадлежит идея создания зоны отдыха в Таманском лесу. Вместе с проектировщиками придумали каскад бассейнов, поставили скамейки, турники, раздевалки для купающихся. На все, разумеется, нужны были средства, стройматериалы. Рогожников приглашал к себе руководителей предприятий, с каждым беседовал по душам: «Ты патриот Ставрополя? Помоги...». Он никогда с человеком не разговаривал через стол, обязательно выходил навстречу, садился рядом… И никто ему не отказал. Под руководством А. Рогожникова была создана конноспортивная школа города Ставрополя, возведены два теннисных корта, в парке Победы на радость местному населению появился первый открытый кинотеатр, сооруженный методом народной стройки. Много внимания уделял руководитель района вопросам озеленения, благоустройства растущих кварталов, преображения облика города в целом. Так, по его инициативе появился на Комсомольской, ныне Крепостной горке, памятник Суворову, продолжилось благоустройство старинного бульвара в центре города. Все строилось на добрых человеческих отношениях. Например, закладывая конноспортивную школу, Рогожников сам устанавливал связи с колхозами, где набирал лошадей, летал в Москву за материалами по организации конкуров. Мечтал, чтобы в Ставрополе проходили соревнования государственного масштаба. Он вообще мыслил по-государственному, но всегда - применительно к судьбам конкретных людей.
В период становления парка Победы Анатолий Антонович много ходил пешком по этой территории, все старался продумать. Например, организовал установку старого самолета, который с тех пор полюбила ставропольская ребятня. Рогожникова так привыкли чуть ли не ежедневно видеть в разных уголках парка, что однажды он сам услышал, как кто-то советует прохожим: а вы идите по тропе Рогожникова… Очень ему это было приятно!
В 1999 году имя А. Рогожникова было присвоено улице во вновь застраиваемом микрорайоне города, это был первый шаг к увековечиванию памяти о нем. В книге «Ставрополь. Промышленный район. Вчера, сегодня, завтра», вспоминая годы работы с Анатолием Антоновичем, его заместитель Ю. Москалев писал: «Самая интересная и творческая страница трудовой биографии связана с прекрасным руководителем, коллегой и наставником – председателем райисполкома Анатолием Антоновичем Рогожниковым. При первом собеседовании он мне сказал замечательную фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «Никогда не обещай того, чего не сможешь выполнить, делай людям добро, и оно к тебе вернется».
Да ведь и сам Анатолий Антонович всегда жил именно по этой заповеди: делать добро. Как вспоминает Раиса Григорьевна, муж играл на гитаре, аккордеоне, прекрасно пел, у него был звучный тенор, и в праздничные даты сам обязательно устраивал музыкальные встречи в коллективе. Даже создал эстрадный и духовой оркестры! Хорошо знал и современный шансон, и оперу слушал с удовольствием. Он понимал: чтобы на работе все ладилось, человеку надо и отдохнуть как следует, и надо ему в этом помочь...
Анатолий Антонович ушел из жизни до обидного рано - в 53 года. Но как же много он успел сделать для людей, для ставшего родным Ставрополя! До сих пор бегают по нашим улицам троллейбусы, которые народ предпочитает не только из-за цены билета. Этим троллейбусам когда-то проложил свою «тропу» замечательный человек, всего себя отдавший созиданию. Получается, и сегодня мы, здесь живущие, ходим по тропе Рогожникова...
18 сентября 2019 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
