16:25, 26 июня 2019 года

Какие они, современные школы?

На Ставрополье продолжается реализация регионального проекта «Современная школа». Планируется не только строительство учебных заведений, но и создание современной материально-технической базы в уже имеющихся школах. Также обновят методы обучения. Они станут более современными, адаптированными под требования XXI века. В связи с этим возникло множество вопросов, на которые ответила первый заместитель министра образования Ставропольского края Наталья Лаврова.

- Сколько средств из бюджета СК будет израсходовано на региональный проект «Современная школа»? На что конкретно пойдут деньги?

- На обновление материально-технической базы из бюджета края выделено 2,3 миллиона рублей. Предполагается приобретение оборудования для восьми коррекционных школ, создание 70 центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В центрах планируется оснастить учебные кабинеты для изучения таких предметных областей, как технология, ОБЖ, информатика. На обеспечение деятельности центров предусмотрено 26 миллионов, в том числе 24,7 млн из краевого бюджета, 1,3 млн из муниципального. Строительство школы в селе Красноярском Андроповского района потребует финансирования из краевого бюджета в размере 16 миллионов рублей. Объем краевого финансирования при строительстве двух школ в Михайловске составляет в 2019 году 22,1 миллиона, а в 2020 году - 20,4 миллиона. На строительство школы в Кисловодске в 2019 году предусмотрено из краевого бюджета 2,5 миллиона, а на реконструкцию школы в Пятигорске - 10,3 миллиона.

- Исчерпывающая информация о внушительных тратах на реализацию проекта в регионе. Благодаря «Современной школе» на основе международных исследований будет сформирована новая система оценки качества образования. В чем она заключается? Не станет ли она еще одним испытанием-стрессом для детей?

- Действительно, при реализации проекта «Современная школа» для обеспечения прорывного улучшения качества образования в России с текущего года планируется начать поэтапное проведение исследований и оценок качества подготовки обучающихся на основе практики международных исследований. В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов. Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.

В настоящее время на федеральном уровне уже утверждены методология и критерии оценки качества образования на основе практики международных исследований. Наш край в 2019 году наряду с другими тринадцатью регионами страны вошел в выборку по проведению данного исследования. Оценка будет проводиться на основе ФГОС в соответствии с методологией на основе опыта проведения массовых оценочных процедур в России и с учетом практики международных сравнительных исследований качества образования.

Мы рекомендуем относиться к проведению оценочных процедур спокойно. По результатам оценочных процедур не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы и образовательной траектории школьника. Оценки за ВПР, НИКО и прочее не влияют на получение аттестата и на перевод в следующий класс.

- В текущем году завершат строительство двух школ в рамках обсуждаемого регионального проекта. Есть особенности в их материально-техническом оснащении?

- Оснащение всех вновь построенных школ, включающее специализированную мебель для классов и кабинетов, учебное оборудование, стенды, современное технологическое оборудование для пищеблоков, учебно-наглядные пособия, компьютерную технику, осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ.

В школе города Михайловска по улице Прекрасной два спортивных зала с современным специальным покрытием, гимнастический зал, спортивные площадки, оснащенные инвентарем в соответствии с современными требованиями. В школе села Красноярского предусмотрен спортивный зал со специальным покрытием и мягкими стенами, современные спортивные площадки.

- Ставрополье напористо идет навстречу «цифре». Уже осенью в 26 муниципалитетах края будет открыто 70 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Их создание в сельских территориях обеспечит доступность современного образования. Для определенных категорий обучающихся станут реальными дистанционные программы обучения. По словам министра образования Ставропольского края Евгения Козюры, функционирование центров «Точка роста» будет способствовать повышению качества общего образования в крае. Для каких категорий обучающихся станет реальным дистанционное обучение?

- Программы дистанционного обучения для этих центров находятся в стадии разработки. Но уже сейчас можно сказать, что дистанционное обучение сделает более доступным образование для детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ, ребят, которые находятся на домашнем обучении. Формат таких образовательных программ может быть совершенно различным и предусматривать интернет-образование с использованием специальных платформ обучения, видеоуроков, кейсов с заданиями и учебным материалом, лекториев или интерактивных образовательных ресурсов. Преподаватели, работающие в «Точках роста», в настоящее время проходят обучение, чтобы иметь возможность учить детей в новых условиях, на новом оборудовании. Доступность дистанционного обучения возможна при наличии высокоскоростного подключения к интернету. Реализация мероприятий регионального проекта «Цифровая образовательная среда» позволит региону обеспечить образовательные организации высокоскоростным интернетом.

- В рамках регионального проекта «Современная школа» материально-техническую базу предстоит обновить коррекционным школам края. Его реализация предполагает создание современной образовательной среды, которая не только сохранит, но и укрепит здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья. Выполняться это будет за счет подстройки под возможности и особенности развития каждого ребенка. Каким образом будет проходить подстройка? Разработана специальная программа?

- В 2019 году восемь государственных школ принимают участие в мероприятии национального проекта «Образование» по обновлению материально-технической базы образовательных организаций Ставропольского края, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по общеобразовательным программам. Ставропольский край вошел в число 43 субъектов Российской Федерации, победивших в конкурсном отборе на реализацию данного мероприятия в текущем году. Всего из средств федерального бюджета выделено на оснащение школ более 33 миллионов рублей, а из краевого бюджета - 2,3 миллиона. В рамках проекта школы будут оснащены в первую очередь оборудованием для обучения детей-инвалидов по предмету технология в соответствии с современными требованиями к профессиям, наиболее востребованным на рынке труда края.

Среди новых профессий, которые будут осваивать дети с особыми образовательными потребностями, – художник народных промыслов, мебельщик, гончар, специалист типографского дела, массажист. Кроме того будут развиваться и те профессии, по которым дети активно трудоустраиваются сейчас после окончания школы. Это столяр, швея, сельскохозяйственные профессии, затрагивающие растениеводство и тепличное хозяйство.

В рамках регионального проекта «Современная школа» планируется оснащение школ современным компьютерным, мультимедийным оборудованием, специальным оборудованием для организации коррекционной работы, обновление учебного оборудования для эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов обучения детей с ОВЗ и детей с интеллектуальными нарушениями. Сейчас коррекционные школы - участники проекта - вносят изменения в свои программы развития, учитывающие новые направления работы, реализуется подготовительный этап к профессиональной подготовке обучающихся. Все это позволит детям с ОВЗ получать образование на качественно новом уровне.

«Какие они, современные школы?»
Газета «Ставропольская правда»
26 июня 2019 года