© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

На пути к успеху

Само название регионального проекта «Успех каждого ребенка» весьма привлекательно и широко. А за названием – вполне конкретные заботы, которые надо решить.

– Проект направлен в первую очередь на создание базовой современной инфраструктуры, новых подходов к тому, чтобы дать как можно больше возможностей каждому ребенку для развития, – рассказывает заместитель министра образования Ставропольского края Диана Рудьева. – Например, важной составной частью проекта является создание современных инфраструктурных учреждений, таких как IT-кубы, где дети изучают основы программирования, информационных технологий. В набирающих популярность технопарках «Кванториум» детям открывается широкий простор для творчества, мыслительной деятельности, самостоятельной разработки проектов, причем разработки с расчетом на внедрение, когда ребята видят результаты своего труда.

В 2018/2019 учебном году в первом действующем в нашем крае детском технопарке «Кванториум» обучались 854 ребенка. В предстоящем 2019/2020 учебном году их количество составит 900 человек, что соответствует запланированным показателям. К 2024 году в крае в планах создание сети из восьми детских технопарков и трех мобильных кванториумов. Количество детей, в них обучающихся, превысит 8 тысяч человек.

В этом направлении министерством образования СК ведется организационная работа с главами восьми городов края с населением свыше 60 тысяч жителей, от них получено предварительное согласие на участие в создании технопарков. В 2020 году кванториумы планируется создать в Ставрополе и Невинномысске.

– Технопарк «Кванториум» привлекает талантливых ребят самыми разными возможностями, – рассказывает Диана Рудьева. – Например, по направлению «Информационные технологии» их учат самостоятельно работать над созданием сайтов, в биоквантуме дети вплотную занимаются биотехнологиями, а это сегодня очень актуально, потому что в России семимильными шагами развивается фармацевтическая промышленность. Есть оснащенная современным оборудованием химическая лаборатория, где дети проводят опыты, анализы, лабораторные исследования. Геоквантум помогает ребятам всесторонне изучать картографию, процессы, происходящие в земной коре, получить навыки управления беспилотниками. Словом, ребенок может попробовать себя в разных направлениях. Доказано, что, для того чтобы ребенок определился со своим будущим профессиональным выбором, он должен пройти как минимум пять проб, то есть попробовать себя в разных областях деятельности и определиться, что для него особенно интересно. Вот на это и нацелен региональный проект «Успех каждого ребенка».

Занятия на все вкусы

Действующая система дополнительного образования способна удовлетворить разные запросы детской аудитории. Более того, сегодня ее даже можно назвать иначе – системой актуального образования. Она дает возможность ребенку для самоопределения и развития, не только творческого, но и интеллектуального, физического. Жизнь не раз доказала: если человек даже сдал все предметы на «пятерки», но при этом не обладает какими-то дополнительными компетенциями и навыками, он вряд ли будет далее интересен потенциальному работодателю. Ведь сегодня достаточно интересная социальная жизнь кипит и на предприятиях, поэтому востребована молодежь с разносторонними способностями. А это все как раз и дает система дополнительного образования.

– У нас на Ставрополье достаточно много учреждений, открывающих подрастающему поколению пути на бесплатной основе заниматься чем-то интересным и полезным, – продолжает Д. Рудьева. – Это целостная система более чем из 290 учреждений в сферах образования, культуры, спорта. Детско-юношеские спортивные школы, музыкальные школы, школы изобразительного искусства, дворцы и дома детского творчества повсеместно к услугам ребят. По отрасли «Образование» осуществляют свою деятельность 136 организаций дополнительного образования. В них действуют 7459 объединений, охватывающих более 120 тысяч человек. Техническим творчеством занимаются около 8 тысяч обучающихся. В последние годы активно развивается сектор негосударственного дополнительного образования, появляются новые кружки, различные формы досуговой деятельности. И это хорошо.

По законодательству система допобразования входит в полномочия муниципальных органов власти. Муниципалитеты полностью содержат эти учреждения – от поддержания в должном состоянии зданий, ремонта помещений, функционирования до заработной платы педагогов. Непосредственно под управлением министерства образования СК сегодня пять государственных учреждений допобразования.

Деньги «пойдут» за ребёнком

В проекте «Успех каждого ребенка» речь идет о так называемой модели региональной системы дополнительного образования. Будет ли она отличаться от российской, иметь какую-то ставропольскую специфику?

– В рамках проекта действительно предусмотрена такая позиция, как создание региональной модели допобразования, что подразумевает персонифицированный учет и финансирование каждого ребенка, - поясняет Диана Рудьева. – Ребенок, получив сертификат, обладающий определенным денежным эквивалентом, может пойти в то учреждение, которое ему понравилось. То есть средства направляются непосредственно на конкретного ребенка, занятого в конкретном учреждении. Сертификат даст возможность каждому ребенку после некоторого времени занятий, например, рисованием (куда он больше ходить не хочет), перей-ти, допустим, в спорт. И, соответственно, деньги пойдут «за ним» – в спорт… Новый механизм финансирования требует с нашей стороны серьезной работы над нормативно-правовой базой, в том числе внесения изменений в краевое законодательство, и только потом, взвесив все «за» и «против», мы будем внедрять данную методику.

Региональный проект «Успех каждого ребенка» гарантирует равные стартовые возможности независимо от места проживания детей, их социального положения. Чтобы любой ребенок, независимо от его физического состояния, проживания в крупном городе или малом селе, имел реальную возможность получения услуг дополнительного образования. Так, если речь о детях с ограниченными возможностями здоровья, это значит, учреждения дополнительного образования должны быть оснащены соответствующей инфраструктурой доступности – пандусы, специальные туалетные комнаты, подъемники и т. д. Есть свои требования к помещениям, где занимаются дети с нарушениями зрения… Таким образом, ребенок не оказывается изолированным, а может посещать привлекательное для него учреждение и наравне со всеми заниматься любимым делом.

– Сегодня таких возможностей в крае все больше, – отмечает Диана Рудьева. – Так, в государственных учреждениях – спортивной школе, Дворце детского творчества и юношества им. Ю.А. Гагарина, в загородном лагере «Солнечный» в Пятигорске – созданы условия архитектурной доступности. Там можно принимать детей с ограниченными возможностями здоровья. Для выполнения намеченных целей необходимы материально-технические, кадровые, интеллектуальные и финансовые ресурсы, на это направлены сегодня усилия министерства образования края.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Школа как центр развития

Важный приоритет, обозначенный в региональном проекте, – создание надлежащих условий детям, живущим в отдаленных селах. Понятно, что в городах и муниципальных районных центрах сосредоточены все основные учреждения ДО. А дети из отдаленных хуторов порой не имеют возможности туда приехать, хотя среди них может быть одаренный математик или химик, талантливый музыкант или спортсмен. Таким образом, ведущим центром развития остается местная школа, на базе которой работают кружки, объединения, в них с ребятами занимаются педагоги дополнительного образования. Кроме того в крае имеются заочные школы – экологическая, малая техническая академия, малая академия наук, – где обучение дети проходят в том числе и в очно-заочной форме. Ребята находятся в постоянном контакте с педагогами, учеными, которые помогают им вести свои научные исследования. Д. Рудьева приводит в пример выпускника 11 класса из Кочубеевского района Епиченко Виктора, который ездил на занятия в Невинномысский центр детского научного и инженерно-технического творчества, где смог разработать оригинальное изобретение в области робототехники, высоко оцененное комиссией Генерального штаба ВС РФ. Весьма яркое свидетельство хорошего уровня работы дополнительного образования. Кстати, в Невинномысске этот техноцентр являет собой еще и успешный пример государственного и частного партнерства.

Региональным проектом «Успех каждого ребенка» предусмотрено также создание современных условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах, расположенных в сельской местности. В школах ремонтируются спортзалы, создаются спортклубы по различным видам спорта. Успешно развивается сеть спортивных классов. В школах края уже действуют 48 спортивных классов по 16 видам спорта. На это выделяются средства как из федерального, так и из краевого и муниципальных бюджетов. Общими усилиями достигаются неплохие результаты. Уже приведены в добротное состояние 157 спортивных залов, и эта работа продолжается. В этом году при участии краевого бюджета будет отремонтировано еще 26 спортзалов и создано 26 спортклубов в сельских школах.

Что дают конкурсы?

Особое внимание министерством образования уделяется выявлению и поддержке одаренных детей. Более 28 лет в крае работает государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр для одаренных детей «Поиск», который имеет сеть филиалов, что позволяет охватить и предоставить возможность детям всего края участвовать в программах центра «Поиск». Центр также является оператором по взаимодействию с центром «Сириус» (г. Сочи), с которым у министерства образования СК подписано соглашение о сотрудничестве. Всего в «Сириусе» за три года по направлению «Наука» побывали более 200 ставропольских ребят. А этим летом 22 ставропольских школьника, победители проектного конкурса, поедут в «Сириус» на профильную смену.

– Участвуя в проектных конкурсах, ребенок учится работать с информацией, решать реальные производственные задачи, получать практический опыт в разных сферах жизни, – отмечает Диана Рудьева. – И мы благодарны нашим партнерам по промышленному сектору, ведущим вузам – аграрному университету, медицинскому университету, федеральному университету, которые принимают активное участие в работе с нашими детьми в рамках проектного конкурса.

Выбор профессии

В значительной мере благодаря дополнительному образованию дети уже сейчас могут правильно выбрать свой профессиональный путь, а в дальнейшем, став взрослыми, развивать родной город, Ставрополье, Россию. И это направление четко прописано в региональном проекте «Успех каждого ребенка». Сегодня уделяется большое внимание ранней профориентации. Ведь не секрет, что дети, доучившись до 11 класса, часто не могут определиться с дальнейшей своей судьбой – профессиональной. В министерстве образования СК большое внимание уделяется именно ранней профориентации: ориентировать ребенка в мире профессий сразу после начальной школы. Этому в значительной мере сопутствует и дополнительное образование. Активно внедряемые интернет-ресурсы «Проектория», «Билет в будущее» знакомят школьников с профессиями, на таких онлайн-занятиях ребята проходят специальное тестирование, после чего могут уже более осознанно по своему выбору прийти на реальный профориентационный урок в конкретное учреждение профобразования и собственными руками что-то попробовать в будущей профессии. Испечь хлеб… Постоять в цехе, наблюдая, как работают за станком фрезеровщик, сварщик… Понять, как разрабатывает что-то важное программист на компьютере… Как проводятся те или иные лабораторные исследования… У школьника появляется представление о привлекшей его внимание профессии.

– Конечно, здесь очень много зависит от семьи, – уточняет Д. Рудьева. – Родители, приходя домой вечером, говорят, что устали, но, по сути, ребенок не знает, чем же папа и мама занимаются на работе. Мы возлагаем определенные надежды на интересный проект, совместный с министерством труда и соцзащиты, направленный на временное трудоустройство школьников. Суть его в том, что родитель на своем рабочем месте выступает «работодателем» для временного трудоустройства своего ребенка и, например, его друга, одноклас-сника. И дети видят, что делает человек целый день в этой профессии, от чего именно устал к вечеру… Приходит понимание важности и нужности профессии.

В ранней профориентации задействована вся система профессионального образования – колледжи, техникумы, вузы. Они и сами заинтересованы в результате, поскольку сегодняшние школьники - потенциальные студенты. Министерство образования СК сотрудничает с минпромом, минсельхозом, десятками предприятий. Повсеместно в крае используется проверенная опытом форма ознакомительных экскурсий для детей на производство. Только за первый квартал 2019 года, по данным регионального центра союза «Молодые профессионалы», в Ставропольском крае фактическое количество школьников, охваченных профессиональной ориентацией по 37 компетенциям, составило более 8 тысяч. По итогам года это количество должно составить более 12 тысяч человек.

Билет в будущее

Еще одним примером успешного использования опыта прежних лет можно назвать наставничество в допобразовании. Как известно, для ребенка в период взросления всегда важен значимый взрослый. Им может стать, например, тренер или педагог, который нашел ключик к этому ребенку. Он его наставник по жизни, способный дать дельный совет, к которому ребенок прислушается. Нередко он становится образцом. Не случайно дети, выбирая свою дальнейшую профессиональную карьеру, руководствуются именно этим. И особенно важно наставничество для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих проблемы с законом. На практике ребенок закрепляется за конкретным наставником. Если речь о социально незащищенном ребенке, наставник активно участвует в жизни этого ребенка. Разумеется, знают об этом родители или законные представители.

Региональный проект «Успех каждого ребенка» сегодня в числе приоритетных задач министерства образования СК, подчеркивает Диана Рудьева:

– Проект дает толчок для развития, создания чего-то нового. Не секрет, что сложившаяся система дополнительного образования нуждается в модернизации, ведь жизнь не стоит на месте. А вызовы времени требуют и современного оборудования, и современно работающих учреждений, и современной подготовки педагогов. Правительство Ставропольского края участвует в реализации регионального проекта, в первую очередь финансируя его реализацию. Все названные технопарки, другие учреждения системы ДО требуют дополнительного софинансирования из регионального бюджета. Выделяемые из краевого бюджета средства на участие в конкурсах федерального уровня работают на создание современных учреждений допобразования. Например, в 2018 году выигран конкурс на IT-куб, и в октябре он начнет работать в Михайловске на базе «Кванториума», на это выделено 12 млн рублей из краевого бюджета.

Основная цель регионального проекта «Успех каждого ребенка» – обеспечить максимальный охват доступным дополнительным образованием 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Прежде всего речь о развитии технического и естественно-научного направлений. Одна из форм онлайн-профориентации называется весьма символично – «Билет в будущее». А по сути, все дополнительное образование дает каждому юному человеку тот счастливый билет, который поможет ему достичь успеха в будущем.

Наталья БЫКОВА

Дополнительное – значит, актуальное! / Газета «Ставропольская правда» / 14 июня 2019 г.