06:21, 2 июня 2019 года

200 рыцарей собрал фестиваль «Железное сердце» в окрестностях в Железноводска

Первое, что бросается в глаза вновь прибывшим зрителям, – огромное количество легковых авто на поле вдоль шоссе. Увы, это вполне объяснимо: проторчав битый час под палящим солнцем на обочине дороги, я не видел ни одного рейсового автобуса или маршрутки. То есть попасть на место исторической реконструкции можно только на личном или служебном автомобиле. Или же пешкодралом из города.

Вторая броская примета фестиваля – повышенные меры безопасности. Вдоль пустынного шоссе поминутно раздаются свистки сотрудников ГИБДД. Одни свистят пешеходам, показывая на знак перехода, висящий в полусотне метров. Другие останавливают автомобилистов, не затормозивших перед недавно появившимся знаком пешеходного перехода.

Все огромное поле за поселком Железноводским окружено металлическим ограждением. Пройти за него, чтобы приблизиться к ристалищу, можно только через рамки металлоискателей, у которых бдят полицейские и казаки. И это не формальность. Они даже заглянули в мою маленькую репортерскую сумку.

На этом неприятности для посетителей заканчиваются и начинаются «приятности». А именно: внушительный ряд биотуалетов, автомобиль с кофе, бочка с квасом. Последнее более чем уместно в такое пекло.

По полю лошадки катают детей, в сторонке с десяток палаток и огороженных площадок, на которых ребятишки размахивают деревянными мечами.

Но останавливаться и присматриваться к ним недосуг: вслед за другими вновь прибывшими бегу к ристалищу, с которого через мощные динамики разносится голос комментатора. Интонации точь-в-точь как на футбольном матче или боксерском поединке. Вот только лексика иная: звучат какие-то непонятные термины, объяснения, кто из бойцов какой доспех потерял в сражении.

Поверх сплошного вала людей, окруживших место действия, удается разглядеть квадрат размером примерно двадцать на двадцать метров, огороженный массивными досками. Это и есть поле битвы, или, по терминологии бойцов исторического средневекового боя, ристалище. Вокруг него суетятся люди в различных странных одеяниях. Со слов ведущего становится понятно, что это судьи предстоящего боя, или маршалы.

Наконец маршалы подводят к ристалищу команды бойцов в железных латах. Каждый со щитом, мечом или боевым топором. Все в металлических шлемах с забралами. Поверх железных доспехов налатники из плотной ткани. В тридцатиградусную жару такое одеяние сродни орудию пыток инквизиции.

В каждой команде по пять человек. Вот у противоположных сторон выстраиваются «Коты Шрединга» и «Стая». В знак готовности к бою те и другие поднимают вверх мечи.

По команде маршала бойцы бросаются друг на друга, и в разных концах ристалища завязываются пять поединков. Вскоре становится ясно, почему ведущий вновь и вновь говорит, какова общая масса команды и сколько весит тот или иной боец. После нескольких ударов на дистанции все бойцы сходятся в ближнем бою. Здесь особо не развернешься с мечом или топором, а главным фактором победы становится масса – кто кого свалит на землю. Вот и ведущий с восторгом восклицает по поводу победы в одном из локальных боев:

- Такой массе сопротивляться невозможно!

Однако иные прибегают и к хитрости: оставив своего оппонента, перебегают на другой край площадки и разят в спину противника своего товарища по команде. Это не нарушение правил или этических норм, а тактика командного боя.

Не скажу, что происходящее выглядит эстетично – какое-то неуклюжее кратковременное месилово. Надо быть большим знатоком, чтобы оценить мастерство бойцов.

Словом, эти рыцарские бои на любителя. Тем более что сразу видно: латы и мечи из металла. Что подтверждает и ведущий, поясняя публике: каждое оружие помечено специальным чипом судей, гарантирующим, что в мече или топоре нет травмоопасных граней и его вес не превышает допустимых пределов.

Но коль люди приехали с этими доспехами и оружием за сотни и тысячи километров, значит, такие бои доставляют им удовольствие. Более того, от ведущего зрители узнали, что совсем недавно, в мае, в Сербии прошел юбилейный, уже десятый чемпионат мира по средневековым боям.

Несколько более эстетично выглядят конные ристалища. Собственно, это не столько бои, сколько состязания в ловкости и умении управлять лошадью. Всадники рубили на скаку яблоко, поднимали платок, попадали копьем в кольцо. А если и били, то по чучелу «сарацина».

А вот все происходящее вокруг места «боев» однозначно со знаком плюс. Это и средневековая кузня, в которой на глазах у детворы бойцы ремонтируют поврежденные латы. И выставка различных мечей и алебард, действие которых мастер демонстрирует на манекене из деревянных балок. Причем он не только сам рубит деревянного противника, но и учит детей наносить разящие удары старинным оружием.

А рядом ристалище для самых маленьких. Маршал в балахоне надевает на пятилетних девчушек шлемы с забралом, дает в руки щиты и мечи из поролона. И бой начинается…

Даже коммерческие палатки не портят впечатление: вот продают шкуры зверей. А вот целый набор всевозможных мечей, секир, щитов. Но все они маленькие и сделаны из дерева. Мало какой папа устоит перед просьбой сынишки купить ему такое оружие.

Словом, как фестиваль исторической реконструкции «Железное сердце» - дело хорошее и наверняка найдет своего зрителя среди многочисленных мероприятий, ознаменовавших открытие туристического сезона на Кавминводах.

«На ристалище – железные сердца»
Газета «Ставропольская правда»
5 июня 2019 года