Сатирическую повесть В. Шукшина «Энергичные люди» представили в драмтеатре Ставрополя
Новой премьерой порадовал публику Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова. Постановку сценической версии повести В. Шукшина «Энергичные люди» осуществил заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков.
В год 90-летнего юбилея Василия Макаровича появление его имени на афише вполне закономерно, во-первых, и необыкновенно интересно, во-вторых. Интересно уже потому, что ставит вопрос: а каков Шукшин в ХХl веке? Ведь он был абсолютно советский актер, писатель, постановщик, в том смысле, что принадлежал своему времени, находил отклик у современников, однако насколько он близок нам сегодня, совсем в другой стране…
Казалось бы, кто ж не помнит эту настоящую глыбу нашей культуры, так ярко осветившую нас талантом, мощным и многогранным… А вот представьте себе, выросло уже не одно поколение, не видевшее ни «Калины красной», ни «Они сражались за Родину», ни «Живет такой парень»… Хотя все эти шедевры заслуженно вписаны в перечень классики советского и мирового кино. Ныне знаменитая фамилия больше мелькает, увы, в скандальных телешоу, связанных с разборками потомков, выставляемыми на всеобщее обозрение. Обидно становится за Шукшина, глядя на это безобразие. Правда, справедливости ради добавлю: на современных российских сценах появляются и постановки произведений классика. Теперь в этом ряду и ставропольская премьера.
Сорок пять лет назад, в далеком 1974-м, в БДТ (Большой драматический театр, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) состоялась премьера спектакля «Энергичные люди». Пьесу принес сам Василий Макарович. Спектакль стал сенсацией и долго оставался в репертуаре. Тогда герои пьесы пришлись очень ко времени - действительно, энергичные люди, хваткие и нечистые на руку, хапуги и воры были подходящими объектами для сатиры. Сегодня таких порой причисляют к бизнесменам, что вряд ли нравится людям по-хорошему предприимчивым, занятым делом. О тех же, кого так точно и едко живописал Шукшин, другой советский кумир говорил словами своего известного героя: «Вор должен сидеть в тюрьме». Как сильно сместились нравственные акценты со времени Шукшина и Высоцкого… Или все же не так уж сильно? Вот сколько задачек задает нам спектакль.
В афише сохранено авторское обозначение жанра - сатирическая повесть. Но если в шукшинское время это была в самом деле сатира со всеми полагающимися ей приметами - иронией, сарказмом, гротеском, разумеется, все в комическим ключе, то сегодня к «той» сатире примешиваются ощущения несколько иного порядка. Нет, ирония, сарказм и гротеск никуда не делись. Изменилась их интонация. К примеру, при слове «спекулянт» подмывало спросить молодых соседей по залу, что они понимают под этим… хм… термином. Налицо, естественно, сюжет пьесы со всеми человеческими характеристиками и взаимоотношениями героев. И все актеры, занятые в спектакле, замечательно точно воплотили эти характеры и отношения. Валентин Бирюков вновь собрал отличную команду, в которой каждый игрок и самодостаточен, и одновременно на общую идею спектакля успешно работает.
Тут что ни персонаж - фигура колоритнейшая в своем роде. Начиная с того, кто персонифицирует автора. Евгению Задорожному удалось создать образ отнюдь не отвлеченный, не беспристрастный, его герой безымянный, однако наделен вполне подходящей всей постановке конкретикой. Он не просто читает текст повести, что даже при отличной дикции могло быть скучно и монотонно. Нет, он живо включается в действие, вплоть до поднесения шубы героине и т. п. Даже его мимика, то насмешливая, то дурашливая, придает тому или иному эпизоду свою эмоциональную окраску. Под стать ему главный женский персонаж в исполнении колоритной Полины Полковниковой. Ее героиня отдаленно напоминает современный типаж эффектной дамы, привыкшей к достатку и роскоши благодаря обеспеченному супругу. Правда, по неписаному закону «ищите женщину» именно она становится детонатором главной интриги, если кто помнит литературный первоисточник. Актриса играет самозабвенно, лихо, умело и к месту применяя внешний эпатаж, как это вообще присуще Полковниковой, в какой бы роли мы ее ни видели.
Отлично чувствуют исходную задачу спектакля и исполнители ролей, собственно, тех самых энергичных людей. Каждый вкладывает в своего героя свои черточки, обыгрывая характер, что называется, в деталях, а актеры ставропольской драмы этим владеют вполне. Истинное наслаждение театралу наблюдать за тем, как существуют в этой забавной, в чем-то даже трогательной истории заслуженные артисты России Александр Ростов и Борис Щербаков, почетный деятель искусств СК Игорь Барташ, артисты Георгий Серебрянский, Владимир Петренко и Владимир Лепа. Регулярно катившийся по залу дружный смех и аплодисменты - наглядное тому подтверждение. Неплохо вписывается в общий ансамбль и Яна Фалина, хотя и в крошечной по сравнению с остальными роли. К перечню актерских удач надо обязательно добавить и не менее удачный музыкальный ряд, сопровождающий действо. Попурри популярных советских песен под музыкальное сопровождение Александра Ростова - это просто находка в режиссерском решении.
Итак, спектакль «сделан», как выразился один весьма искушенный театрал со стажем. В профессиональных кругах это очень высокая оценка. При том что часть публики, например, озадачена необычным финалом. Валентин Бирюков продумал и очень по-своему выразил взгляд на «класс энергичных». Для кого-то его трактовка неубедительна, излишне политизирована, что ли. А вот мне, признаться, пришлась по душе. Хотя, не скрою, есть в ней и нечто спорное. Довелось услышать такое мнение: пьеса отражает проблемы своего времени, а сегодня, дескать, абсолютно неверно искать главную причину бед нашего общества в предприимчивых, читай - торговых, людях. Мол, понятия «спекулянт» давно нет. А есть закон рынка: товар - деньги - товар… Смею возразить: как мы знаем из истории, настоящие русские купцы не спекуляцией занимались, а именно торговлей… Словом, есть нюансы. К тому же нынешний слой торговых людей в России слишком разношерстный, чтобы можно было однозначно повесить на него всех собак. Зато понятие «энергичные люди», именно в шукшинском, сатирическом ключе, весьма подходит другом классу. Догадались? Ну конечно, чиновникам, тем из них, которые избаловались от безнаказанности и подозрительно легких денег. Конечно, Россия сегодня другая. И «энергичные люди» тоже. Но они никуда не делись! Только мимикрировали и живут себе припеваючи, считая и откровенно величая всех нас лохами, не умеющими жить. Их неприкрытое хамство стало чуть ли не повседневной нормой. Ничего хорошего это не сулит никому.
Поэтому помнить Шукшина надо. И замечательно, что театр так умно и талантливо нам об этом говорит. И, надеюсь, еще не раз скажет, обратившись к богатому наследию Василия Макаровича. С его такими советскими, но такими живыми и до сих пор понятными образами. Шукшинская внешняя простота, наивная трогательность и одновременно убийственно точная сатира способны выжить и в ХХl веке. Сначала этот век называли компьютерным, потом - циничным, теперь - бездушным. А по-моему, как ни назови, в центре внимания искусства всегда остается человек, его беды и радости, его пороки и добродетели, его страхи и мечты. Обращением к этому всегда был и остается силен настоящий русский театр.
У меня остается один вопрос к молодому зрителю: что вы думаете о Шукшине, спекулянтах, русской жизни? Хочется верить, что молодежь, посмотрев спектакль, прочтет Шукшина, посмотрит его фильмы, его роли. И в сознании нового поколения эта фамилия обретет тот смысл, которого заслуживает, а не тот, который навязывает «энергичное» ТВ.
29 марта 2019 года