Кому положены субсидии и компенсации
О том, на какие льготы могут рассчитывать жители Ставрополья, корреспонденту «СП» рассказал министр труда и социальной защиты населения И. Ульянченко.
- Иван Иванович, тарифы на услуги ЖКХ с каждым годом растут. И прежде всего это отражается на пенсионерах, инвалидах, многодетных семьях. На какую помощь они могут рассчитывать?
- Вся работа в этом направлении была основана на установлении системы адресной социальной защиты потребителей жилищно-коммунальных услуг. Государственная помощь - это набор льгот и субсидий на оплату так называемой «коммуналки». В Ставропольском крае к таким мерам социальной поддержки следует отнести субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитываемые в зависимости от дохода семьи и ее расходов на оплату ЖКУ. Второй вид государственной помощи – это компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляются отдельным категориям жителей региона, имеющим на это право в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Остановлюсь подробнее на субсидии. Любая семья или одиноко проживающий человек, оказавшись в трудном материальном положении, могут рассчитывать на такую государственную поддержку. Субсидирование части платы за ЖКУ сохраняет доходы семьи на другие жизненно необходимые цели. Предоставление субсидии основано на четких и ясных принципах: если расходы семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле общих расходов. В Ставропольском крае этот показатель составляет 22%, что соответствует федеральному стандарту. Для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума установлена дополнительная гарантия социальной поддержки со стороны государства: для них максимально допустимая доля расходов на оплату ЖКУ устанавливается ниже, чем для прочих категорий граждан (иными словами, она ниже 22%). С помощью поправочного коэффициента, равного отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму семьи, максимально допустимая доля расходов на оплату этих услуг в совокупном доходе малоимущей семьи уменьшается. У каждой такой семьи этот коэффициент индивидуальный, поскольку он зависит от доходов и величины прожиточного минимума. Поэтому максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг для каждой малоимущей семьи также будет индивидуальна, но, повторюсь, она будет меньше общеустановленной величины 22%.
Также следует иметь в виду, что при определении размера расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг принимаются во внимание не фактически понесенные затраты семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг (по квитанциям), а учитываются расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и размера регионального стандарта стоимости коммунальных услуг. Размеры региональных стандартов стоимости ЖКУ ежегодно устанавливаются правительством края. Размеры эти дифференцируются по видам жилых помещений, в которых проживают семьи, территориям проживания, а также зависят от количества проживающих в доме или квартире, а также факта уплаты взноса на капремонт.
Учитывая различный уровень дохода в каждой семье и размеры региональных стандартов, твердого, то есть заранее установленного, размера субсидии нет. Могу только сказать, что средний размер субсидии, предоставленной на одну семью в прошлом году, составил 1755,63 рубля. При этом важно помнить, что субсидии не предоставляются при наличии задолженности по оплате ЖКУ. Вместе с тем Жилищным кодексом установлено, что граждане, имеющие просроченную задолженность, также могут обратиться за получением субсидии, но только в том случае, если намерены погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это оформляется в виде соглашения между жильцами и организацией жилищно-коммунального хозяйства. Также хочу обратить внимание, что при наличии задолженности необходимо не только заключить соглашение, но и выполнять его условия.
Субсидии предоставляются гражданам России по месту постоянного проживания их и всех членов семьи. Для того чтобы получить субсидию, собственник, наниматель жилого помещения либо член жилищно-строительного кооператива должен подать заявление и документы в орган соцзащиты или МФЦ по месту жительства. Сделать это можно и в электронной форме. Период предоставления субсидии – шесть месяцев, по истечении этого периода можно вновь обратиться за получением такой льготы. И еще нужно помнить о том, что получатели субсидий обязаны использовать их по целевому назначению.
Для справки
В 2018 году субсидией воспользовались 65762 семьи (6,9% от количества семей, проживающих в крае), из них 22266 - малоимущие семьи (33,9% от численности получивших субсидии). Расходы на предоставление субсидии в 2018 году составили 1258,35 млн рублей.
- А чем субсидия отличается от компенсации расходов на оплату все тех же жилищно-коммунальных услуг?
- Компенсация по своей экономической сущности близка к субсидии, так как предоставляется из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Но если возможность получения субсидии потенциально есть у любого гражданина, нуждающегося в материальной поддержке, то право на получение компенсации на ЖКУ предоставляется не всем нуждающимся, а только отдельным категориям граждан, перечень которых определен федеральными законами. К таким категориям отнесены лица из числа подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также из числа ветеранов и инвалидов. Все они относятся к категории льготиков.
Предоставление компенсации на ЖКУ означает возмещение понесенных затрат. Иными словами, льготник ежемесячно вносит плату за жилищно-коммунальные услуги и так же ежемесячно получает материальную компенсацию своих расходов. Уровень возмещения затрат установлен для всех льготников единый – это 50% платы. Однако объем льгот, то есть виды жилищно-коммунальных услуг, плата за которые компенсируется, определен федеральным законодательством конкретно. Для каждой категории льготников он разный, соответственно, размер компенсации на ЖКУ индивидуальный. Средний размер такой компенсации в прошлом году составил 912,63 рубля.
Необходимо также отметить, что компенсация на ЖКУ также не предоставляется при наличии задолженности. Вместе с тем Жилищным кодексом тоже допускается возможность предоставления компенсации на ЖКУ при наличии соглашения о поэтапном погашении имеющейся задолженности и выполнении условий такого соглашения. Компенсация на ЖКУ предоставляется льготникам, проживающим в Ставропольском крае, по месту их регистрации, по месту пребывания либо по местонахождению жилого помещения, принадлежащего получателю компенсации на праве собственности.
Период предоставления компенсации – период действия документа, дающего право на меры социальной поддержки. Однако в случае допущения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (или ее отдельных видов) в течение трех месяцев выплата компенсации приостанавливается. Так же, как и в случае с субсидиями, для того чтобы получить компенсацию на ЖКУ, льготник должен подать заявление и документы в орган соцзащиты либо в МФЦ по месту жительства.
Для справки
В прошлом году компенсация на ЖКУ предоставлена 183394 льготникам, живущим в Ставропольском крае. Расходы на предоставление компенсации на ЖКУ в 2018 году составили 2034,80 млн рублей.
- В последнее время много говорят и пишут о взносах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Взнос этот стал частью реформы жилищно-коммунального хозяйства. В итоге появилась новая строчка в наших платежках, и это довольно болезненно было воспринято. А что делается в регионе для снятия социальной напряженности?
- В связи с установлением дополнительного вида платежа федеральным законодателем каждому субъекту Российской Федерации было предоставлено право установить меру социальной поддержки для отдельных категорий жителей в виде компенсации новых затрат. Категории граждан, которым предоставляется компенсация, также определены федеральным законодательством, в частности, статьей 169 Жилищного кодекса РФ. Это одиноко проживающие неработающие граждане - собственники жилых помещений в многоквартирных домах, достигшие возраста 70 и более лет, а также их ровесники, проживающие в составе семьи, состоящей только из неработающих граждан пенсионного возраста.
Такая мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса была установлена в Ставропольском крае в 2016 году. Размер компенсации для тех, чей возраст от 70 до 80 лет, равен 50% взноса на капремонт. Для достигших возраста 80 и более лет – 100% понесенных затрат. Но следует иметь в виду, что размер этой компенсации ограничивается региональным стандартом нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Средний размер компенсации взноса на капремонт в 2018 году составил 133,91 рубля на одного получателя.
Компенсация взноса на капремонт по краевому закону не предоставляется в том случае, если гражданин является получателем иных мер социальной поддержки, которыми предусмотрена компенсация взноса на капремонт. Также она не предоставляется, если у гражданина имеется задолженность по уплате взноса. Компенсация взноса на капремонт предоставляется на одно жилое помещение, находящееся в собственности и расположенное на территории края. Обратиться за такой компенсацией можно, подав заявление и документы в орган соцзащиты или МФЦ по месту жительства, либо в электронной форме.
Для справки
В 2018 году компенсация взноса на капремонт предоставлена 15208 жителям края, достигшим возраста 70 и более лет. Расходы на предоставление компенсации взноса на капремонт в прошлом году составили 24707,86 млн рублей.
- Плата за вывоз мусора - тоже животрепещущая тема для многих жителей региона. Предусмотрены ли какие-то виды компенсации за эту новую коммунальную услугу?
- Напомню, что обязанность по внесению платы за мусор наступила у жителей края поэтапно – с 1 января и с 1 июля прошлого года и с 1 января этого года. Расходы по плате за мусор тоже подлежат субсидированию и компенсации. Расчет компенсации производится с учетом объема льгот, предусмотренных федеральным законодательством для соответствующей льготной категории, исходя из установленных региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами тарифов на оплату этой услуги и нормативов накопления, утвержденных министерством ЖКХ края. Расходы по оплате вывоза мусора учитываются при предоставлении жителям края субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
27 февраля 2019 года