Режиссеру, основателю театра в Старомарьевке Михаилу Литвинову посвятили фильм «Данилыч»
Герой ленты тоже был в зале. Режиссер и актер домашнего народного театра «Оптимисты» села Старомарьевского Грачевского района Михаил Литвинов - человек известный далеко за пределами Ставрополья. Именно благодаря своему необычному театру. Сегодня в крае действует около 1300 разных учреждений культуры. Но вот таких эксклюзивных, особых, неповторимых, как «Оптимисты», пожалуй, больше нет. В этом году театр Литвинова отметит свое 20-летие. На его творческом счету 29 полноценных спектаклей, более 600 показов для детей и взрослых, всего свыше 14 тысяч зрителей.
Как заметил, открывая встречу в Лермонтовке, давний соратник М. Литвинова, известный культуролог Владимир Лычагин, форма домашнего театра появилась, что называется, не от хорошей жизни, поскольку давно страдающий физическим недугом режиссер - инвалид-колясочник. Собрав из неравнодушных к искусству односельчан команду единомышленников, прямо в своем доме девятнадцать лет назад он поставил спектакль «Мой Пушкин». С тех пор каждая его постановка становится событием. И это при том, что в небольшой комнате набивалось до 20 человек, не считая актеров. Там актеры и публика - на расстоянии вытянутой руки, там исполнители могут буквально шептать, не повышая голоса, и уже одно это создает поразительно искреннюю атмосферу. Домашнюю. А ведь такая обстановка не очень-то комфортна для самого хозяина жилья, когда зрители складывают пальто прямо на кровать режиссера… К счастью, нашелся замечательный благотворитель Светлана Владимировна Попова, изыскавшая возможности для перестройки хозяйственного помещения во дворе Литвиновых под театральный зал. Теперь там уже 40 мест. А оформил сцену и зал известный театральный художник заслуженный художник РФ Леонид Черный. Теперь театр отделен от жилья, но сохраняет свою камерную атмосферу. Небольшой, уютный, по-прежнему домашний.
Постепенно театр набирал авторитет и популярность уже не только в Грачевском районе, но и в крае. А пять лет назад Михаил Литвинов решил реализовать себя как актер. Еще один этап преодоления недуга, физических ограничений. Будучи человеком глубоко верующим, воцерковленным, имеющим своего духовника, он взялся за цикл православных постановок, делая их в форме моноспектаклей. Причем в основе каждого - тексты наисложнейшие! Не просто миссионерские заготовки, упрощенные для широкой аудитории… Начал со «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Честно говоря, в этот проект никто не верил, поскольку речь о памятнике древнерусской литературы со всеми присущими ему языковыми особенностями. Однако в устах Михаила Даниловича огромная проповедь митрополита перед киевской элитой середины XI века буквально ожила. Умело оформленный талантливым веб-дизайнером Владимиром Задовым спектакль прозвучал мощно, проникновенно и вполне доступно для зрителя компьютерного века. Он был показан в Казанском и Андреевском соборах, в храме Преображения Господня Ставрополя, в разных залах для разной аудитории. И продолжает жить.
За пять лет Михаилом Литвиновым создана целая афиша православных моноспектаклей на тексты незаслуженно забытых поэтов XVIII-XIX веков. А недавно в этой серии появился еще один удивительный проект «Я Крылов»: Михаил Данилович читает известные всем со школьной скамьи басни Ивана Крылова сквозь призму… евангельских мотивов! Великий русский баснописец был глубоко религиозен, и все его иносказательные произведения буквально соотносятся с заповедями Христовыми. Этот спектакль увидели гости библиотеки перед демонстрацией фильма.
Вроде бы ничего сверхнового мы не услышали. Ну кто ж не знает чудные сюжеты про Ворону и Лисицу, Осла и Соловья, музыкальный квартет, Стрекозу и Муравья! Но наверняка мало кто задумывался о том, как точно, хоть и языком аллегории и сатиры, отражены в каждой крыловской истории мудрые вечные истины. О, не случайно написал когда-то монах Свято-Введенской Оптиной пустыни, православный писатель, литературовед, автор биографических книг о русских поэтах ХlХ века Лазарь (Афанасьев) такие строки об этом поразительном соприкосновении поэзии Крылова и Евангелия (они прозвучали в начале программы):
В одной не так уж толстой книжке
Сошлись лягушки, рыбаки,
Ослы, медведи и мартышки,
Разбойники и мужики.
Тут Моська, Лебедь, Рак и Щука,
Тут Тришка и Демьян с ухой -
Все для того, чтобы наука,
Как жить, не сделалась сухой.
Чтоб в полусказочном обличье
Живее басенка была,
Чтобы евангельская притча
Вернее на душу легла.
И действительно, в душу ложатся эти притчи! Михаил Литвинов словно открывает нам заново великого Крылова. И как же замечательно читает он басни, ныне разошедшиеся на цитаты, превратившиеся в пословицы и поговорки! Надо видеть, как самым что ни на есть минимальным исполнительским арсеналом блестяще воплощает он знаменитые строки: главный инструмент, конечно, голос, слегка хрипловатый, но сильный, переливающийся широкой интонационной гаммой. А еще - глаза актера, то лукаво-ироничные, то вдруг пронзительно-колючие, то безмятежно-мечтательные. И руки, энергично летающие у лица. Во всем не поддающаяся описанию динамика действа, тем более впечатляющая, что сидящий в коляске человек неподвижен… «Какие перышки, какой носок...», - читает Михаил Данилович, а на лице его такой выразительный насмешливый сарказм, что зал не выдерживает, волны смеха раскатываются по рядам. Тут простота и глубина вместе. А каждую из басен сопровождают на экране не только соответствующие иллюстрации, но, главное, евангельские цитаты. Например, из Книги притчей Соломоновых: «Глупый верит всякому слову, благора-зумный же внимателен к путям своим», «Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть», «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздному, тот насытится нищетой». Мне кажется, эту программу надо обязательно записать на аудио- и видеоносители, сохранить ее неповторимое звучание, представить широкому кругу слушателей, прежде всего, наверное, в школах. Не случайно давний друг и единомышленник Литвинова еще по студии при драмтеатре, заместитель председателя краевой организации Союза театральных деятелей Любовь Заводнова назвала его не только хорошим режиссером, но и замечательным педагогом-просветителем.
Вот так неожиданно для многих появилась новая линия жизни М. Литвинова - как вполне профессионального актера. Кстати, имеющего хорошее базовое образование Симферопольского и Тамбовского театральных вузов. Если ранее в своих постановках он был в основном сосредоточен на режиссуре, появляясь на сцене лишь в эпизодах, то здесь по-настоящему раскрылся замечательным, ни на кого не похожим исполнителем.
Все это послужило толчком для фильма, снятого режиссером Ильей Макаровым и продюсером Олегом Штормом. Грант на 45-минутный фильм - недешевый проект, и хорошо, что средства на него нашлись столь счастливым образом. Пафос фильма совершенно очевиден, о чем коротко и просто сказал приехавший в Ставрополь на презентацию И. Макаров:
- Михаил Данилович, безусловно, явление культуры уникальное. Нам хотелось показать суть этого самого маленького театра в мире. Ну а фильм лучше расценивать как благодарность нашему герою за то, что он есть в нашей с вами жизни.
«Любите ли вы театр? Любите ли так, как я его люблю - всеми силами души вашей?»… Эти известные слова М. Литвинов и в фильме произносит страстно, убежденно, проникновенно - именно «всеми силами души». На экране проходят репетиции «Оптимистов», панорама Старомарьевки, кадры беседы героя с сельским священником, звучат сокровенные воспоминания о детстве, родных, трудном пути в профессию. В девять лет он написал маленькую пьесу-сказку «Поющее звенящее деревце», которую разыгрывал с пацанами со своей улицы. Увидев понравившееся кино, буквально заболевал им, настолько чуток был всегда к чуду искусства, чуду преображения человека. Потом неожиданно для мужчины в нем проснулась любовь к цветам. Сам подбирал клумбы по цветовой гамме… Отец, человек от земли, комбайнер, удивлялся: «Зачем, сынок, они ж несъедобные!». - Миша обезоруживал простотой ответа: «А это радует мой глаз!».
В этом году будут много говорить о театрах. Наверное, в первую очередь о крупных, авторитетных, известных. Но и ставропольские «Оптимисты» не затеряются в этом море. Как точно подметил В. Лычагин, в нашей стране, где насчитывается 35 млн селян, в последние годы сложился односторонний взгляд на деревню: пьянство, заброшенность, уныние, нищета… Между тем на селе люди так же небезразличны к искусству, они бьются над толкованием пушкинского «Пира во время чумы», для них интересны Шукшин и Лермонтов… И в Год театра мы еще не раз убедимся в том, что театр есть общая духовная субстанция нашего менталитета - от столиц до Старомарьевки…
1 февраля 2019 года