14 декабря 1996 года страна узнала имена четырех Героев России, среди которых был и Сергей Липовой.

Так получилось, что Сергей Анатольевич дважды служил на Ставрополье. Первый раз – когда был заместителем командира вертолетного авиаполка Закавказского пограничного округа. В дальнейшем он завершил свою военную службу именно в Ставрополе в должности командующего авиацией Северо-Кавказского регионального пограничного управления.

Родители Сергея приехали осваивать целину в Багаевский район в конце 50-х годов прошлого столетия. Выбрали молодой поселок Садовый. Отец трудился кузнецом, потом механизатором, а мама всю жизнь проработала сельским учителем. В этом же поселке в январе 1960 года и родился будущий ас.

Детские и юношеские годы Сергея прошли, как у многих его сверстников того времени, – увлекался спортом, особенно любил играть в футбол и волейбол. И, конечно, часто ходил на Дон рыбачить. Поймать бычков и пескарей, было не проблема, а вот выудить приличный экземпляр леща, сазана или щуки считалось среди пацанов большим шиком. К слову, увлечение спортом и рыбалкой сохранилось у Сергея Анатольевича до сегодняшних дней.

Еще в школьные годы увлекла его авиация. Прочитал немало книг о войне и летчиках, но особенно нравилась ему книга «Балтийское небо». Мечта стать летчиком привела его в 1977 году в Ростовский учебный авиационный центр ДОСААФ, где он полтора года учился летать на вертолетах. Одновременно работал слесарем-сборщиком на Ростовском вертолетном производственном объединении. Даже не предполагал тогда, что участвует в сборке вертолетов, на которых через несколько лет доведется летать самому. Наставником Липового был высококлассный мастер, имевший личное клеймо, Николай Павлович Камендровский, о котором он до сих пор вспоминает с большой теплотой.

В конце июля 1979 года Сергей Липовой с отличием окончил учебный авиационный центр и получил направление в большую авиацию – в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Курсантские годы пролетели быстро. В июле 1983 года получил диплом и погоны лейтенанта и был направлен в авиацию Пограничной службы в Красно-знаменный Восточный пограничный округ КГБ СССР на должность старшего летчика-штурмана вертолета Ми-8. В 1984 году назначен командиром экипажа. Помимо Восточного служил в Среднеазиатском и Кавказском особом пограничных округах, прошел все ступени летного становления. С 1984 по 1989 год Липовой участвовал в боевых действиях на территории Республики Афганистан. Там совершил более сотни боевых вылетов, награжден орденом Красной Звезды и медалями.

В 1992 году Липовой окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина и как единственный из всего выпуска, имеющий боевой опыт в том регионе, был направлен служить в Среднеазиатский погранокруг на должность командира вертолетной эскадрильи. Так в тяжелейший период распада СССР он вместе с семьей оказался на территории Туркмении. На следующий год стал заместителем командира вертолетного авиаполка Закавказского пограничного округа, занимавшегося в том числе вопросами передислокации погранчастей на землю Ставрополья. Непосредственно участвовал в организации охраны российской границы на новых рубежах – по Большому Кавказскому хребту, поскольку на политической карте страны появилась новая граница, разделяющая Россию и республики Закавказья. Параллельно пришлось решать вопросы в конфликтах между Азербайджаном, Арменией, Нагорным Карабахом и оказывать помощь Абхазии, в которой тогда шла война. В 1994 году во время первой чеченской кампании участвовал в КТО: пограничники перекрыли границу с Грузией, со стороны которой шли постоянные пополнения для чеченских боевиков и где происходили частые столкновения. С января 1996 года Липовой командовал Душанбинским отдельным вертолетным авиаполком ФПС РФ в Таджикистане. Вертолетчики-пограничники оказывали огневую поддержку бойцам пограничных застав и маневренных групп, вели поиск групп боевиков и наркоторговцев, для перекрытия наркотроп высаживали десанты в самых глухих горных ущельях.

29 сентября 1996 года одна из российских пограничных застав Калай-Хумбского погранотряда подверглась сильному обстрелу как с афганской, так и с таджикской территории.

– Готовьтесь к вылету! – приказал ему командующий пограничной группой генерал-лейтенант Павел Тарасенко. – Огневую точку найти и уничтожить!

В воздух поднялись три пары вертолетов Ми-8. Ведущим группы был сам командир полка. Его вертолет подвергся мощному обстрелу из крупнокалиберных пулеметов. Стреляли из засады с территории Афганистана. В результате прямого попадания отказал один из двигателей, пулями и осколками был изрешечен весь фюзеляж, несущий винт. Два члена экипажа, капитаны Игорь Будай и Валерий Стовба, были смертельно ранены. Вертолет частично потерял управление и начал резко снижаться. Благодаря мужеству членов экипажа, грамотным и умелым действиям командира боевую машину все же удалось на одном работающем двигателе посадить на высокогорной посадочной площадке…

14 декабря 1996 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специальных заданий командования в условиях, сопряженных с риском для жизни, Указом Президента Российской Федерации полковнику Сергею Липовому, как и другим членам экипажа (Будаю и Стовбе – посмертно. – Авт.), было присвоено звание Героя Российской Федерации.

В дальнейшем Сергей Анатольевич продолжил службу в авиации погранвойск. С 1996 года он руководил отделом авиации Группы российских пограничных войск в Таджикистане. Участвовал во второй чеченской кампании. В 2001 году после окончания Военной академии Генерального штаба приехал в Ставрополь, где стал командовать авиацией Северо-Кавказского регионального погран-округа. В 2005 году в звании генерал-майора авиации Липовой был уволен в запас.

Сосем недавно генерал-майор Липовой возглавил президиум общественной организации «Офицеры России», которая объединяет в своих рядах ветеранов и действующих офицеров Вооруженных сил, правоохранительных и контрольно-надзорных ведомств России, а также неравнодушных граждан, принимающих участие в военно-патриотическом воспитании детей и молодежи.

...У Сергея Анатольевича дружная семья. Со своей женой Мариной он познакомился еще в 1978 году. Вместе вырастили дочерей Ирину и Татьяну. Есть уже три внучки, а в начале прошлого года родился долгожданный внук, и по словам деда, он «наверняка будет или казак, или летчик».

Виктор МОСКАЛЕНКО

Из боя в бой / Газета «Ставропольская правда» / 27 июля 2018 г.