Фронтовой путь Ивана Майбороды. Погиб на окраинах Берлина
Когда работал над этим газетным материалом, почему-то пришел на память эпизод из фильма «В бой идут одни «старики». Помните спор двух летчиков-истребителей, командиров эскадрилий по поводу того, кто из них первым распишется на Рейхстаге. После препирательств по этому поводу главный герой киноленты, чью роль исполнил Леонид Быков, произнес такую фразу: «А вообще-то, первым на Рейхстаге должен расписаться рядовой пехоты Ваня. И по праву...». Речь в этой статье и пойдет о таком рядовом по имени Иван. Правда, до Рейхстага он не дошел. Погиб на окраинах Берлина.
Уже седовласый Сергей Майборода, зайдя в краеведческий музей села Прасковея Буденновского района, как-то попросил его директора Юрия Обухова попробовать разыскать сведения о военной судьбе Ивана Владимировича Майбороды, своего дяди. Все, что было известно о нем на тот момент: призван по возрасту в мае 1941 года Арзгирским военным комиссариатом, воевал почти до самой Победы, погиб 24 апреля 1945 при штурме Берлина. Как воевал, как погиб, где похоронен? Для родственников все это вопросы и вопросы... Однако благодаря деятельности энтузиастов-поисковиков все больше и больше российских семей в последние годы имеют возможность найти на них ответы. Чтобы появилась возможность посетить могилы павших предков. Так получилось и на сей раз.
Правда, для этого потребовались серьезная работа и помощь других неравнодушных людей: коллег из поискового движения других регионов, работников архивов, российских дипломатов, немецких историков и даже чиновников Берлинского сената. Именно благодаря их общим усилиям удалось установить подробности военной биографии одного из рядовых той войны.
Когда сотрудники Прасковейского музея работали над книгой «Солдаты Великой Отечественной войны» по своему родному селу, они познакомились с массой других таких же озабоченных в нашем крае. Один из них - член Российского военно-исторического общества Анатолий Карнаух, долгое время собиравший сведения для Книги памяти Арзгирского района. Сейчас он продолжает эту работу. Обратились к нему. Оказалось, что к тому времени он уже в течение двух лет искал сведения о боевом пути своего земляка рядового Ивана Майбороды. Успел при этом дойти до Посольства РФ в Германии. И вот ведь что удивительно! Он сам тогда искал хоть кого-то из родственников погибшего солдата.
Потом, скоординировав усилия, поисковикам из Прасковеи и Арзгира удалось воссоздать нелегкий фронтовой путь одного из рядовых Великой Отечественной. Итак, Иван Майборода, 1923 года рождения, был призван в армию из Арзгира в самом начале войны, в мае 1941-го. А дальше - пустота... Такое бывало в те годы. И особенно в 41-м, когда целые соединения Красной армии оказывались в окружении. Не стала исключением и дивизия, в которой служил Иван из села Арзгир. Дальше - плен, потом побег из плена. Оказавшись на оккупированной территории, скрывался от немцев. И никаких больше сведений. Однако по запросам местных поисковиков в ФСБ выяснилось, что в январе 1943 года, после освобождения территории Ставрополья, Иван Майборода прошел проверку в СМЕРШе. Был признан невиновным. А если быть точнее, не обнаружено никаких доказательств его сотрудничества с оккупационными войсками. И поэтому зимой 43-го Буденновский райвоенкомат его вновь призвал в ряды нашей Красной армии.
Воевал, судя по наградным документам, честно и храбро. Дошел до самого Берлина. Был дважды ранен и трижды награжден. Сначала орден солдатской Славы третьей степени. Как рассказывал мне в свое время кавалер этого ордена, известный ставропольский журналист Александр Маяцкий, орденами Славы в годы Великой Отечественной награждали только тех бойцов, которые в ходе фронтовых и армейских наступлений ходили в прямые, «лобовые» атаки на врага. Под грохот взрывов и вой пуль. Ветераны рассказывают, что счастливцами считались даже выжившие после первой атаки. А выжить после второй или третьей такой атаки считалось просто нереальным. Потом Иван Майборода был награжден медалью «За отвагу». Тоже очень почетная солдатская награда. Изучая архивные документы, поисковикам удалось выяснить, что ни орден, ни медаль он так и не успел получить. Потому что лечился в госпиталях, пока наградные документы и сами награды кочевали по штабам частей, в которых он служил. Фронты в ту пору споро двигались на запад.
Так что в Берлинскую операцию рядовой Майборода вступил почти как новобранец - без заслуженных к тому времени медали и ордена на гимнастерке. За ту операцию в столице фашистской Германии он был награжден еще и орденом Отечественной войны второй степени. Посмертно. Вот такая солдатская судьба. И сколько еще таких судеб было на той войне у русских солдат.
Поисковик Анатолий Карнаух постарался сделать все, чтобы помочь племяннику погибшего героя выяснить место захоронения родственника. Вначале на запрос о могиле солдата последовал ответ начальника военно-мемориального отдела при Посольстве России в ФРГ А. Грибовского: «В Берлине весной 1945 года велись очень тяжелые бои. В нашей Красной армии были большие потери. Хоронили людей в садах, во дворах школ, больниц, в скверах. После войны было создано четыре крупных советских воинских мемориала. Сначала мемориал в Трептов-парке был создан как безымянный. На нем сейчас нет мемориальных плит. Но нашим отделом ведутся переговоры с сенатом Берлина о разработке проекта по установлению плит. Эта работа очень сложная...». Затем на запрос российского посольства пришел ответ из управления городского развития Берлина: «Указанные Вами данные погибшего внесены в список захороненных на советском мемориальном кладбище Трептов-парк». Как удалось выяснить Анатолию Карнауху при помощи Посольства России и Бранденбургского общества дружбы «первичное место захоронения рядового Майбороды И.В., 1923 года рождения, погибшего 24.04.1945 года, было на одном из воинских кладбищ Берлина. В послевоенный период данное воинское захоронение было ликвидировано. При перезахоронении имя Майбороды И.В. было утеряно. По информации сената Берлина, имя рядового Майбороды И.В. внесено в список захороненных на советском воинском мемориале в Трептов-парке, г. Берлин, ул. Пушкиналлея, земля Бранденбург».
Все эти документы переданы родному брату погибшего героя Михаилу Владимировичу Майбороде и другим родственникам, долгие годы разыскивавшим хоть какие-то сведения о павшем солдате. А совсем недавно была встреча с поисковиками, которые подробно изложили его боевой путь и сумели доказать через 73 года после войны, что наш земляк Иван Майборода пал смертью храбрых. Таким солдатом по праву могут гордиться все его дальние и близкие родственники. Как, впрочем, и земляки.
27 июля 2018 года