«Сердцебиение» – премьера молодежного театра-студии «Слово»
Эта душещипательная история замученного человека вошла в новую импульсивную комедию «Сердцебиение», сотканную из произведений Антона Павловича Чехова. В минувший понедельник во Дворце детского творчества премьеру представил Ставропольский молодежный театр-студия «Слово». Получился яркий, эмоцио-нальный спектакль, наполненный энергией молодых актеров и оригинальной сатирой.
«Сердцебиение» состоит из одноактных комедий «Предложение» и «Трагик поневоле», а также рассказов «Юристка», «Размазня», «Пересолил» и «Злой мальчик». Каждая история переносит героев в наши дни и обращает внимание зрителя на состояние умов, на то, как человек порой, зацикливаясь на собственных интересах, страхах, желаниях, не может найти истину.
В этот раз режиссер-постановщик Денис Цопарь, который, если помнит читатель, в прошлом сезоне уже проявил себя с иной авторской работой - спектаклем «Непрошеная» по пьесам Мориса Метерлинка, и художественный руководитель театра Евгений Пересыпкин предложили зрителям от души посмеяться над несовершенством мира, над собственными недостатками. Недаром Чехов все свои пьесы комедиями считал. В том-то ведь все и дело, что комедия - это смех над собой. Над тем, на что ты тратишь жизнь.
Постановка стала настоящим эликсиром хорошего настроения для зрителей. После просмотра люди замечали, что давно так не веселились - весь зал на протяжении полутора часов проживал с героями каждую минуту.
Казалось бы, придумывать на основе уже зарекомендовавшего себя сюжета новые трактовки легче - нет особой ответственности перед аудиторией за загубленное бессмертное творение. Оставаться же в четких рамках, обозначенных пусть и великим автором, постановщику гораздо труднее. А где же тогда он сам, его слово в искусстве?! В театре нашли идеальное решение, этакий компромисс. Студийцам удалось не только перенести всю атмосферу рассказов Чехова, ни в коем случае не испортив взглядов классика, но и осовременить истории деталями нашей сегодняшней жизни. Я вам скажу, это было блестяще!
Триумф новой постановке обеспечил еще и тот факт, что в основе ее лежит крепкий фундамент. Сейчас объясню, о чем речь. Когда-то давно основатель и руководитель театра Владимир Гурьев вместе с ребятами, которые сегодня составляют костяк творческой группы, уже ставил спектакли известного классика. Первый так и назывался - «Сердцебиение» - по трем одноактным пьесам «Предложение», «Трагик поневоле», «Юбилей» и рассказу «Юристка». Через пять лет была представлена вторая премьера - спектакль «Ожидание счастья». И вот студийцы вновь вернулись к Чехову, без которого сложно представить современный театр. «Сердцебиение» в новой трактовке объединило два давно не игранных спектакля, не став при этом реконструкцией прежних работ, хотя и было принято решение сохранить некоторые мизансцены гурьевской постановки. Получилась новая, свежая, интересная работа.
- С веселым материалом душе работается проще, приятнее, - поделился режиссер-постановщик Денис Цопарь. - Как и в большинстве комедий, здесь есть философский глубокий подтекст. Интерес к спектаклю со стороны зрителей, думаю, будет большим, так как каждая история актуальна и сегодня. Не могу не упомянуть о том, что в спектакле задействовано десять актеров, практически каждый из них играет несколько ролей.
Перед публикой, сменяя друг друга, как в калейдоскопе, ожили шесть историй. С большой любовью актеры подошли к каждой роли. Было невероятно интересно наблюдать за тем, как они мастерски перевоплощаются. Сам Денис Цопарь не отказал себе в удовольствии выйти на сцену и порадовать ролью отца семейства Ивана Ивановича в пьесе «Трагик поневоле», в его друга перевоплотился коллега по сцене Роман Лобач. И смех и грех! Зрители восхищались великолепной игрой актеров и, несомненно, оценили режиссерский ход - пьеса, рассчитанная на двух героев, дополнилась тремя яркими женскими образами. Жену, ее двух подруг и даже комаров, сводящих поочередно с ума Ивана Ивановича, исполнили актрисы театра Валерия Джегет, Александра Ковальчук и Людмила Луговская. Каково же было удивление зрителей, когда эти назойливые барышни прямо на сцене запели как в караоке!
Сразу три роли, не похожие одна на другую, в спектакле исполнил «старичок» театра Евгений Нетудыхата. Он из солидного господина в «Размазне» искусно перевоплощался в возницу Клима в «Пересолил» и помещика Степана Степаныча в «Предложении». Нетудыхата представил абсолютно не похожие друг на друга образы, каждый по-своему яркий, с детально прописанным характером и индивидуальной парадигмой существования на сцене.
Нельзя не сказать и об актерском таланте Людмилы Луговской. Особенно о ее внешнем и эмоциональном преображении в рассказе «Юристка», где девушка сыграла дочь министра юстиции. Такое перевоплощение точно не оставит сердце зрителя спокойным. А вот еще одна история - «Предложение», где весь скандал разгорелся, как помнит читатель, из-за пресловутых Воловьих Лужков: все сцены, в которых проявился актерский талант Романа Лобача (помещик Ломов), Александры Козловой (невеста Наталья Степановна) и Евгения Нетудыхата, можно разбирать буквально по фрагментам. С особым трепетом сегодня воспринимается и любовная история «Злой мальчик» в исполнении Степана Устинова и Валерии Джегет. Выразительную роль в этой части спектакля сыграл и юный актер театра Игорь Пересыпкин. Достойная смена растет!
После премьерного показа руководитель театра «Слово» Евгений Пересыпкин сообщил радостную новость: «Сердцебиение» актеры планируют сделать мобильным, то есть показывать в школах края.
- Любому театру важно иметь в репертуаре спектакль по произведениям Чехова. Для нас это еще и память о создателе «Слова» Владимире Гурьеве, который любил этого автора. Во-вторых, произведения классика, несмотря на их кажущуюся веселость и легкость, затрагивают глубокие и важные темы: как в этом мире оставаться человеком - добрым, честным, порядочным, как найти понимание между людьми... Смех Чехова - это смех умного наблюдающего и анализирующего человека, который смотрит на все из глубины своей души.
Казалось бы, со времени написания этих замечательных историй минуло много лет, но мы видим вокруг все ту же картину мира и идем по той же дороге. Благодаря «Слову» классические пьесы превратились в самое что ни на есть актуальное зрелище. И, судя по заполняемости и реакции зала, публика приняла этот спектакль.
16 февраля 2018 года