На Ставрополье около трети лифтов в многоквартирных домах доживают свой век
На прошлой неделе губернатору края было направлено обращение общественного совета при министерстве ЖКХ региона: его члены выразили серьезную обеспокоенность текущим состоянием лифтового хозяйства в много-этажных жилых домах. Там же просьба обратить на вопрос более пристальное внимание и, например, оценить возможность разработки региональной программы по ускоренной замене лифтового оборудования, которая предусматривала бы финансовый вклад не только самих жильцов, но и бюджетов разных уровней. По мнению общественников, иным образом решить обостряющуюся проблему практически не представляется возможным: лифты - крайне дорогое удовольствие для жильцов любой многоквартирки. А игнорировать вопрос и пускать его на самотек очень опасно. Не будут преувеличением слова о том, что это может стоить человеческих жизней. Статистика показывает, что трагедии с лифтами, которые отнесены к категории опасных производственных объектов, и смертельными исходами остаются печальными реалиями.
Если говорить о масштабах, то лифтовая проблема в Ставропольском крае, к сожалению, не ограничивается несколькими десятками кабин-«пенсионеров». В Железноводске, в частности, уровень износа лифтового парка уже превысил 50 процентов, уверено приближаются к этому уровню Пятигорск и Кисловодск. В общей сложности в 2017 году на Ставрополье в замене уже нуждалось более тысячи лифтов. Это значит, что вот-вот останавливать нужно около трети(!) подъемников в крае, отработавших нормативный срок эксплуатации. Причем из них свыше 170 «старичков» уже достигли самой максимальной степени износа. По России соотношение примерно такое же. Всего в стране насчитывается 440 тысяч лифтов. И из них 130 тысяч выработали свой ресурс.
Напомню, нормативный срок эксплуатации лифта составляет 25 лет. По его истечении лифт может трижды пройти диагностику, после чего ему максимально дают еще девять лет. Таким образом, лифтовое оборудование не может находиться в работе более 34 лет. Ростехнадзор за этим четко следит, и лифты будут останавливаться, несмотря на то, скольким людям и какие неудобства это доставит.
Ставропольские общественники вместе с управляющими компаниями подсчитали, что стоимость одного комплекта лифтового оборудования с доставкой, монтажом и оформлением всех необходимых документов в среднем составляет около 1,7 - 2 миллионов(!) рублей. С учетом того, что в большинстве многоэтажек в нашем крае лифтов несколько, накопить на них даже за несколько лет - дело малореальное. И вопрос о том, где взять деньги, по большому счету, пока остается риторическим…
В таких случаях, конечно же, грех не вспомнить сразу загадочную для многих строчку в платежных квитанциях. Неужели из копилки под названием «содержание жилья» вообще не отчисляются деньги на ремонт подъемников? Директор управляющей компании «УЮТ» Ольга Корлотяну поясняет, что часть этих средств действительно можно направлять на «оживление» лифтов, но этого все равно очень мало. В противном же случае жильцам придется отказываться от чего-нибудь другого. Ведь именно из этой строчки происходит плата тем же аварийным службам, в том числе газовикам, водоканалу, теплосети да, кстати, и лифтовикам. Здесь, к слову, тоже не все просто. Проблема еще и в том, говорит О. Корлотяну, что далеко не всех жителей многоэтажек отключение лифтов вообще волнует и они дружно согласятся целенаправленно копить на их обновление. Известно, что обитатели первых-вторых, а то и третьих этажей спокойно обходятся и без них, а потому часто игнорируют стенания остальных жильцов, не желающих вынужденно становиться «пешеходами»…
С другой стороны, казалось бы, существуют фонды капитального ремонта, куда также стекаются деньги собственников квартир. Есть и региональная программа капремонта многоквартирок, в ней даже предусмотрена замена 3920 лифтов в 1176 многоквартирных домах. Только вот это перспектива точно не ближайших лет. Большинство ставропольцев, проживающих в квартирах, формирует фонды капремонта на счетах регионального оператора. И накопить на ускоренную замену лифтов в доме с учетом нынешнего размера взноса на капремонт даже при стопроцентной собираемости средств тоже очень проблематично. Поэтому более или менее серьезная замена лифтового парка в многоквартирках края по программе капремонта может начаться только в 2026 году. И то, конечно, при условии наличия средств.
Первый заместитель министра ЖКХ края Ольга Силюкова не отрицает, что практически на каждой встрече с жителями края поднимается вопрос об изношенности лифтов: «Темпы обновления лифтового хозяйства края пока недостаточны, ведь это самая дорогостоящая статья. В свое время немного снять остроту вопроса помогла господдержка, когда на ремонт домов деньги выделялись из Фонда содействия реформированию ЖКХ при условии софинансирования из краевого и муниципального бюджетов, а также средств собственников. Здесь хорошо проявил себя Ставрополь. Но с прошлого года на подобную помощь рассчитывать не приходится. Министерством неоднократно направлялись предложения в минфин края о финансировании мероприятий по замене лифтового оборудования. Однако в связи с ограниченностью средств бюджета Ставрополья принять новые расходные обязательства в настоящее время не представляется возможным». Есть ли вообще хоть какой-то вариант, даже чисто теоретический? В нынешних условиях, говорит О. Силюкова, решением проблемы для жителей домов со старыми лифтами может стать лишь кредит. В таком случае государство готово помочь, взяв на себя возмещение части расходов на уплату процентов.
Несколько другой взгляд у главы комитета Думы Ставрополья по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ Игоря Андрющенко. «Общественный совет при министерстве ЖКХ правильно упомянул в своем обращении к губернатору, что нужно активнее информировать ставропольцев о возможных способах приведения в порядок многоквартирного дома, включая замену лифтов, - говорит он. - Краевые власти должны оказывать жильцам многоквартирных домов максимальное содействие в решении данного вопроса. Комитет уже взял его на контроль, депутаты проанализируют, за счет чего можно помочь людям. Уверен, здесь пригодится изучение успешного опыта других субъектов России».
Действительно, есть регионы с аналогичными проблемами, где за их решение недавно взялись очень рьяно. Ежегодно по несколько тысяч лифтов решили менять столичные власти. Но если на богатую Москву равняться бессмысленно, то хороший пример показывает Свердловская область, где губернатором была инициирована программа «1000 лифтов». В прошлом году в ее рамках прошла замена 1150 лифтов, что составляет треть от имеющейся потребности. 40 лифтов в жилфонде было установлено за счет областного бюджета, 115 - за счет процентов, накопившихся на депозитах регионального оператора, свыше тысячи кабин - за счет внебюджетного источника финансирования.
Или вот Удмуртия. В 2017 году в Ижевске стартовал специальный проект по замене лифтов - обновили 46 подъемников в 14 многоквартирных домах. Более половины трат взяла на себя казна. Остальные деньги также были взяты из тех фондов, что копятся на капремонт. Ускоренная программа по обновлению лифтов действует в Мурманской области и еще ряде регионов.
Напоследок хочу добавить, что кредиты, которые могут предложить ставропольцам краевые власти пока в качестве единственного варианта для реанимации лифтового оборудования, хоть и являются вполне реальным механизмом, точно не станут панацеей. Не кинутся люди, и без того недовольные цифрами в платежках, дружно кредитоваться, обрекая себя на многолетние повышенные платежи. Это, скорее, дело будущего, когда экономическая ситуация станет более стабильной и мы окончательно смиримся с полной ответственностью за состояние общего имущества в своих многоквартирных домах. Но это ведь не значит, что остается лишь, охая и ахая, хвататься за сердце, когда вдруг приходится топать пешком на верхние этажи. Нужно кричать SOS, обозначать проблемы и многократно напоминать о них соседям и чиновникам, побуждая последних тоже искать выгодные и посильные для всех пути решения. Я уверена, что и в упомянутых выше регионах власти не кинулись вдруг проявлять заботу, жители их просто вынудили на это...
16 февраля 2018 года