Вкусно о праздниках, кухне и семье рассказывает Загидат из Дагестана
Чай вдвоем вкуснее
Эта улыбчивая темноволосая женщина жителям Большевика известна как Зоя Алиханова - хозяйка небольшого продуктового магазинчика. Ее настоящее имя Загидат здесь мало кто помнит и знает, как и тот факт, что когда-то она преподавала даргинский и русский языки в одной из школ Левашинского района Республики Дагестан...
С Загидат Убайдулаевной мы встретились прохладным предзимним утром. Она накрывала стол к завтраку. Мужа Магомедсаида Самадовича и старшего сына Муслима уже не было дома, младший Аслан учится в Ставрополе. Зато познакомилась с близкой подругой хозяйки дома, ставшей ей здесь, вдали от родины, второй мамой - Любовью Васильевной Епишовой.
Любовь Епишова, как и Загидат, приехала в Благодарненский район из Дагестана, где трапезничать в одиночестве просто не принято, поэтому пить утренний чай вдвоем или приглашать к столу соседей для обеих - своеобразный ритуал. Говорят, так гораздо комфортнее и вкуснее, а поодиночке даже аппетита нет.
Загидат – вообще очень радушный, гостеприимный человек, и двери ее дома всегда открыты для земляков, как было принято еще в семье родителей. О своем отце Убайдуле Абдурахмановиче и маме Калимат Магомедовне Курбановых она говорит с гордостью и нежностью. Простые труженики (отец чабановал, мама ему помогала), они смогли достойно воспитать шестерых детей и выдать замуж всех пятерых дочерей, снабдив каждую необходимым по даргинским обычаям приданым.
Свадьба
Своего будущего супруга Магомедсаида она впервые встретила... в детском саду дагестанского села Дегва. Работала там, еще будучи студенткой филологического факультета. Он поставлял туда зерно и заинтересовался скромной девушкой. Сама Загидат этой мимолетной встрече тогда даже значения не придала и очень удивилась, встретив однажды в гостях у своей бабушки маму парня.
В восемнадцать лет Загидат была еще совсем девчонкой и о замужестве не задумывалась, поэтому, когда бабушка осторожно начала готовить внучку к этой мысли, упоминая Магомеда как возможного жениха, растерялась и заявила, что вообще не хочет пока выходить замуж и расставаться с семьей.
Но постепенно уговоры, к которым подключились и другие родственники, сделали свое дело. С Магомедсаидом они виделись еще несколько раз на свадьбах и проводах общих знакомых, но, как было принято, не общались. Однако эти встречи тоже помогли принять решение, и на четвертом курсе Загидат засватали, а через два года сыграли свадьбу.
На невесте было белое платье и белый платок, а лицо скрывала длинная шифоновая вуаль, которую она не снимала до конца праздника. По старинному обычаю отец Загидат не присутствовал дома, когда будущий зять приехал забирать его дочь. А родственники невесты и жениха праздновали торжество по отдельности, молодые сначала побывали в доме родителей Загидат, а потом их встречали уже в семье Магомедсаида.
Сейчас, по словам Загидат, многое изменилось. Большинство обрядов осовременивается, становится проще. Браки по сговору уходят в прошлое, у пары есть возможность встречаться и общаться до свадьбы, во время застолья все собираются вместе, неизменной осталась лишь традиция одаривать невесту дорогими подарками, в числе которых украшения, одежда, косметика и все, что потребуется ей в новом доме, в новой семье.
Деревянная люлька и имена из рода в род
Интересны и национальные обычаи, связанные с рождением детей. Например, для первого ребенка родители ничего не покупают сами, всем необходимым его должна обеспечить мама молодой жены. Загидат вспоминает, как ей подарили старинную деревянную люльку для мальчиков со специальным отверстием посередине и прочими приспособлениями, чтобы малыш дольше оставался сухим, скажем так, пращурами современных памперсов. Зоя ею мало пользовалась - неудобно, но обычай есть обычай, такую люльку принято было дарить независимо от того, пригодится она или нет. По сегодняшним временам это настоящий антиквариат. А еще помимо вещей для новорожденного мама презентовала дочери всю необходимую кухонную утварь, посуду и продукты, как бы подтверждая ее новый статус - матери и хозяйки.
Имена сыновьям Муслиму и Аслану дал супруг. Такова традиция - имя ребенку даргинцы дают в честь родственников или пророков. И делает это всегда мужчина.
Загидат получила имя в честь прабабушки. Ее сыновья получили имена предков по линии отца. А они, когда создадут семьи, в свою очередь, смогут назвать своих дочерей именем мамы. Женщина-даргинка имеет право дать малышу имя кровного родственника, только если у нее нет братьев. Нам, не посвященным в тонкости чужого уклада, такой обычай может показаться немного несправедливым, но Загидат объясняет:
- Девочка, вышедшая замуж, становится частью рода супруга, так зачем передавать в него имена своих предков, это сделают ее братья - продолжатели рода.
С годами, впрочем, данный ритуал тоже меняется, и новорожденного сегодня могут назвать даже в честь героя полюбившегося фильма.
Главные традиции - щедрость и гостеприимство
Жизнь семьи Алихановых не была простой и гладкой. Им довелось многое пережить, в том числе потерю ребенка. Из Дагестана переехали в Благодарненский район, где жили родственники. Загидат многому пришлось научиться, например, доить коров и управляться с хозяйством. А поскольку работы по специальности в районе не было, после декретного отпуска она вынуждена была снова выйти на работу в одной из школ Дагестана и фактически жить на два дома. Но никогда у женщины не возникало даже мысли, что она с чем-то не справится - не тот характер, не то воспитание.
Когда младшему сыну исполнился год, Алихановы переехали в хутор Большевик, купили собственный дом и осели здесь. А в 2002 году бывшая учительница стала индивидуальным предпринимателем и открыла небольшой продуктовый магазинчик. С тех пор прошли годы, хуторяне давно считают Алихановых своими и говорят о них как о добрых, отзывчивых и очень радушных людях.
А для Загидат Большевик стал второй родиной, где она следует традициям своего народа. И самые главные из них - уважение к другим людям, щедрость и гостеприимство. Каждую пятницу она старается что-нибудь приготовить и угостить соседей и друзей, а если готовить нет возможности - просто раздает сладости детям. Это называется сделать «садака» - добровольное пожертвование, чтобы в семье все были здоровы и благополучны. Главное - дар должен быть искренним, бескорыстным и идти от сердца.
У Загидат по-другому и не получается - настолько она открытая и бесхитростная. Когда переехали, часто накрывала во дворе стол, готовила что-нибудь из национальных блюд и приглашала соседей, родственников и знакомых. Просто потому, что у них так принято: дом без гостей - не дом, недаром дагестанская пословица гласит: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!». Своих сыновей Магомедсаид и Загидат воспитали такими же - добрыми, отзывчивыми, гостеприимными, почитающими старших людьми.
Большинство друзей Муслима и Аслана русские. Людей по национальностям в этой семье делить не принято, а мировосприятие собеседницы искренне восхищает:
- Я не могу сказать, что в Дагестане лучше, чем в Большевике, и наоборот, - говорит Загидат, - потому что все зависит от тебя самого. Как ты относишься к людям, так и они к тебе отнесутся, а место, национальность и вера значения не имеют, главное - везде оставаться человеком.
Она сама - лучшее доказательство этих слов: для всех открыта, всем рада, неудивительно, что и к ней односельчане относятся с большим уважением.
Национальная кухня
Пока разговаривали, телефон Загидат неоднократно оглашал трелью кухню. Кто-то звонил и просил оставить пару булок хлеба к обеду, кому-то требовался другой товар. Ее номер есть практически у всех односельчан, а каждый день наполнен хлопотами и заботами, так что готовить национальные блюда, признается, сейчас получается только по праздникам или когда в гости приезжают родственники.
Тогда обязательно стол украшают тонкий мясной пирог чуду и любимое даргинское блюдо хинкал. Не путать с грузинскими хинкали! В целом хинкал - это кусочки пресного теста, приготовленные из пшеничной или кукурузной муки и сваренные в мясном бульоне. На стол подаются с вареной говядиной или бараниной. Есть даже такой обычай: на второй день свадьбы новобрачная обязательно готовит хинкал, демонстрируя свое умение, и угощает всех родственников и гостей. Иногда свекровь может попросить ее приготовить и более сложное блюдо - вареники с яичной начинкой. Лепить их целое искусство, а своевременно добавить сырое яйцо тоже не каждая хозяйка сразу наловчится. Загидат на свадьбе их готовить не пришлось, но потом они, конечно, неоднократно входили в меню их семейной трапезы вместе с хинкалом, чуду и варениками с крапивой.
Самая важная заповедь
Люди разных вероисповеданий, вопросы религии мы тем не менее обсуждали без неловкости и дискомфорта. Супруг Загидат ради интереса прочитал Библию и нашел в священных книгах мусульман и христиан много общего.
- Заповеди в большинстве религий одинаковы. Главное - не причинять и не желать зла другим, - рассуждает Загидат. - Не завидовать, не воровать, не убивать и помогать тем, кто нуждается.
Это даже важнее, как мне кажется, чем держать пост (не у всех ведь есть такая возможность, хотя бы по состоянию здоровья).
- Верно. Грех не то, что ты в рот положил, а то, что изо рта выскочило, - делится Любовь Епишова наставлением своей бабушки, которая тоже жила в Дагестане.
А я невольно вспоминаю замечательные строки украинской поэтессы Ирины Самариной:
Самый главный пост - не есть друг друга.
И любить не только букву «я»…
Все правильно. Основные духовные ценности у нас практически одинаковые, так зачем искать отличия?
Главные праздники
Речь заходит о национальных праздниках. Загидат рассказывает, что в Дагестане наиболее торжественно и празднично отмечают День жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам). Разумеется, здесь, в Большевике, Алихановы тоже стараются следовать традициям предков, просто делают это скромнее.
Курбан-байрам отмечается в честь пророка Ибрахима. Как гласит Коран, во сне к нему явился ангел Джабраил и повелел по воле Аллаха принести в жертву своего сына Исмаила. Готовясь к обряду, Ибрахим отправился в долину Мина, к месту расположения Мекки. Исмаил последовал за отцом, повинуясь воле родителя и Всевышнего. Во время жертвоприношения ангел Джабраил дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. За преданность и душевную чистоту Ибрахима Аллах даровал его сыну жизнь.
В этот день полагается принести в жертву барана или другое животное (козу, корову...), раздать мясо тем, кто живет небогато, а из оставшегося приготовить праздничную трапезу для родных и близких. Но если у человека нет возможности использовать крупное животное, можно довольствоваться и домашней птицей. Ритуальное угощение малоимущих - садака, худойи - защищает дарующих от всевозможных несчастий и болезней.
Ураза-байрам - очень большой и очень давний мусульманский праздник, отмечаемый не одно столетие. Первые упоминания об этом торжестве датированы 624 годом нашей эры. Он знаменует окончание поста Рамадан. В Уразу принято ходить друг к другу в гости с угощением и поздравлять тех, кто держал пост, с его окончанием, а хозяевам дома желать здоровья и благополучия. Детей, пришедших с такими пожеланиями, по традиции одаривают подарками, как и во время щедрования у православных.
Семья
В даргинских семьях, даже в современных, патриархальный уклад. Традиционно лидирующее положение в них занимают мужчины и старшие родственники. Глубокое уважение к старшим - это фундамент этики даргинцев.
Сыновья Алихановых Муслим и Аслан - хороший пример таких отношений: они нежно любят и ценят маму и почитают отца, его слово всегда решающее. А в целом это крепкая, дружная и очень большая семья, потому что Алихановы не делают различий между родными братьями и сестрами и двоюродными и даже троюродными, для них все свои, родные. Визит каждого наполняет дом радостью.
Да и односельчан они не делят, ведь душевные и моральные качества от национальности и религии не зависят, для них это просто друзья и земляки.
19 января 2018 года