Коммунальный ликбез: разбираемся в нормативах
Законодательные нормы в течение года корректировались, чтобы сгладить откровенные перегибы. Однако теперь, наверное, лишь единицы четко разбираются, каким образом начисляется плата за те коммунальные ресурсы, что идут на содержание общего имущества. И действительно, арифметику здесь простой не назовешь. В связи с этим мы обобщили регулярно поступающие от читателей вопросы по этой теме и адресовали их специалистам. Разобраться в непростых нюансах нам сегодня помогают начальник отдела нормативного регулирования и привлечения инвестиций министерства ЖКХ Ставропольского края Нелля Сосновская и руководитель Ставропольского городского расчетного центра Светлана Фомина.
- Начнем с основ. С 2017 года поменялся, скажем так, статус услуг, о которых мы говорим. Набившая оскомину аббревиатура ОДН стала неактуальной. Давайте разберемся почему.
Н. Сосновская: Действительно, до 2017 года оплачиваемые потребителями коммунальные услуги включали общедомовые нужды. В составе последних по отдельности оплачивались холодное водоснабжение, электрическая энергия и теплоэнергия на горячее водоснабжение.
Эта схема без изменений сейчас осталась в многоквартирных домах с непосредственным способом управления. Во всех остальных, то есть находящихся под управлением УК, ТСЖ или ЖСК, расходы на ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, стали частью оплаты за жилищные услуги. И как раз эти расходы ограничили нормативами. Таких домов на Ставрополье большинство.
- Нормативы менялись в течение года, так? Чем это было продиктовано?
Н. Сосновская: Несколько месяцев длился так называемый переходный период. Законодательно было предусмотрено, что с января по июнь 2017 года для расчетов размера коммунального ресурса на содержание общего имущества использовались действовавшие на тот момент нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН. В свое время они были утверждены по каждому виду ресурса для разных типов домов.
С лета начали действовать утвержденные министерством ЖКХ края нормативы именно на коммунальные ресурсы на содержание общего имущества – при их разработке учитывались конструктивные и технические параметры строений, а также степень благоустройства многоквартирного дома. Отмечу, что совершенно новыми стали нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
- Летом в прессе была растиражирована новость о том, что собственникам квартир вернули возможность платить за ресурсы на содержание общего имущества по факту. Соответственно, подходим к самому главному вопросу. На основе чего сейчас ведутся расчеты за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества – показаний счетчиков или нормативов?
С. Фомина: Сначала скажу о многоквартирных домах, не оборудованных коллективными приборами учета. В них алгоритм один: плата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества рассчитывается исходя из установленных министерством ЖКХ края нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества.
Для многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами коммунальных ресурсов, действующей редакцией Жилищного кодекса РФ установлено общее правило. Согласно ему, размер платы за каждый коммунальный ресурс, используемый в целях содержания общего имущества, определяется исходя из соответствующего норматива и тарифа, с последующим проведением перерасчета размера таких расходов по показаниям прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ. То есть в любом случае показания коллективных приборов учета коммунальных ресурсов должны быть учтены при соответствующих перерасчетах. Однако на сегодняшний день порядок проведения таких перерасчетов Правительством РФ не установлен (согласно проекту изменений, такие перерасчеты планируется производить один раз в год).
Добавлю также, что из общего правила Жилищным кодексом РФ установлено несколько исключений. В частности, нормативы не применяются, если многоквартирный дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов. О них не идет речь, если общим собранием собственников принято решение определять размер коммунальных ресурсов на содержание общего имущества исходя из среднемесячного объема их потребления (опять же с последующим перерасчетом по показаниям приборов учета в порядке, предусмотренном Правительством РФ). И третье исключение. Если общее собрание собственников приняло решение платить исходя из показаний общедомового прибора учета.
Единственный момент, который пока затрудняет применение при расчетах вышеуказанных исключений и не позволяет собственникам реализовать названные мной выше решения, связан опять же с отсутствием в Жилищном кодексе и подзаконных актах порядка выполнения расчетов платы в указанных случаях. Проще говоря, нет утвержденных для названных мной ситуаций формул. А формулы, установленные ранее для расчетов платы за коммунальные услуги на ОДН, применять нельзя, так как они действуют только для многоквартирных домов с непосредственным способом управления, где исполнителями коммунальных услуг являются соответствующие ресурсоснабжающие организации.
Таким образом, управляющая организация или ТСЖ в настоящее время могут использовать лишь общее правило. Повторюсь, в соответствии с ним они должны выполнять расчет платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, установленных министерством ЖКХ.
- Значит, ждем от властей уточнений законодательной базы. А расскажите про такой нюанс: вправе ли общее собрание изменять порядок в отношении отдельных коммунальных ресурсов на содержание общего имущества?
С.Фомина: Данный вопрос пока никак не описывается в нормативно-правовых актах. Возможно, ответ мы позднее найдем в обновленной редакции правил содержания общего имущества.
26 декабря 2017 года