Что приготовил Ставропольский театр драмы к 173-му творческому сезону
Вряд ли нужно говорить, с каким нетерпением всегда ждут этого дня поклонники Мельпомены, успевающие за несколько летних месяцев соскучиться по любимым артистам, по самой атмосфере театра – атмосфере ярких эмоций, сильных впечатлений… С началом каждого сезона театралы связывают ожидания новых интересных встреч с настоящим искусством. И надо отдать должное, наш театр никогда не обманывает этих ожиданий. Потому мы всегда с неизменным любопытством рассматриваем каждую новую афишу: что же опять приготовили нам режиссеры, артисты, декораторы, костюмеры?..
А как сам театр переживает этот период, чего он ждет от свидания со своим зрителем? Об этом наша беседа с Евгением Луганским, директором Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова.
- Евгений Иванович, так сложилось нынче, что очередной творческий сезон театр фактически уже начал, только не на своей сцене, а в дружественной Белоруссии. Как прошли гастроли, с какими впечатлениями вернулись?
- Впечатлений масса, настроение отличное. Хотя сразу скажу, что наш второй визит в Минск (первый состоялся два года назад) пришелся на достаточно непростое время. Дело в том, что в эти же дни в столице Беларуси проходил Международный театральный форум «Театр в моей голове», так что борьба за зрителя шла, как вы понимаете, нешуточная. Правда, театры ряда городов Европы привезли в основном современные пьесы, как правило, поставленные в острой манере, поэтому наш реалистичный русский театр нашел своего зрителя, вызвал немалый интерес. К тому же и все наши артисты были на высоте! Практически на каждом спектакле зрители награждали нас восторженными аплодисментами и цветами.
- В Минске уже немного знают Ставропольскую драму благодаря предыдущим гастролям.
- Знают и помнят, хотя прошло все-таки два года. Минск вообще очень театральный город, много своих интересных коллективов, плюс там постоянно идет интенсивный обмен с театрами многих российских городов, Прибалтики… Словом, можно сказать, что столица Белоруссии имеет театральных впечатлений в избытке… Впрочем, этому во многом способствует и то, что минский зритель - теплый зритель. Он в этом похож на нашего, ставропольского
- Отзывчивый?
- Очень внимательный, доброжелательный. Как и у нас, там публика в конце спектакля обязательно аплодирует стоя. Это, конечно, трогает, вызывает чувство гордости за наш театр. Мы ведь привезли туда свои лучшие спектакли. Принцип отбора был такой, чтобы этих названий не было в афишах минских театров. Зачем кого-то повторять? Хотелось показать, чем живет именно наш театр. И весь гастрольный репертуар вызвал неподдельный интерес, сколько было аплодисментов, криков «браво». Минская публика реагировала чрезвычайно чутко, щедро выплескивая эмоции во время спектакля, например, «Опасные связи» неоднократно сопровождались овациями. В Ирину Баранникову там прямо влюбились!
Большой удачей можно считать и то, что ставропольские артисты смогли посмотреть ряд спектаклей Международного театрального фестиваля - итальянцев, немцев, москвичей. К тому же с многими участниками фестиваля мы жили в одной гостинице, многие перезнакомились, пошло уже такое братание актерское. Словом, впечатлений положительных получили массу.
- Тройной эффект получился: и себя показали, и город посмотрели, и другие театры увидели!
- А город-то какой красивый! Минск радует глаз своими широкими проспектами, магистралями, современными дорожными развязками. Приятно отметить, что открытие наших гастролей на сцене Белорусского академического музыкального театра проходило торжественно, с участием официальных лиц из посольства России и правительства Белоруссии. Актеров это и вдохновило, и настроило на ответственную работу. Вообще, выезд на гастроли - это всегда экзамен, и ударить в грязь лицом никто не хотел. Думаю, мы справились, уровень игры наших актеров минчане отмечали постоянно. Мы могли еще раз убедиться в том, что школа живого русского реалистического театра высоко ценится. Уже после первого спектакля в городе заговорили о ставропольском театре.
- Все без исключения спектакли гастрольной афиши сильны именно актерской игрой, не говоря уже о качественной драматургии…
- Мы принципиально не берем пустышки, пьесы-однодневки. Успех гастролей подтвердил: верной дорогой идем! Наша традиция - гармоничное сочетание жанров: комедии, мелодрамы, серьезные философские постановки. После «Аккомпаниатора» зрители выходили из зала с такими просветленными лицами… А спектакль того заслуживает - по актерскому мастерству, уровню режиссуры, по тому, как театр интеллигентно подошел к этой пьесе.
- Ставропольский зритель сразу заметил, какой неожиданный и какой глубокий там заслуженный артист России Михаил Новаков!
- Кстати, и минчане его запомнили еще по одной роли - в спектакле «Страсти по Торчалову», который мы возили туда в прошлый раз. Многие даже спрашивали, не привезли ли мы этот спектакль снова… Вспоминали и других артистов по предыдущим гастролям. Словом, гастроли принесли чувство большого удовлетворения, это такой глоток творческой свободы!
- И вот с новыми силами в новый сезон на родной сцене… Чем его откроете, чем удивите, чем порадуете?
- Открываемся спектаклем «Опасные связи», в основе пьеса современного английского драматурга Кристофера Хэмптона по мотивам одно-именного французского романа Шодерло де Лакло. Его в конце прошлого сезона поставила народная артистка России Наталья Зубкова. Спектакль яркий, костюмный, остросюжетный и в то же время со своей поучительной моралью. Его мы показали всего один раз, так что и для ставропольской публики это, по сути, будет открытием. Зрителя ждет встреча с прекрасными актерскими работами заслуженных артистов России А. Жукова, С. Колгановой, почетного деятеля культуры Ставрополья И. Баранниковой, артистов О. Винниковой, Л. Дюженовой, В. Лепа…
А следующую премьеру готовим вместе с приглашенным режиссером, кстати, из Минска, заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Сергеем Ковальчиком, художественным руководителем Национального академического драматического театра им. М. Горького. Он ставит у нас классическую комедию Жана Батиста Мольера «Одураченный муж». Мне довелось в Минске увидеть несколько спектаклей этого режиссера: работы замечательно интересные! В Ставрополе знают эту фамилию в связи с именем старшего Ковальчика - Михаила, чьи постановки имеют большой успех у нашей публики.
Еще над одним спектаклем работает сейчас Наталья Зубкова: это пьеса «Дура» француза Марселя Ашара. Думаю, наша версия этого психологического детектива обещает немало интересного своей любопытной фабулой, необычными персонажами.
- Уже само название «цепляет» глаз…
- Название авторское и действительно привлекает. Спектакль впервые покажем уже в ноябре. А затем заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков представит «Двенадцатую ночь» Шекспира. Должен заметить, что все новые спектакли мы стараемся вводить в репертуар с учетом пожеланий постановщиков.
- Интересно, а как можно привлечь внимание современного зрителя к Шекспиру?
- Мне кажется, вечной темой. Как и к Мольеру тоже. Классики тем и интересны. Внешний антураж эпох разный, а ситуации повторяются. Как не меняется, по большому счету, главный герой - человек. А человек нас интересует во всех своих проявлениях - в любви к матери, к женщине, к Родине, в отношении к жизни, наконец. Ради этого люди идут в театр - за чувствами, которые наши герои вызывают. И театр вообще привлекает публику своей поразительной взаимосвязью сцены и зала: то, что происходит на сцене, словно перетекает в зрительный зал, а оттуда ответным эхом возвращается к актерам...
По сложившейся многолетней традиции в канун Нового года театр обязательно порадует своего юного зрителя новой сказкой, которую уже написал наш постоянный автор Михаил Новаков. Кстати, его сказки пользуются большим спросом в стране и даже за рубежом. Он пишет современно, ярко, остроумно, с интригой, юмором. Далее планируем начать работу над мюзиклом «Дубровский» Кима Брейтбурга, в основе сюжета повесть А. Пушкина. Ставить его будет упомянутый мной Михаил Ковальчик. Уже сейчас настойчиво ищем современную пьесу. Хочется найти умную, отвечающую духу времени и трогающую сердце. Наш зритель такие любит.
- Увидим ли мы в этом сезоне новые актерские лица в труппе театра?
- Да, обновление идет. Недавно в наш коллектив влились два выпускника театральных вузов - Карина Любенко из Новосибирска и Станислав Лукинов из Саратова. Режиссеры уже к ним присматриваются.
- Театр является краевым не только по своему названию - ваши спектакли имеют возможность увидеть зрители едва ли не по всему краю.
- Да, потому что мы нередко выезжаем в города и районы Ставрополья. С удовольствием едем туда, где нас ждут. В крае несколько точек, где мы бываем практически с каждой премьерой - Новоалександровск, Изобильный, Буденновск, Невинномысск…
- А как обстоят дела с гастролями на Кавказских Минеральных Водах? Ведь там собирается публика со всей страны, и наш театр способен ее порадовать.
- С этим регионом у театра когда-то были крепкие творческие связи. Бывало, целый месяц в городах-курортах шли наши гастроли. Сегодня там почему-то не ждут артистов из краевой столицы. Хотя, вы правы, есть что показать труппе первого русского театра на Кавказе, имеющего 170-летнюю историю, традиции, авторитет в стране. Если позовут, конечно, поедем. И с радостью поедем снова в Белоруссию, теперь уже в другие города республики, где хотят видеть русский живой театр.
- Евгений Иванович, с какими ожиданиями вступает коллектив в новый сезон, чего особенно хотелось бы пожелать и себе, и своему зрителю?
- Ярких, мудрых, тонких, психологически интересных спектаклей. Чтобы зрителю было комфортно в театре, приятно смотреть на артистов и чувствовать то, что чувствуют актеры… А актерам - не обмануть зрительских ожиданий.
17 октября 2017 года