Будни и праздник ставропольских «зон»
- Владислав Геннадьевич, а я ведь помню, как по-явился этот праздник…
- Вам больше повезло. Когда в 1996 году 12 октября было объявлено Днем работника УИС Ставропольского края, я и подумать не мог, что мне доведется возглавить краевое управление. А история пенитенциарной системы Ставрополья началась еще в первой четверти XIX века, когда во всех уездных городах Кавказской области были учреждены и построены арестные дома.
- Вернемся к дню сегодняшнему. Как руководитель УИС на Ставрополье вы недавно. Можно ли сказать, что вам достался успешный регион?
- Трудно сказать, успешный или нет. Есть и сильные стороны, и то, что требует особого внимания. Главное, оперативная обстановка была и остается контролируемой. В 2017 году имел место всего один случай, когда при обходе камер штрафного изолятора (ШИЗО) один из осужденных стал оскорблять сотрудника медицинской части, угрожая ему физической расправой после освобождения. Материалы по этому факту направлены в следственные органы.
Но от ЧП никто не застрахован. Одним из последних таких случаев в качестве примера можно привести бунт в ИК-35 в июле прошлого года в Хакасии. Мы регулярно отрабатываем действия сотрудников на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, проводим учения, проверяем готовность сводных отделов каждого учреждения. Буквально на прошлой неделе на базе ИК-4 Георгиевского района состоялось тактико-специальное учение сводных отрядов краевой пенитенциарной системы и отдела специального назначения «Рубеж» по пресечению массовых беспорядков. За основу брали ЧП в Хакасии. По легенде учений, бунтовали 50 осужденных. Для пресечения массовых беспорядков было решено привлечь около 400 сотрудников. По итогам учений могу сказать, что уровень готовности личного состава к подобным чрезвычайным происшествиям удовлетворительный. Так что в качестве приоритетной задачи, которую я поставил перед собой, несомненно, остается повышение эффективности работы оперативных служб, охраны и безопасности.
- Пенитенциарная система по-прежнему использует рейтинговую систему оценки деятельности. Что это дает?
- Во-первых, помогает увидеть полную картину состояния дел во всех подразделениях, а во-вторых, самим учреждениям дает возможность сравнить свою работу с деятельностью коллег. Это всегда полезно. Никому не хочется быть хуже других... К слову, по результатам первого полугодия лучшей среди исправительных учреждений стала ИК-4, среди следственных изоляторов - СИЗО-1.
- В качестве нового начальника краевого управления службы вы произвели большие перемены?
- Произвел необходимые. Для начала оценил уровень компетенции заместителей и начальников учреждений. В основном это работоспособные, добросовестные сотрудники. Не только в уголовно-исполнительной системе, но и в других федеральных ведомствах сейчас происходят процессы ротации кадров, связанные с омоложением руководящего звена. Действительно, с некоторыми из руководителей пришлось расстаться как по объективным, так и по субъективным причинам. Что касается моих заместителей, это действительно те люди, на которых я могу положиться. Два из четырех были отобраны, согласованы с Федеральной службой исполнения наказаний и назначены на должности в прошлом году. Но не буду скрывать, только в нынешнем году были назначены на должности начальников учреждений и их заместителей 24 человека. Сейчас впервые за многие годы должности начальников полностью укомплектованы, их заместителей - на 95 процентов. Немногие территориальные управления имеют такие показатели.
- А как обстоят дела по недопущению коррупционного поведения среди сотрудников?
- Борьба с коррупцией применительно к учреждениям уголовно-исполнительной системы связана прежде всего с тем, что, приходя на службу в систему исполнения наказаний, человек должен понимать, что вступление в должность связано с определенными ограничениями. В первом полугодии сотрудники отдела собственной безопасности УФСИН России по Ставропольскому краю предотвратили семь попыток получения взятки, мошеннических и иных незаконных действий. А четыре сотрудника уголовно-исполнительной системы края уведомили о склонении их к совершению коррупционных правонарушений - это результат профилактической работы.
- Давайте о хорошем. И даже о вкусном. Важнейшее направление деятельности пенитенциарных учреждений - развитие производства. Какие сегодня его направления востребованы? Как работа сказывается на зарплатах осужденных и на прибыли самих учреждений?
- Основные отрасли производственной деятельности исправительных учреждений края - производство продуктов питания, продукции сельскохозяйственного назначения, изделий легкой промышленности, продукции металло- и деревообработки, а также специализированных изделий, таких как, например, дезинфекционная камера «Кочубей», пирамиды для оружия, камерная и казарменная мебель. Продукция поставляется как для обеспечения внутрисистемных нужд, так и для сторонних организаций. С начала года около 35 процентов осужденных, подлежащих обязательному привлечению к труду, имеют оплачиваемую работу. Размер среднедневной заработной платы осужденных за 7 месяцев вырос на 84 рубля. Работа позволяет восстанавливать навыки, необходимые для дальнейшей адаптации в обществе после освобождения, ресоциализации. И еще один плюс: благодаря трудозанятости осужденные выплачивают иски потерпевшим.
Если говорить о прибыли, полученной от реализации готовой продукции и оказанных услуг, она используется на содержание и укрепление материально-технической базы, модернизацию и развитие производства, создание дополнительных рабочих мест для осужденных.
- На протяжении последних лет особенно актуальным стало развитие сельского хозяйства и ориентация пенитенциарных учреждений на самообеспечение продуктами питания. Удалось ли этого добиться?
- На наших сельхозплощадях (а это 5,4 тысячи гектаров) мы выращиваем зерновые культуры, картофель и овощи. Собрали 9,3 тысячи тонн зерна, овощей и картофеля - 351,8 тонны. Это позволило полностью обеспечить потребность УИС края в муке и крупах, растительном масле. Мы производим и поставляем для собственных нужд 65 процентов продукции, что на 27 процентов больше уровня прошлого года.
Осваиваем и новые виды производства. Например, в мае был введен в эксплуатацию учебно-производственный участок по изготовлению молока и молочной продукции в ИК-3 Георгиевского района. Сейчас в рамках государственных контрактов учреждение осуществляет поставки молочной продукции, в том числе пастеризованного молока, сливочного масла, творога, в исправительные колонии и следственные изоляторы края. В ИК-11 Ставрополя запущен в эксплуатацию цех по производству колбасных изделий. Его работа позволит довести объем самообеспечения учреждений края в мясной продукции до ста процентов. Помимо этого организация данного производства позволит осуществлять поставки сосисок, колбас сторонним потребителям. Уже заключены государственные контракты на сумму около 5,5 миллиона рублей.
- Владислав Геннадьевич, а ваших подопечных в принципе можно исправить?
- Можно. Мы с первого дня начинаем изучение попавшего к нам человека. Проводим тестирование, по результатам которого психологи составляют психологический портрет с рекомендациями для сотрудников отделов и служб. В целом же психологическое изучение личности помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к каждому. Среди методов психологической коррекции используем арт-терапию, рисуночную, песочную и видеотерапию. Все эти методы развивают в человеке важные социальные навыки, которые в силу обстоятельств были утрачены.
11 октября 2017 года