130-летие Фридриха Цандера отметили в Кисловодском музее истории космонавтики
У городского мемориала павшим воинам, где ныне покоится прах Фридриха Цандера, прошел митинг. Выступая перед собравшимися, директор Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» Сергей Лузин рассказал о короткой, но яркой жизни Фридриха Цандера.
Он родился в 1887 году в Риге в семье врача, увлекавшегося техникой. Еще будучи студентом Рижского политехнического института, Цандер мечтал о полетах в космос. «Перелеты на другие планеты» - так называлась его первая научная работа, опубликованная в 1924 году.
Однако Фридрих Цандер был не только мечтателем. Он стал первым российским инженером, подчинившим свою практическую деятельность решению задач, связанных с осуществлением космических полетов. В 1926 году он стал работать в Центральном конструкторском бюро Авиационного треста, а в 1931-м возглавил Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Уже в 1932 году ГИРД превратилась в государственную опытно-конструкторскую организацию, руководство которой Цандер передал своему ученику Сергею Королеву, а сам возглавил первую бригаду изобретателей. В ноябре 1933 года на подмосковном полигоне Нахабино состоялось успешное испытание первой советской ракеты на жидком топливе ГИРД-Х.
Многолетняя работа на износ подорвала здоровье конструктора. Чтобы вернуть в строй талантливого изобретателя, Сергей Королёв настоял на поездке Фридриха Цандера в тогдашнюю лучшую отечественную здравницу – Кисловодск. Однако в поезде Фридрих Цандер заразился сыпным тифом. Ослабленный организм не смог справиться со страшной болезнью. 2 апреля 1933 года выдающегося инженера-конструктора похоронили в Кисловодске.
После Великой Отечественной войны руководитель секретного ОКБ (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия») Сергей Королёв направил двух сотрудников со специальным заданием в Кисловодск. На разрушенном городском кладбище они разыскали могилу Фридриха Цандера и перенесли его прах на Братское кладбище. В 1959 году там при деятельном участии главного конструктора был воздвигнут памятник пионеру отечественного ракетостроения. С тех пор к нему каждый год в день рождения Фридриха Цандера приходят кисловодчане, а также ветераны ракетно-космической отрасли, проживающие в курортном регионе.
Ныне мероприятия, посвященные 130-летию Фридриха Цандера, продолжились в Кисловодском музее истории космонавтики, который носит его имя. В церемонии открытия этого музея 28 сентября 1974 года участвовали вдова Фридриха Цандера Александра Феоктистовна, а также преемник Сергея Королёва на посту главного конструктора советской ракетно-космической техники академик Василий Мишин. И затем почти все космонавты, отдыхавшие после полета в Кисловодске, посещали музей и высаживали возле него голубые ели. Увы, разруха на рубеже веков не обошла стороной и здание Музея истории космонавтики. Тогда, чтобы спасти от вандалов экспонаты, среди которых немало уникальных, их перенесли в помещение Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость».
И вот наконец в апреле 2015 года Кисловодский музей истории космонавтики имени Цандера вновь обрел отдельное помещение. Нынешняя его заведующая Людмила Лачинова рассказала, что на новоселье музей получил замечательный подарок от Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» из подмосковного города Реутова. Ее сотрудники предоставили материалы для экспозиции, посвященной основателю корпорации, выдающемуся конструктору ракетно-космической техники, дважды Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и трех Государственных премий академику Владимиру Челомею.
Осуществить юношескую мечту Фридриха Цандера россиянам пока не удалось. Но все же по Луне жители планеты Земля шагали своими ногами. Почему это были американцы, а не граждане СССР, посетители музея имени Цандера могут узнать из первых рук. В 1966 году Владимир Челомей направил Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу совершенно секретное письмо о тогдашних отечественных и американских ракетах (в нем говорилось о задержках с разработкой надежных отечественных двигателей как для носителя, так и для космического корабля). Это письмо в Военно-промышленной корпорации рассекретили только в 2015 году специально для того, чтобы представить в экспозиции Музея истории космонавтики имени Цандера.
25 августа 2017 года