Газете «Благодарненские вести» – 85 лет
Все газеты хороши, выбирай на вкус, скажем, перефразируя Владимира Маяковского. И выбирают. Голосуют сердцем и рублем за свои районки. «Благодарненские вести» – может, и не самая лучшая районная газета в крае. Но то, что одна из лучших, это точно. Ее редактор Алла Абастова и коллектив наградами не обижены. Совсем недавно на Дне ставропольских СМИ секретарь Союза журналистов России Василий Балдицын вручил редактору почетный знак СЖР «За заслуги перед профессиональным сообществом». Газета «Благодарненские вести» – трижды лауреат профессионального творческого конкурса Всероссийского фестиваля журналистов «Вся Россия», победитель многих краевых конкурсов, ее журналисты неоднократно становились лауреатами краевых конкурсов имени Германа Лопатина и Ивана Зубенко. Согласитесь, неплохие итоги, с которыми «Благодарненские вести» приходят к своему 85-летию, которое отмечается на днях.
Абастова – редактор относительно молодой, но уже опытный. Возглавила газету пять лет назад. Тогда она поставила себе цель – реализовать план действий, в который входили: изменение графической модели издания и качественное улучшение контента, конвергенция, укрепление материальной базы, то есть приобретение автомобиля, оргтехники, ремонт помещений. Свой пятилетний план в нынешнем году она оценивает практически реализованным. Но…
– Мне казалось, – говорит Алла Абастова, – что все я делаю правильно. И сама в это свято верила.
Со временем львиную долю внимания журналистов стала занимать, говоря умными словами, версификация – организация альтернативной подписки, проведение акций и подготовка спецпроектов, а также работа в Интернете. И стало появляться ощущение, что что-то пошло не так.
– Чем активнее мы продвигались в социальных сетях и на нашем сайте, тем все сложнее было наполнять газету. И все-таки пришлось перевести всю редакционную работу в другую колею. В январе, на Крещение, наш фотокорр снял первый видеоролик. Он набрал за считанные дни пару тысяч просмотров, на сайте увеличилась посещаемость.
Здесь надо отметить, что помимо печатной версии у газеты есть несколько электронных ресурсов. С 2011 года первым среди печатных СМИ Ставрополья «Благодарненские вести» открыли страничку в «Одноклассниках». Тогда же была запущена подписка на электронную версию газеты в PDF-формате. С 2013 году запустили сайт в сети Интернет. С 2015-го газета представлена в соцсети «ВКонтакте». А еще журналисты «Благодарненских вестей» снимают видеосюжеты наиболее значимых районных мероприятий, самостоятельно озвучивают аудиофайлы и отбирают видеоряд.
Но, чтобы это все было не во вред печатной версии, параллельно заказали профессиональный макет газеты. Казалось бы, старались для читателя. Ему не понравилось. Хорошо, что дизайнеры предупредили: время привыкания к новому макету – месяц. Читатели в конце концов поймут – все на своих местах и по полочкам.
…А у редактора идеосинкразия на телефон – глаз дергается. И всего-то для такого «диагноза» понадобилось три телефонных звонка в апреле. Как говорит Алла, «они сделали мой апрель, а может быть, и мой год. Они заставили меня задуматься над редакционной политикой».
Звонок первый.
– Смотрел твою газету, – проговорил в трубку коллега-редактор из другого района Ставрополья. – Газета, конечно, красивая, только ничего не понятно. Слышал, ты там и видео теперь снимаешь. Не понимаю, зачем ты это делаешь. Сидела бы себе и работала спокойно, как все.
Работать, как все, было бы, конечно, спокойнее. Только Абастова так не умеет. Потому что искренне верит, что у изданий, которые уже сейчас имеют несколько информационных площадок – сайт, социальные сети, печатная версия, видеоконтент, – в будущем больше шансов на выживание. Права она или не права, время покажет. Тут главное – не перемудрить!
И тут прозвучал второй звонок.
– Дювчаты! Вы над нами издеваитися чё ли?! – услышала она в телефонной трубке пожилой и, в общем-то, добрый голос. – Ну не у всех же есть тарелки, у кого-то и антенна простая. Что же вы все хорошие фильмы ставите на Пятый канал, а по Первому один Соловьёв? Вам чё, жалко, что ли, хоть раз по Первому каналу фильм хороший показать? «Трактористы» хоть или «Девчата».
Редактор начала объяснять, что от редакции сетка каналов не зависит. Объясняет, а сама думает: вот он, мой читатель… Может, все-таки лучше по старинке ориентироваться на проверенного подписчика? Ведь на самом деле газете гораздо выгоднее, чтобы все читатели так и думали: от газетчиков-районщиков все зависит, в том числе и периодичность появления Соловьёва на Первом канале.
– Я готова и дальше культивировать эту святую, или слепую, или безграничную веру в районную газету, чего бы мне это ни стоило, – говорит Алла.
Стоит не только ей. Стоит еще и читателю. Почта России – структура федеральная, и потому ее логику не понять ни профессионалам, ни непрофессионалам. С 1 апреля повышен почтовый тариф на доставку периодических печатных изданий. «Благодарненские вести» не исключение. Все дороже газета, все труднее дается подписка, все меньше доходы (во всяком случае, у редакции газеты). Подписка на второе полугодие 2017 года стоит 576 рублей, только 185 из них – редакционная составляющая.
– За последние 5 лет, – продолжает Абастова, – каталожная цена «Благодарненских вестей» выросла от 174 рублей (в 2012 году) до 185 (на второе полугодие 2017 года). Остальные 390 рублей – почтовый тариф. Сегодня денежные средства от реализации тиража в общей структуре доходов редакции составляют менее 20 процентов. Газета давно существует в основном за счет доходов от рекламы. Должны обижаться рекламодатели, которым приходится погашать расходы на бумагу и полиграфию и мириться с увеличением расценок на рекламные площади. Но они молчат, только объявления дают пореже и помельче.
И тут прозвенел третий звонок.
– Женщина, не представившись, – вспоминает Абастова, – начала на меня кричать, не стесняясь в выражениях: «Вы совсем обнаглели! Разве можно так цену на газету задирать?». Завершая тираду, она пожелала скорейшего разорения редакции и смерти газете как минимум, всему коллективу – как максимум.
Тогда она не сдержалась, накричала в ответ. А потом звонила мне, размазывая слезы по телефонной трубке. Ну не смогла спокойно отреагировать на несправедливые обвинения в адрес газеты. Обидно! Обидно, когда кто-то задирает цены, а проклятия летят в твой адрес. Обидно, что с каждым полугодием увеличиваются затраты на полиграфию, энергоносители, бумагу и рентабельности приходится добиваться за счет снижения заработной платы, при том что требования и объем работы у сотрудников редакции увеличиваются.
Алла Абастова задается тем же вопросом, как и остальные газетчики: рухнет ли тираж после очередного повышения цены на газету? И надеется, что нет. Хотя сегодня надо признать и тот факт, что большинству подписчиков – пенсионерам, сельским жителям да и работающим горожанам – приходится нелегко. Признать и то, что газета не является товаром первой необходимости. Но задача журналистов остается прежней – рассказать о том, что творится на соседней улице, в соседнем селе, на Ставрополье.
– И если для решения этой задачи нам придется зарабатывать на пирожках, мы будем печь пирожки, – в полемическом задоре восклицает Алла.
Я часто бываю в другой стране. Читаю русскоязычную газету, выходящую там, восхищаюсь и возмущаюсь одновременно. Коллеги там и школу при газете организовали, и экскурсии проводят, и переводы делают, и чем-то торгуют. Я тоже помню, когда в перестройку мы по бартеру писали статьи – за масло, сахар и даже соленую воблу. Мы и газеты выжили. И читатели не отказались от нас и от них. Алла не верит, что откажутся сейчас.
– Ну а мы, газетчики, выживем?
– Никогда не жили богато, – вздыхает редактор, – ни к чему и начинать...
26 мая 2017 года