1956 год. Совсем другая история
Как это ни странно прозвучит, но в 1956-м у нас была уже другая страна – вернувшаяся из лагерей в прямом и переносном смысле.
Хрущев колебался до последнего момента. Но на заключительном закрытом заседании XX съезда в феврале 1956-го все же выступил с докладом о культе личности.
Несмотря на традиционно подробное освещение материалов съезда об этом беспрецедентном по мужеству шаге в "Ставрополке" ни слова, лишь в конце июня, после постановления ЦК о преодолении последствий культа личности две перепечатки из "Правды", крайне осторожные, с грозными оговорками: "Отдельные элементы под видом осуждения культа личности пытаются поставить под сомнение правильность политики партии". Но уже поздно. И хотя рецидивы сталинизма еще долго будут давать о себе знать, общество потихоньку освобождается от страха. Возможно, еще и поэтому столько искренности в нашем так и неоправдавшемся оптимизме тех лет, о котором до сих пор грустит старшее поколение. Между тем главное содержание газет в это время – величественная программа борьбы за коммунизм. На Ставрополье борются за укрупнение колхозов (вместо 1132 осталось 264), за 115 птицефабрик, за завершение строительства газопровода "Ставрополь-Москва", за газификацию краевого центра, за 1 миллион гектаров кукурузы.
Советские люди постепенно обрастают "буржуазным" бытом, который теперь считается признаком коммунистического достатка. Повышенным спросом пользуются ковры и швейные машинки. Об этом, как ни странно, можно судить по регулярным критическим выступлениям "Ставрополки" на торговые темы да по рубрикам "Из зала суда".
Семь лет с конфискацией имущества получила спекулянтка из краевого центра за то, что дефицитную швейную машину стоимостью 583 рубля продала за 1200, а ковер, стоивший 784 рубля, за 1300. В ЦУМе Ставрополя, между прочим, за коврами в очереди можно простоять целый день, но так и не купить, сообщает "СП".
А вообще жизнь есть жизнь, и даже в преддверии так и не наступившего коммунизма она была, как всегда, разной. Для критики недостатков в строительстве нового общества "Ставрополка" заводит специальную сатирическую газету в газете "Ярыга" (это такой железный крючок для ловли овец).
Еще одна примета эпохи – "стиляги". В духе времени главная краевая газета пытается бороться с "не нашими" веяниями в молодежной культуре, но как-то робко и похоже, что не всерьез, осознавая бесполезность такой борьбы. Всего с одной подобной заметкой под заголовком "На танцульках в филармонии" выступает "Ставрополка". "С первого взгляда можно подумать, что их бьет лихорадка или поразил какой-то тяжелый недуг: ноги их гнутся так, будто они без костей, – описывает газета танец "стиляг" и заключает: все это производит отвратительное впечатление".
Широкомасштабное диссидентство от официальной идеологии и культуры, если можно так сказать, порожденное десталинизацией, уже не остановить, несмотря ни на какие утверждения о том, что это отвратительно. Разве что только силой. Первыми дали понять это в том же 1956-м венграм. Они, "злоупотребляя лозунгами демократии, расчистили путь реакции", – пишет "Правда", а ее перепечатывает в октябре "СП". Растоптать "великие социалистические завоевания" не дали в очередной раз советские войска, пришедшие на помощь якобы по просьбе народа. На самом деле еще 30 октября президиум ЦК КПСС принял секретную резолюцию о вооруженном подавлении венгерского восстания. 4 ноября советские войска вошли в Будапешт. По неточным данным, тогда погибли 25 тысяч венгров и семь тысяч советских воинов. Еще в феврале, на съезде, задаваясь вопросом о неизбежности войны в современном мире, Микоян сам же на него и ответит: идеи социализма победят и без войны. Как показало ближайшее будущее, идеи социализма тем не менее нуждались в поддержке советского оружия и денег, 11 ноября "СП" публикует заявление ТАСС о том, что "соответствующие органы Советского Союза не будут препятствовать выезду советских граждан-добровольцев, пожелавших принять участие в борьбе египетского народа за его независимость", только спустя годы мы узнаем кое-что об этих "добровольцах" Советской Армии, в каких только горячих точках планеты ни отдававших "интернациональный долг". Интересно, а знают ли в нынешнем Египте, что два часа в фонд помощи его независимости отработали тогда и ставропольцы?..
Событие "местного" масштаба 1956 года – посещение края Хрущевым и Броз Тито югославским президентом, одним из наших лучших друзей того периода. Броз Тито путешествовал по СССР в течение нескольких недель. Знакомясь с житницей России – ее югом, вожди побывали в станице Григорополисской. "Вся казачья станица вышла на берег буйной реки", сообщает о радостном моменте встречи "Ставрополка".
Кстати, в 56-м случилось еще одно, на первый взгляд, незначительное событие. Родился Егор Гайдар, будущий глава правительства, который на развалинах социализма заложит первый камень капитализма в России. Но это уже другая история.