Борьба за пайщиков в Труновском районе Ставрополья пока на уровне информационной войны
В ход идут не только листовки агитационного характера. Полем информационных сражений стали районная газета «Нива», ряд краевых изданий. Ведь от исхода кампании зависит, какой будет экономическая карта района. Кто станет маркизом Карабасом, обладающим бескрайними полями, и, соответственно, будет диктовать свои правила игры. Как будут жить пайщики после букетно-конфетного периода взаимоотношений с арендатором, который сегодня всеми возможными способами заманивает в сладкие сети.
Заинтересованные лица
Накануне собрания дольщиков в СПК «Колхоз «Терновский» разбросали листовки с призывом не продлять договоры аренды с хозяйством. Людей призывали передать или продать земельные участки любому заинтересованному лицу: «Эти лица есть, и есть из кого выбирать!!!». А главное, и телефончик указан, кому можно позвонить - адвокату Т. Фениной. Один такой набег с целью отъема паевых земель, обрабатываемых в «Терновском», уже пережили. Лет шесть тому назад.
Но тогда заходили с другой стороны. Пытались уговорить председателя продать колхоз. «Я спросил, как же это возможно, ведь такое решение в компетенции только общего собрания членов СПК, - рассказал мне, припоминая тот случай, руководитель хозяйства, депутат краевой Думы Иван Богачёв. - Так меня заверили, что все юридические проблемы решат и даже номинально оставят «у руля», посулили крупную сумму денег. Самое страшное, что никакие ведь моральные соображения покупателей не волновали».
Теперь, когда приближается срок перезаключения договоров аренды (октябрь 2018 года), очередная кавалерийская атака. Теперь давление оказывается на пайщиков.
«Если вы владелец земельного участка сельскохозяйственного назначения и у вас заканчивается договор аренды с арендатором» - такое объявление-обращение к дольщикам было напечатано в районной газете «Нива» еще 22 ноября прошлого года, в котором ООО «Агро-стед» предлагает большой перечень «пряников» для тех, кто согласится отдать в аренду или продать свою долю. На один пай озимой пшеницы обещают 5 тонн, сахара - 50 кг. В этом большом списке числятся также и вспашка огорода, и ритуальные услуги (10 тысяч рублей), и пр. Купить земельную долю готовы за 400 тыс. рублей с сохранением 100-процентной натуроплаты в течение пяти лет. За передачу пая в аренду - премия в 100 тыс. рублей.
Обожглись
- Кто разбросал листовки, какая организация, пока неизвестно, - сказал мне глава района Евгений Высоцкий. - Одно понятно, что так вероломно действовать те, кто давно и ответственно работает на труновской земле, не стали бы. СПК «Терновский», имени Ворошилова, имени Кирова не только заботятся о высоких урожаях, но не забывают о социальной сфере. Заходят в район крупные холдинги, начинают «рвать» хозяйства. Мало кого из них, насколько я понимаю, интересует, как здесь люди дальше жить будут. Я как глава заинтересован в пополнении бюджета, развитии социальной сферы поселений. И сужу о новых покупателях земли именно с этой точки зрения.
«Не для печати» руководители хозяйств говорят, что в борьбу за жирный куш вступило ООО «Агро-стед», дочерняя компания французского холдинга «Сюкден», входящего в первую тройку мира по производству сахара. В Краснодарском крае у компании свой сахарный завод. В Труновском районе фирма пока располагает небольшим земельным наделом - около 3 тыс. га. И, конечно, заинтересована его прирастить. Пытались настойчивые арендаторы зайти в обанкротившееся хозяйство им. Горького. Однако пайщики, уже пережившие одного много обещавшего в свое время инвестора, на разговор не пошли. Обожглись...
Агрохолдинги многие считают варягами, безразличными к судьбе деревни. «Подмоченную» репутацию приходится каким-то образом восстанавливать. 3 февраля в газете «Нива» вышла статья О. Бесединой, которая предлагает радоваться приходу на их землю новых инвесторов, а опасения «уведет-де налоги из района, обманет, не выполнит обещания, где его потом искать» считает излишними. Зачем бояться, «если механизатор по году получает миллион рублей». Такая красивая сказка.
Глава района Евгений Высоцкий пока сомневается, что ООО «Агро-стед» с «пропиской» в Новоалександровске и французскими корнями действительно будет платить налоги в районный бюджет. Может ли просто менеджер крупнейшей заграничной компании отвечать за свои слова? Хозяева ведь далеко. А вот рушить структуру, которая давно и эффективно работает, району однозначно невыгодно.
Зимняя кукуруза
СПК «Колхоз имени Ворошилова» варяги сегодня не опасны. Как пояснил его руководитель Сергей Таранов, благодаря предвидению его прежнего руководителя Виктора Свиридова заключенные с пайщиками договоры аренды действуют до 2033 года.
- Да, шумихи вокруг земли сегодня много. Инвесторы одни приходят, другие уходят, - делится своим мнением Сергей Таранов. - Много их у нас уже перебывало. И большинство заходили со своей выгодой, и больше ни с чем. А эффективные коллективные хозяйства трудятся уже десятилетия и никуда не собираются бежать. И большинство пайщиков это понимает. Хотя вариантов отъема земли существует множество. И ими успешно пользуются те, кто за ценой, как говорится, не постоит. Конкуренция, увы, не подразумевает честности. Я как руководитель за сохранение стабильности, но как дольщик приветствую появление новых инвесторов, которые стимулируют увеличение арендной платы. Чтобы удержать пайщиков, с этим приходится считаться. Вот и мы в этом году планку натуральной платы за пай подняли.
Плохой пример явления инвестора - судьба вышеупомянутого СПК им. Горького, пайщики которого доверили свою судьбу местечковому олигарху Аслану Каракотову. Первые два года все шло хорошо. Но постепенно становилось все хуже: начались невыплаты зарплаты, арендной платы за паи. Когда сливки сняли, урожайность стала падать, без подкормки земля не может рожать из года в год. Нечему удивляться, что, когда наступило время переоформления арендных договоров, люди от такого арендатора побежали. Часть дольщиков ушла к фермерам, многие передали паи в аренду колхозу имени Ворошилова.
Колхоз выполнил межевание, другие необходимые процедуры, но прежние хозяева с таким раскладом не согласились: мол, земли поливные, значит, передавать землю надо единым участком. И предложили купить договор аренды вместе с активами. И просчитались. 80 процентов дольщиков на собрании проголосовали за «ворошиловцев».
- В итоге - раз так, мы вместе с фермерами забираем весь участок, - подытожил С. Таранов. - Но… Не думайте, что все сегодня так безоблачно. Судебные тяжбы продолжаются. По разным поводам. Держим удар. Сами мы люди мирные. Когда прежний арендатор решил убрать оставшуюся с прошлого года кукурузу, возражать не стали, хотя участок уже наш.
- Очень жаль, - считает экс-глава администрации района Юрий Логачёв, - что инвесторы, много обещая, мало что выполняют, покидают хозяйства, когда им становится невыгодно в них работать. Так, может, настоящие хозяева - все-таки наши сельхозпредприятия, которые по 25 и более лет работают на земле, добиваются рекордных результатов, помогая и своим пайщикам, и всем односельчанам… А все потому, что эти люди местные и бежать им со своей земли некуда!
За длинным рублем
Наше земельное законодательство, по мнению селян, достаточно сложное, чтобы во всем разобраться простому пайщику. Лазеек для создания рейдерских ситуаций вокруг крепких и благополучных хозяйств в нем предостаточно. И сами крестьяне, невзирая на интересы малой родины, зачастую гонятся в первую очередь за длинным рублем.
6 апреля в «Терновском» состоялось собрание дольщиков, на котором люди большинством голосов, вопреки призывам, изложенным в листовке, все-таки выбрали уполномоченных для подписания необходимых для оформления земельных паев документов. В сельский ДК пришло почти в три раза больше людей, чем необходимо было для кворума, составлявшего пятую часть от списка. Так что сорвать мероприятие не удалось.
Первый шаг сделан. Что будет дальше? Трудно сказать. Но, судя по настрою, по словам Ивана Богачёва, примерно 200 с лишним дольщиков все же прельстились обещаниями «заинтересованных лиц». Главным образом, это те, кто давно не работает и не живет в колхозе. Для них перезаключение договоров аренды - возможность подороже продать свою долю. А подороже в Труновском районе сегодня берет в аренду или покупает только представитель французской компании «Сюкден». Причем цены растут.
Иван Богачёв начал свою речь на собрании пайщиков с цитат из лермонтовского «Бородино». И с горечью прокомментировал: «Тогда мы француза выгнали с нашей земли, а теперь продаем ему землю за деньги. Мне уже 80 лет, мне ничего не надо. Душа болит за Родину!».
Европейские «грабли»
Похоже, сегодня моральные принципы работают плохо. Законы экономики диктуют свое: крупный капитал способен купить все, что ему необходимо для дальнейшего увеличения прибыли. Агрохолдинги технично «отжимают» землю у фермеров и традиционных коллективных хозяйств. В условиях путаного земельного законодательства и наличия большого капитала власть латифундий становится абсолютной. В нулевые годы агрохолдинги привели в село «городские» деньги, и действительно производство в ряде отраслей поднялось до уровня, позволяющего даже отправлять продукцию на экспорт.
Оборотной стороной медали является угроза сохранению на селе традиционного образа жизни, развитию личных подсобных хозяйств, вымыванию населения. Уже продав свои паи, люди неизбежно сталкиваются с проблемой занятости и часто уезжают из родных мест.
Кстати, Европа покончила с латифундиями в 70-е годы прошлого века. Были введены запретительные меры, которые заставили крупных землевладельцев избавляться от лишних площадей. Это было трудное политическое решение. Аргументов за проведение такой аграрной политики было несколько: крупный аграрный бизнес интересует прежде всего сиюминутный финансовый интерес, а не развитие села, в итоге нарушаются права местного населения, а неограниченное влияние капиталистов от сельского хозяйства несет в себе многочисленные риски для государственного строя.
Чтобы конкурировать с крупным земельным капиталом, фермеры стали объединяться в кооперативы. Именно они сегодня доминируют на рынке. А российское село готово наступить на европейские грабли и отдать приоритет латифундиям, которые не интересует сохранение особых человеческих отношений в рамках одного сельского поселения, не волнует судьба крестьянина.
*****
Земля перестала быть кормилицей, она превращается в товар, который бойко идет на распродажу, даже вопреки логике. Ибо большим деньгам логика не требуется. Когда «пиастров» много, можно не оглядываться на закон, человеческие судьбы, справедливость и деревенскую мораль, для которой всегда была характерна общинность мировоззрения. Капитал не останавливается перед подкупом нужных чиновников, развязывает информационную войну в СМИ, если того требует ситуация, организует рейдерские захваты. Такова реальность. И чем эта реальность обернется в близкой и дальней перспективе? Вопрос. Ведь букетно-конфетный период заигрывания с пайщиком скоро закончится, а селянам надо жить дальше. Большинству - без земли.
14 апреля 2017 года