06:21, 21 марта 2017 года

Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Ставропольском крае в 2016 году

Так вот, итоги работы государственной власти и органов местного самоуправления в 2016 году показали, что впервые за последние 5 лет фиксируется значительный прирост позитивных оценок мнения населения Ставрополья о ситуации в сфере этноконфессиональных отношений. Проще говоря, мы перестали друг друга бояться и друг друга ненавидеть. Мы – понаехавшие и понаостававшиеся.

Один из важнейших показателей, акцентируют внимание исследователи, – это доля жителей края, которые положительно оценивают состояние межнациональных отношений. Это итог государственного воздействия на этнополитическую сферу созданной комитетом по делам национальностей и казачества системы. Если в 2011 году только 23,9 процента наших сограждан положительно оценивали состояние межнациональных отношений, то в 2016-м – уже 86,4 процента.

Возросло количество жителей Ставрополья, которые считают, что межнациональные отношения в крае улучшились. В 2012 году так считало всего 11,9 процента населения, в 2013-м – 13,1 процента, в 2014-м – уже 21,3 процента, в 2015-м – треть опрошенных, а в 2016 году – уже 41,3 процента. С 2014 года постоянно снижается количество опрошенных, которые считают, что межнациональные отношения в крае ухудшаются, – с 32,1 процента в 2012 году до 5,4 процента в прошлом.

В ходе исследования был задан вопрос «Какие, на ваш взгляд, самые важные проблемы существуют в нашем крае?» и было предложено ранжировать по степени значимости 16 проблемных тем. Характер ответов позволил сделать вывод о том, что ставропольчан вопросы межнациональной и межконфессиональной безопасности, терроризма беспокоят в наименьшей степени по сравнению с вопросами экономической и бытовой сферы – в рейтинге проблем, волнующих население, межнациональные проблемы последние три года устойчиво занимают последние места.

Заведующий отделом политологии и конфликтологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, доктор философских наук профессор Виктор Авксентьев не считает результаты опроса неожиданными. И не только потому, что сам принимал участие в анализе результатов.

– Напротив, – говорит он, – мы ожидали улучшения показателей «межнационального самочувствия». Оно связано прежде всего с общим улучшением ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе и на Юге России.

По сути, это результаты существенного изменения общественного мнения. И мы видим, что интересы общества переключились на другие проблемы.

– С возникновением украинского кризиса, – продолжает В. Авксентьев, – проблема межнациональных конфликтов и на Северном Кавказе, и в России в целом отошла на второй план. Характерная иллюстрация – она перестала, например, присутствовать в заголовках СМИ. Более того, очевидно, что люди изменили приоритеты социальной картины, они переключили внимание с межнациональных на социально-экономические составляющие жизни: их больше интересуют зарплаты, пенсии, пособия, проблемы ЖКХ, возможность получить работу. В совокупности эти две составляющие и дали такой заметный эффект.

Ученые объясняют это и эффективностью работы губернатора и правительства края по реализации государственной национальной политики, государственной программы Ставропольского края «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества», а также краевой системы оперативного реагирования на проявления религиозного и этнического экстремизма. Профессор Авксентьев, например, подчеркнул вклад комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества в стабилизацию ситуации в регионе.

Показателем стабильности межнациональных отношений в нашем регионе является мнение жителей о том, кем в первую очередь они себя считают, как себя соотносят со страной, регионом, этничностью, религией и так далее. В науке это называется «идентификационный профиль». По итогам мониторинга 2014 – 2016 годов, доля населения Ставрополья, у которого сформирована общероссийская гражданская идентичность, растет. И это не может не радовать. Проще говоря, россияне стали ощущать себя в первую очередь гражданами своей страны – об этом заявили почти 70 процентов участников. А вот с европейцами себя идентифицируют всего 2,7 процента респондентов. Впервые за пять лет мониторинга (2012 – 2016 годы) идентификационные критерии «житель своего края» и «гражданин России» заняли позицию выше, чем этническая и конфессиональная идентичность. При этом, показал опрос, русские ощущают себя немного менее россиянами (69,3 процента), чем представители народов Северного Кавказа (74,4 процента).

– И это тоже неудивительно, – подчеркивает Виктор Авксеньев. – Для русских нет особой разницы в восприятии гражданской и национальной идентичности. А для народов Северного Кавказа есть: для них важна не только этническая идентичность, но и ощущение себя россиянином, артикулирование этого.

Мониторинги двух последних лет однозначно свидетельствуют о росте сформированности у населения края единой духовной общности многонационального народа Российской Федерации.

Межконфессиональные отношения в крае большинство опрошенных (80,2 процента) считает стабильными и устойчивыми. Так же они оценивались и в 2015 году. Перспективы развития межконфессиональных отношений также оцениваются положительно, что, по мнению ученых, свидетельствует о росте социального оптимизма у населения.

И напоследок. Выявленные учеными оценки имеют высокую научную точность. Но Виктор Авксентьев считает, что, несмотря на положительные результаты этого мониторингового исследования, вывод о долговременных тенденциях делать еще рано. О них можно будет говорить после проведения аналогичного исследования в 2017 году.

***

ДЛЯ СПРАВКИ. На основе методик, используемых Всероссийским центром исследования общественного мнения, было опрошено 1500 человек. Выборка многоступенчатая, квотная. Большинство участников опроса – представители среднеобеспеченных слоев – 54,5 процента, высокообеспеченные 6,7, низко-обеспеченные 32,2, необеспеченные – 6,6 процента. Пропорционально был охвачен весь Ставропольский край.

«Кто я? Кто мы?»
Газета «Ставропольская правда»
21 марта 2017 года