Проект «Свет фресок Дионисия – миру» в Ставрополе: любовь, проникшая сквозь столетия
Сегодня истории жизни этих людей, творивших в разные эпохи, тесно сплелись в одну.
Выставка в Ставрополе состоялась в рамках VII Славянского форума искусств «Золотой Витязь» благодаря министерству культуры Ставропольского края, фонду «Фрески Руси», Ставропольскому краевому музею изобразительных искусств и региональному отделению Союза художников России.
…В конце XV века почитаемый столичный иконописец Дионисий удаляется в Ферапонтов монастырь, расположенный в небольшой вологодской деревне. Там он много работает над росписью стен и в итоге создает уникальный художественный комплекс. Как отмечают исследователи, во фресках Дионисия в полной мере достигнуты стройность, созерцательный покой, уравновешенность, столь высокое звучание, какие мы встречаем лишь отчасти в лучших образцах русской иконописи эпохи расцвета искусства.
Дионисий вместе с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым олицетворяет золотой век иконописи, а их творчество стоит особняком не только в русской, но и в мировой художественной культуре. Надо отметить, что на фоне невероятного масштаба утрат произведений художников той эпохи из творческого наследия Дионисия в целостности и первозданности до нас дошли только фрески Ферапонтова монастыря - сохранилось 300 художественных композиций. В них целая энциклопедия православной культуры времен ее наивысшего расцвета. Удивительно, но за всю историю их никогда не касались кисти других художников, проводилась лишь деликатная реставрация.
Сегодня ферапонтовский цикл называют «огромной объемной иконой, матрицей для будущего России». Фрески занесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Удаленность этого памятника никогда прежде не позволяла оценить его подлинное величие. Да и доступ к оригиналу ограничен из-за проблемы сохранности.
...Однажды судьба привела довольно-таки успешного московского фотографа Юрия Холдина в собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Сокровенная встреча с великим творением Дионисия поразила гостя и навсегда изменила его жизнь. На протяжении 12 лет Юрий работал над проектом, пытаясь запечатлеть первозданную красоту фресок. Как вспоминают родные, он буквально горел желанием показать Дионисия миру.
Но задача, которую поставил перед собой наш современник, казалась невыполнимой, тем более что уже были неудачные эксперименты: исследователи констатировали: невозможно передать современными средствами светоколористическую гамму и те воздушные красочные эффекты, которые составляют суть этой росписи. Кто-то пытался копировать фрески, кто-то фотографировать. Было огромное количество публикаций - и ни одной удачной, потому что съемка в пространстве храма осложняется постоянной переменой света, при которой невозможно правильно передать цвет фресок.
В 1994 году Юрий Холдин, так же как когда-то Дионисий, переехал в Ферапонтов монастырь. Он стал изучать историю вопроса и нашел решение! В итоге запечатлел фрески на пленку так, как этого никто и никогда не делал: Ю. Холдин придумал свои нестандартные приемы в работе с переменчивым дневным светом и нашел световой камертон для сохранения гармонии каждой композиции. Его деликатный подход перевернул все сложившиеся стереотипы в представлении памятника, а европейские специалисты, увидев холдинские фотошедевры, заговорили о Дионисии как о русском Леонардо да Винчи, великом колористе и мастере пространственных композиций. Таким образом, Ю. Холдин не только открыл миру уникальные творения, но и вернул художнику былую славу.
Около десяти лет шла печать полного цикла проекта. Удалось добиться предельной степени соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати. Теперь смело можно сказать, что экспозиционный материал представляет вершину технологических возможностей пленочного фотоискусства и лазерной светопечати не только для России, но и для мировой культуры.
Проект Юрия Холдина - подарок всем и каждому из нас. Только благодаря миссионерскому подвигу современный зритель может понять и оценить гений Дионисия, фрески которого многие десятилетия видели лишь в искаженном виде.
Сегодня смена технологических процессов в фотографии уже не позволит повторить печать на таком же качественном уровне. Поэтому выставочные работы представляют большую ценность - они так же «оголены», беззащитны перед временем, как и фрески Ферапонтова монастыря.
В день открытия выставочный зал Союза художников преобразился от золотистых светящихся тонов фресковой живописи Дионисия. Эффект этот усиливали церковные песнопения в исполнении хора Регентской школы Ставропольской духовной семинарии.
Почетные гости призывали проникнуться духом этих фотошедевров. Заместитель председателя правительства СК Ирина Кувалдина выразила надежду, что жители города и края по достоинству оценят шедевры великого русского православного искусства. Председатель Ставропольской краевой Думы V созыва Юрий Белый, сказал, что такие выставки, как «Свет Дионисия – миру», помогают приобщать людей к высокому искусству, которое имеет на Руси глубокие корни.
Президент Славянского форума искусств «Золотой Витязь» народный артист России Николай Бурляев говорил с публикой, наполненный глубоким восторгом. Он напомнил: даже если посетить Ферапонтово, невозможно увидеть все и сразу. Посетителям монастыря из-за режима сохранности реликвий дается 15 - 20 минут для просмотра. Многие фрески расположены на 20-метровой высоте! Часть изображений периодически скрыта в темноте из-за особенностей естественного освещения.
- Вы даже не представляете, что сейчас происходит, – сказал он. – За всю историю существования в таком качестве фрески видели только два человека – это сам Дионисий, который расписывал храм Ферапонтова монастыря, и Юрий Холдин, благодаря которому мы сегодня стали зрителями этого чуда.
С еще большим вдохновением о выставке отозвался и настоятель храма Преображения Господня протоиерей Владимир Сафонов:
- Эту выставку должен посетить каждый. Она действительно уникальна, ничего подобного в Ставрополе не было. Экспозиция создана поколениями наших предков. И если вы сейчас посмотрите на снимки, то не увидите борьбы автора фресок и интерпретатора – человека, который их воспринимал. Трогательно находиться в этом пространстве, потому что видишь, какая гармония существует между человеком, который жил в XV веке, и человеком XXI столетия, воспринявшим духовный опыт, духовную культуру Дионисия.
В открытии выставки приняла участие жена автора проекта, трагически ушедшего из жизни в 2007 году, Екатерина Данилова (Холдина). Она провела экскурсию для гостей и рассказала детально о каждой композиции фресок.
- До Юрия Холдина фотографы, пытавшиеся добиться единого освещения, всегда снимали фрески ночью. Чтобы исключить влияние переменчивого дневного света, они использовали иcкусственный фронтальный свет, а такой прием грубо искажает цвет, создает тени и черные провалы в пространстве собора. А технологии, изобретенные фотохудожником, позволили передать даже трехмерность изображений - в них есть воздух, которыми дышат фрески, – рассказывала Екатерина Данилова. - Когда в храме Христа Спасителя была развернута эта выставка, часто посетители задавали мне вопрос: зачем Дионисий так старался вырисовывать образы, которые с земли на высоте почти не видны. Ответ прост: художники того времени относились к своей деятельности как к служению Богу. Это особая степень ответственности, видимо, не каждому современному человеку понятная.
Везде, где экспонировалась выставка «Фрески Дионисия – миру», она находила глубокий отклик. Хочется, чтобы и в нашем крае это событие не прошло незамеченным. Ведь ферапонтовское «послание» Дионисия, чудом до нас дошедшее, чудом нам возвращенное, не только страница истории, но и настоящее и будущее – достояние многих поколений. Эмоции, которые испытываешь здесь, среди шедевров, передать невозможно, как и невозможно полно оценить гениальность создателей. Так и хочется воскликнуть: не проходите мимо! Ведь попасть на выставку - значит стать свидетелем чуда, наполниться доброй энергией, увидеть то, что по-настоящему вдохновит и вызовет глубокое восхищение.
4 октября 2016 года