06:15, 12 августа 2016 года

Директор Зоя Белая о современной работе Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

С начала года уже проведен целый ряд мероприятий, посвященных этой - главной - теме. Новые художественные выставки, творческие встречи, заседания клубов по разным направлениям искусств - чего только не предлагают музейщики своим посетителям. И люди идут в музей с большим интересом, потому что многие уже давно поняли: здесь есть что посмотреть. Да и просто приятно войти под своды старинных особняков музейного комплекса в историческом центре Ставрополя, по праву считающихся красивейшими в столице края. Сюда входишь как в храм, с восхищенным почтением вступая в залы с высокими потолками, ажурной лепниной, сияющими солнечным светом окнами: кажется, сам воздух здесь напоен неповторимо сочным ароматом красоты, поэзии, высоты духа.

О том, какими заботами живет сегодня музей, мы беседуем с его директором Зоей Белой.

 

- Зоя Александровна, в наше динамичное время задачи музея постоянно меняются, они давно уже не те, что были когда-то: пришел человек в музей, побродил по залам - и все...

- Каждое учреждение культуры, и музей в том числе, строит свою работу индивидуально, мы - исходя из возможностей коллекции, ее состояния, наличия экспозиционной площади, наличия иных путей оказания услуг населению. Радуемся, что наша коллекция постоянно растет, прежде всего за счет безвозмездного формирования, я это расцениваю как доверие музею. А ведь еще несколько лет назад, когда музей находился в полуразваленном состоянии, сюда не очень-то стремились.

- Нашему с вами знакомству более двадцати лет, и все эти годы на моих глазах музей живет в непрерывном развитии, удивляя оригинальными идеями и акциями.

- Стараемся. Хотя коллектив у нас небольшой, а специалистов в области изоискусства вообще не хватает, приходится брать новых людей, учить их на рабочем месте. И вместе приобретать все новый опыт. К счастью, сегодня в обществе начинает пробуждаться интерес к крупным проектам, к творчеству художников-классиков, развивается кураторство выставок. Во многих регионах страны открываются новые музеи, выставочные залы, в них вкладываются серьезные средства. Налицо озабоченность власти развитием культурного потенциала региона. Становится престижным через музеи показывать лицо своего края. Но чтобы это работало, в это нужно вкладывать деньги, давая возможность показывать богатства наших фондов, которые по многу лет никто не видит.

- Вам это тем не менее удается...

- Но не в тех масштабах, как хотелось бы. С вложением огромных человеческих усилий коллектива - тогда действительно удается. Например, на год 55-летия запланирован целый ряд фондовых выставок. Если вы помните, мы начали с проекта «Москва и москвичи», представив наши запасы работ столичных авторов. Потом была персональная выставка Л. Попан­до­пуло, удачно вписавшаяся в Год Греции в России, поскольку наш известный художник грек по национальности. В «Празднике цветов» нашло отражение творчество тех, кто стоял у истоков Ставропольского Союза художников. Не так давно по инициативе сотрудника музея А. Колбасникова начат ретропроект «Легенды ставропольского искусства». Кроме того в мае нам удалось показать свои проекты в Москве, где мы представили творчество непрофессионального автора Т. Третьяковой-Су­ха­новой, а также «Некрасовский проект» как итог нашей 11-летней работы с Новокумским филиалом. Это было сделано в сотрудничестве с учеными столицы, с Центром русского фольклора и Российским гуманитарным фондом при поддержке правительства края, министерства культуры СК: благодаря продвижению в столицу проекты получили бюджетное финансирование.

- К финансированию можно, наверное, добавить такую неосязаемую вещь, как новый творческий стимул, моральная поддержка коллективу.

- Конечно! Но у нас развивается и обратная связь с Москвой: осенью привезем выставку народного художника России Евгения Ромашко, а в конце августа откроем землякам еще одного московского автора - Сергея Строганова. В рамках Года кино организованы регулярные музейные кинопросмотры, в том числе с применением старой киноаппаратуры. На нашей базе работают два фотоклуба, проводятся их выставки с участием самых разных авторов из Москвы, Черкесска, Ставрополя. Уже два года развивается наше сотрудничество с греческим фотомастером Костасом Асимисом и нашим земляком, ныне работающим в Москве, Юрием Орловым. Фотовыставку Асимиса «Наш Афон» приурочили к 1000-летию русского монашества на Афоне, показав ее кроме Ставрополя в Буденновске, Невинномысске, Ставропольской духовной семинарии и Регентской школе.

- По сути дела, вы уже занялись передвижничеством.

- В общем-то, да, занимаемся этим серьезно. Хотелось бы ощутить какое-то общественное признание этих наших усилий, поддержку коллектива, который трудится с огромной отдачей. То, что сотрудники работают увлеченно, вызывает уважение, но, поверьте, эксплуатировать бесконечно энтузиазм тоже нельзя, нужно обратить на них внимание, сказать доброе слово. А сколько мы провели в музеях края выставок за свой счет! Ведя при этом еще и обучение музейщиков на местах, методические занятия с ними. В музее около 50 сотрудников, а за год через наши залы проходит свыше 50 тысяч человек, не считая выездных выставок. Мы ставим первой своей задачей популяризацию изоискусства, которое наиболее эмоционально воздействует на человека, вызывает у него глубокие мысли и чувства. Вот почему бывает горько слышать от некоторых ответственных товарищей: неужели кто-нибудь еще ходит в музей?! Подтекст такой: а может, он уже и не нужен, давайте закроем...

- Зоя Александровна, а каковы отношения музея с краевым Союзом художников и другими «родственными» организациями?

- Ходим друг к другу в гости... Совместных проектов пока не проводим. Что касается персональных выставок отдельных авторов на нашей площадке, это происходит на основе их индивидуальных обращений. Все-таки это общественная организация, у нее свои, иные принципы работы... Периодически пересекаемся и с краевым художественным училищем по конкретным темам. Так, если какой-то преподаватель считает нужным, он самостоятельно приводит своих учащихся на наши выставки. Возникают и новые связи. Например, сейчас в музее представлено творческое объединение «Третий берег», с каждым из тринадцати его членов у нас творческая дружба. Хорошо зарекомендовал себя проект «Художественная галерея в школе» на базе ставропольской СШ № 9 - аналогов ему нет в крае. Многие наверняка даже не представляют, как он актуален: действуют образовательные программы, развивающие детей и эстетически, и проф-ориентационно! Налажен постоянный контакт с директором школы кандидатом педагогических наук Валентиной Сапуновой. Увлеченные музеем старшеклассники успешно пробуют себя в роли экскурсоводов, и, может, кто-то из них потом станет искусствоведом или культурологом.

- В музее постоянно рождаются все новые идеи, ощущается хорошая потребность идти в народ... А вы еще и некрасовцев на себя взвалили. Впрочем, Новокумский филиал и самому музею прибавляет статуса.

- Вообще-то, в стране таких примеров немало. Но у нас особенный филиал - по сути, этнографический музей. Честно говоря, кроме головной боли нам это ничего не приносит. Приходится с помощью наших сотрудников вести практически два музея. Могу сказать: получился хороший музей, которым край может гордиться. Жаль только, что пока даже хорошей дороги туда нет, и некрасовцы не входят в туристические программы. Но мы не теряем надежды на будущее, последовательно развиваем то, что имеем, и некрасовцев сохраним обязательно - в записях, трудах ученых, в эскизных работах ставропольских художников.

- Вы видите свою нишу в туристическом кластере края?

- Сначала нужны конкретные туристические маршруты. В этой связи вспоминается опыт советского периода: туристы, ехавшие в Домбай, три дня жили в Ставрополе и обязательно шли в музей, это входило в стоимость путевки. Сегодня туристского потока в Ставрополь нет...

- И все же думаю, некрасовская тема перспективна.

- Если бы я так не считала, никогда бы за нее не взялась. Нам пока не удается наладить нормальные деловые связи с муниципалами, инертная позиция местной власти просто поражает. А стоит проявить волю - глядишь и указатели бы нужные стояли, и дорогу бы починили, и туалеты построили, и инфраструктура бы появилась...

- Зоя Александровна, трудности музейного служения очевидны: сам порядок работы таков, что надо быть на посту и в выходные, и в праздники, и порой вечерами. С другой стороны, по-человечески завидуешь - вы ведь в храме работаете! Дышите каждый день воздухом высокого искусства, живете в окружении прекрасного...

- Между тем за стенами выставочных залов, в наших рабочих помещениях идет тяжелая повседневная работа, порой непосильная! Мы же физически трудимся - все время что-то переносим, тяжелые предметы, оборудование. При этом надо и о творческой стороне думать, не просто двери посетителям открывать и закрывать.

- Вот поэтому не сомневаюсь, в изомузее еще много чего произойдет в оставшееся до юбилея время.

- Это так. Ряд акций я уже называла, такие как «Графическое отражение» С. Строганова или продолжение цикла «Легенды ставропольского искусства». А в начале сентября в рамках очередного Славянского фестиваля искусств «Золотой витязь» представим проект известного фотомастера из Москвы Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия миру». Автор (его уже нет в живых) много лет снимал фрески древнего Ферапонтова монастыря в Вологодской области, сохранившиеся в первозданном виде, это истинное сокровище церковного искусства. Продолжая показ фондов музея, откроем выставку Владимира Кленова - патриарха ставропольского искусства. В планах - показать творчество нашего скульптора Андрея Попова. К своему юбилею в декабре соберем друзей музея, подготовим выставку новых поступлений: выберем все самое-самое, появившееся за пять лет. Передвижную деятельность продолжим «Нашим Афоном», а также многоаспектной «Дорогой домой» Ю. Орлова. Кстати, выдающийся художник современности Юрий Орлов сделал музею поистине царский подарок - замечательную картину «Домашний праздник» и еще несколько полотен и эскизов. Могу заверить: мы готовы формировать все новые выставки для показа по всему краю, на тех же Кавминводах - отдыхающим на курортах. Правда, пока пробиваться даже в родном крае бывает непросто, но не все так безнадежно! Радует то, что появляются люди, которым наша работа интересна, многие могли бы стать нашими партнерами, только пока не знают дороги сюда. Словом, несмотря ни что, будем жить и работать!

«Неужели кто-то ходит в музей?!.»
Газета «Ставропольская правда»
12 августа 2016 года