Улица Дзержинского в Ставрополе была Александровской, Генеральской, Лермонтовской…
Первое, что пришло в голову, – это что-то новое. На некоторых центральных старинных улицах краевого центра - проспектах К. Маркса и Октябрьской Революции не так давно на ажурных металлических подвесках появились таблички, на которых обозначены их исконные имена: соответственно Николаевский проспект и улица Воронцовская.
А тут… STREET. Сначала удивился, а потом задался вопросом: зачем это сделано? Приблизить наш, в общем-то, небольшой провинциальный, расположенный в российской глубинке город к неким европейским стандартам? Или это знак особого расположения к человеку, поляку по происхождению, чьим именем на протяжении многих десятилетий «украшен» Ставрополь?
Присел на скамейку в очень уютном скверике напротив входа в комитет городского хозяйства администрации Ставрополя (а он находится именно в этом доме), рядом со скульптурой дворника. Вспомнилась история улицы Дзержинского. В том виде, как сейчас, она появилась не сразу, а по мере роста Града Креста, частями. Получая соответствующие названия: от сегодняшнего проспекта Октябрьской Революции до Ярмарочной площади (пл. Орджоникидзе) первоначально именовалась Третьей Мещанской. Кстати, Первой Мещанской был сегодняшний пр. К. Маркса, а Второй – теперешняя улица Орджоникидзе.
В 1851 году Третья Мещанская была наименована Александровской, «дабы сохранить на вечные времена в сердцах жителей Ставрополя благоговейшую память о посещении его в прошлом, 1850 году, Государем Наследником Цесаревичем…» (сын Николая Первого, будущий император Александр Второй, А. Ч.-К.).
Появившемуся новому отрезку улицы от Верхней аптеки до сегодняшней площади Ленина сперва дали имя «Генеральская», дабы увековечить память ставропольских генерал-губернаторов, проживавших именно на этой части. После конкретизировали, назвав Вельяминовской, в честь губернатора А.А. Вельяминова, «проявлявшего неустанные заботы о городе». И, наконец, последний отрезок, примерно от сегодняшней улицы Артема (бывшей Поперечной) до конца вверх, нарекли Воробьевской, по фамилии первопоселенца, отставного солдата Андрея Воробьева. В 1914 году, в год 100-летия М.Ю. Лермонтова, Воробьевская (к этому времени Первой Воробьевской и Второй Воробьевской называлась нынешняя Морозова) стала Лермонтовской, в память проживавшего здесь во время пребывания в Ставрополе великого русского поэта.
Кто знает, возможно, эти имена так бы и сохранились до наших дней, ведь они имели самое непосредственное отношение к Граду Креста, но… грянул 1917-й, и почти сразу же пошел процесс «перекрашивания» улиц Ставрополя в красно-революционные цвета. Первый отрезок получил имя Парижской Коммуны, затем 8 Марта. Спустя время «передумали» и этой части присвоили имя Розы Люксембург, основательницы Международного женского дня.
Недолго думая, содрали с домов таблички «Улица Александровская», вместо них повесили новые – «Улица Первомайская». Лермонтовскую, правда, не тронули, но и она была обречена. Постановлением президиума Ворошиловского (город лишился и своего родного имени – стал Ворошиловском) горсовета от 25 января 1938 года все три отрезка объединили в одну улицу и назвали ее именем одного человека – Дзержинского, не имевшего к нашему городу никакого отношения, ни разу в нем не бывавшего и, возможно, даже не знавшего о его существовании.
Но имя Лермонтова все же оставили, его отдали Батальонной улице. Кстати, название «Батальонная» тоже не было случайным. В периметре нынешних улиц Пушкина – 8 Марта – Ломоносова – Лермонтова дислоцировался еще с 1825 года прибывший из Георгиевска Линейный батальон Отдельного Кавказского корпуса.
Улицы Града Креста освящены славными именами людей, живших в далекие да и не в столь далекие времена, так много сделавших для его развития и процветания. А в будущем, 2017 году, Ставрополь будет отмечать юбилей – 240 лет со дня своего основания. Быть может, к этой дате, нет-нет, не переименуют, а всего лишь вернут одно из исконных названий нынешней «DZERGINSKOGO STREET»?..
10 августа 2016 года