07:06, 8 июля 2016 года

Краевое путешествие музейных коллекций на Ставрополье: опыт и проблемы

В министерстве культуры СК состоялись общественные слушания по теме «Краевое путешествие музейных коллекций». Участники дискуссии - известные музейные работники - рассмотрели актуальные вопросы взаимодействия в передвижной выставочной деятельности. Как отметил, открывая слушания, председатель общественного совета при МК СК Владимир Лычагин, ситуацию с самим существованием музеев на Ставрополье сегодня можно назвать, в общем-то, достаточно позитивной. Этому в немалой степени способствовало и то, что в последние годы государство обратило серьезное внимание на всю музейную работу - от содержания фондов до порядка их хранения и экспонирования. Большинство музеев, и больших, и малых, даже если живут в стесненных условиях, стараются хоть как-то соответствовать нашему динамичному времени.

И все-таки проблем у музейщиков немало. Одна из них - затвердевшая, малоподвижная выставочная жизнь. Во многих сельских музеях экспозиции не меняются из года в год - практически это открытое хранение фондов, не более того. Можно ли считать привлекательным набор из 15 утюгов и десятка горшков, пускай старинных и бережно сохраняемых? Все, конечно, чистенько и мило, но это не экспозиция, а, скорее, этакие тихие домашние радости... На фоне которых не могут не радовать попытки музеев восполнить интерес посетителей за счет сменных выставок, тенденция - весьма показательная для нашего времени. Правда, пока реализуемая в основном средствами изобразительного искусства. Куда ни приедешь, везде картины. В одном районе - ставропольских молодых художников, в другом - из фондов краевого музея изобразительных искусств, в третьем - графика из Москвы... А вот передвижки краеведческих фондов явно недостаточно. Понятно, что проще развесить картины, чем установить витрины для предметной выставки. Но ведь есть и добрые примеры. Невинномысский краеведческий музей принял очень интересную выставку вышивки профессиональной художницы из Крыма, вызвавшую широкий интерес. Как говорят специалисты, эту выставку, пожалуй, неплохо было бы провезти по краю, если автор не будет против.

Вообще-то, в вопросах передвижничества Ставрополье не хуже и не лучше других регионов России. Сегодня в стране на учете в музейных фондах 85 млн единиц хранения, в крае - 769,9 тысячи. Ежегодный прирост - 12 тысяч, а оборачиваемость на уровне российском - около 13 %. Таким образом, огромная часть фондов просто лежит в запасниках. И лишь малая часть - в движении. Между тем 40 музеев края - 21 государственный и 19 муниципальных - могли бы с куда большей эффективностью этим богатством распорядиться. Так, вот уже третий год востребована в крае передвижная выставка «Символы большой и малой Родины», подготовленная Ставропольским музеем-заповедником им. Г. Прозрителева и Г. Праве при поддержке МК СК, рассказал замдиректора музея Егор Карагодин. В 2014 году в рамках творческого проекта «Многообразие красок Кавказа» этим музеем подготовлена передвижная экспозиция «Уроки рисования и чистописания Василия Смирнова» - 178 репродукций живописи и графики. Выставки непрерывно эскпонируются, побывали уже в 14 районах края и нескольких городах. Причем не только в музеях, но и в домах культуры, школах. Однако путешествие это сопряжено с рядом организационных трудностей. Одна из них - транспортировка: вопросами доставки занимается принимающая сторона, часто не имеющая своего транспорта. Поэтому краевой музей вынужден доставлять выставки своими силами. Так было в селах Арзгир и Новоселицком, городах Светлограде и Зеленокумске. Вот такая «благотворительность» за счет тоже небогатых коллег. Требуют развития и такие стороны работы, как расширение тематики передвижных выставок, наличие соответствующего оборудования, приспособленного для перевозки.

По мнению директора Ставропольского краевого изомузея Зои Белой, уж коли речь идет о краевом путешествии музейных коллекций, то давно назрел целый ряд продуманных, выверенных сообща организационных мероприятий. Майские указы Президента России 2012 года побудили Минкульт РФ издать приказ, посвященный выставочной работе в малых и средних городах. Был даже составлен список ведущих музеев страны, привлеченных к этой работе. То есть налицо некий пример, по какому пути следовало бы идти и на краевом уровне. Конечно, музейщики понимают, что передвижное экспонирование - дорогое удовольствие и очень хлопотное занятие: чтобы раскрутить процесс, надо деньги вложить. А откуда они у музеев! Да еще если вспомнить о пресловутой страховке экспонатов... З. Белая привела красноречивый пример: картины Павла Гречишкина оцениваются специалистами галереи его имени в такие суммы, что показать эти работы не по силам другим музеям края. Тормозят процесс и явно устаревшие инструкции, запрещающие музею-владельцу выдавать что-то из своих фондов без разрешения федерального министерства... Есть и сугубо внутренние проблемы: нередко руководители малых музеев даже не знают ни технологии охранения приехавшей к ним экспозиции, ни деталей предваряющей бумажной процедуры. Мало знают коллеги и о возможностях соседей. Что может предложить, например, музей-усадьба художника Н. Ярошенко или Кисловодский краеведческий. А ведь в райцентрах есть неплохие залы, где можно регулярно делать передвижные выставки - в Невинномысске, Изобильном, Светлограде, Благодарном, Буденновске, Прасковее, Кисловодске, Александровском, Минводах, Ипатово.

- Мы, конечно, помогаем на выезде оборудовать нужные системы, создать выставочную структуру, - заметила З. Белая. - Но должен быть в крае координатор этой работы, конкретный человек, опытный специалист, способный разработать тематику выставок, график их движения, обеспечение транспортом. Все это возможно в рамках специальной краевой целевой программы. С четким указанием сумм затрат, вплоть до командировочных расходов музейных сотрудников, вывозящих экспозицию. И принимающая сторона должна быть активнее, а не сидеть на готовом, ни за что при этом не отвечая. Потребительское отношение коллег в районах заставляет нас теперь вести с ними диалог только на основе договора.

Любопытным опытом поделился старейший музейщик Ставрополья Вениамин Госданкер, рассказавший о том, как удавалось ему и его помощникам уйти от провинциализма и музейной рутины. Лет этак 40 назад они обратились в профсоюз железнодорожников, который выделил два вагона, товарный и пассажирский. И вот по всему краю поехали чрезвычайно интересные выставочные комплексы, их тогда увидела огромная масса народа. Пускай это были и не шедевры, но отклик получился замечательный. Может быть, можно вспомнить этот опыт сегодня? Кстати, добавил Вениамин Вениаминович, за ставропольцами тогда сразу потянулись другие регионы: казанцы, например, пустили музейные теплоходы по Волге...

В ходе слушаний были озвучены и другие интересные предложения, как привлечь внимание публики к передвижным экспозициям. Например, подумать над изготовлением таких экспонатов, которые можно было бы посетителям потрогать руками, в отличие от ныне неприкосновенных раритетов. Не хотят современные посетители быть просто молчаливыми слушателями экскурсовода. Особенно дети и молодежь. Выросло новое поколение, и это нельзя не учитывать. Выход есть - делать копии и репродукции. Словом, нужны нестандартные подходы. Вот готовится очередной молодежный форум «Машук»: туда обязательно стоит предлагать и музейные проекты. Как это успешно делал Пятигорский музей-заповедник им. М.Ю. Лермонтова. Да мало ли еще возможностей чаще и интереснее показывать богатство наших краевых музеев?! И делать это современно, красиво, привлекательно, в форме ярких шоу! С шумом! Для широкой и самой разной аудитории.

Ценности музеев всегда пользуются социальным спросом государства. Так, сегодня есть заказ на патриотическую, нравственную сторону, сохранение семьи. При этом, убеждены музейщики, важно укрепить в обществе, особенно у чиновников, понимание того, что былой халявы не должно быть, билет в музей не может стоить вдвое дешевле буханки хлеба, как это нередко случается. Почему музейный труд оценивается настолько низко? Следует также поддержать актуальное понятие «куратор выставки», поскольку речь, по сути, о том, что каждая новая экспозиция - индивидуальный творческий акт музейного сотрудника - профессионала высокой квалификации.

Подытоживая дискуссию, министр культуры СК Татьяна Лихачева деликатно напомнила собравшимся о трудностях с финансированием культуры в целом, нередко перед министерством стоит суровый выбор: или ремонт кровель домов культуры, или новые музейные проекты. Денег на развитие, конечно, недостаточно, и нужно постоянно об этом думать. В то же время, поделилась министр личными впечатлениями, часто в своих поездках по краю она «нечаянно» попутно заезжает в музеи. Увы, нередко встречает... закрытые двери. Еще чаще - годами не меняющееся музейное пространство с упомянутыми утюгами и горшками... Нужно музейщикам края объединяться в деловое сообщество, налаживать контакты друг с другом, развивать партнерские отношения. Пока что у нас получается, каждый сам за себя. Но наше общее богатейшее культурное наследие достойно показать можно лишь общими творческими усилиями. Буквально подставлять друг другу плечо. Работать так, чтобы жителям края захотелось пойти в музей.

«В музеях не должно быть тишины!»
Газета «Ставропольская правда»
8 июля 2016 года