06:14, 26 апреля 2016 года

Судьба осужденного во время отбывания срока зависит от качества работы психолога

Первый адаптационный период, утверждают психологи УФСИН России по Ставропольскому краю, для попавших за решетку – в СИЗО или в колонию – самый сложный. И от того, как сработают психологи на первом этапе, во многом зависит судьба осужденного во время отбывания срока и его ресоциализация.

Психологическая служба УИС Ставрополья является одной из наиболее развитых в пенитенциарной системе страны, ее специалисты курируют работу аналогичных служб на территории всего СКФО. Причем всю работу ведут всего 50 с небольшим человек. А ведь на начало 2016 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы края содержится около 12 тысяч человек.

Самая большая опасность для попавшего за решетку человека, и о ней говорили психологи на пресс-конференции, которая недавно состоялась в УФСИН России по СК, – опасность «сломаться», от которой прямой путь ко всяким неприятностям, включая суицид. Против такой «ломки» борются целенаправленно, есть восемь программ психологической корректировки. Например, одна программа используется для людей, которые не признают свою вину в инкриминируемом, другая – для совершивших преступления сексуального характера и так далее.

Как отметил начальник психологической лаборатории ИК № 5 майор Василий Белогорцев, задача психологов – не только сопровождать каждого осужденного, не допустить его деструктивного поведения, но и подготовить его к освобождению. Кстати сказать, «Школы подготовки к освобождению» действуют во всех колониях.

А есть ли примеры «перековавшихся»? В. Белогорцев рассказал историю Кнута (кличка изменена по понятным соображениям), который пришел в колонию по приговору суда на четыре года. Держал воровские традиции, полтора года не шел ни на какие контакты с администрацией учреждения. Что только не делали: и сами убеждали, и родственников подключили. И Кнут понял, в его 45 пора задуматься о том, что жить можно и без клички, и без воровского жаргона. Эти «ценности» ему заменила работа в колонии, наладившиеся отношения в семье и многое другое.

Отдельная тема – дети. В зоне внимания психологов около 350 оступившихся ребят. Причем действия психологов согласуются с усилиями родителей, учителей и соответствующих служб отделов внутренних дел.

«Поговори со мной, психолог!»
Газета «Ставропольская правда»
26 апреля 2016 года