В Ставрополе вышла книга А. Чернова-Казинского «Пройдемся по Барятинской, свернем на Европейскую...»
Следует сказать, что прошлому Града Креста посвящены труды многих краеведов, писателей, журналистов. Например, у Германа Беликова издано 20 книг на эту тему. Естественно, Анатолию Чернову-Казинскому угрожала опасность пойти по проторенному другими авторами пути. К счастью, такого не произошло, хотя, справедливости ради, в своей книге он подчас ссылается и на маститого краеведа, и на Тамару Коваленко, стоявшую у истоков рубрики «По старым улицам пройдусь», которую Анатолий Михайлович продолжил после ее ухода из жизни, опубликовав за последние годы несколько десятков материалов.
Признаюсь без ложной скромности, нисколько не умаляя огромного труда автора: в какой-то степени и я, и Виктор Вовк, служившие много лет в родной для нас «Ставрополке», помогали Анатолию Михайловичу в публикации его материалов сначала в газете, а потом и при составлении книги. Советовали, высказывали свое мнение, спорили, доказывали, вносили в очерки подчас существенные правки. И надо заметить, автор прислушивался к нам. Его неоспоримая заслуга в том, что он открыл для массового читателя неизвестные или малознакомые имена людей, живших в Ставрополе в позапрошлом и начале прошлого века, которые оставили свой след в истории города. Много времени он провел в краевом архиве, изучая сотни документов, пытаясь как можно больше узнать о судьбе того или иного горожанина.
Весьма характерно, что Анатолий Чернов-Казинский почти в каждом очерке высказывает свою принципиальную гражданскую позицию, касающуюся переименования старых улиц. В чем-то с ним можно соглашаться, с чем-то поспорить, но уж точно нельзя остаться равнодушным, ведь все мы любим наш родной Ставрополь. По словам автора книги, прежние органы власти подчас бездумно относились к переименованиям, не учитывали мнения общественности. К примеру, в Ленинском районе есть улица Ашихина, который был активным участником красного террора в годы Гражданской войны. Конечно, Белая гвардия носила белые перчатки, но и они, образно говоря, были запачканы кровью красноармейцев и командиров. Поскольку, на взгляд автора, в братоубийственной войне нет правых и виноватых, почему бы в таком случае соседнюю с улицей Ашихина улицу не назвать в честь какого-либо земляка, воевавшего на стороне белого движения. Или вот в Октябрьском районе есть улица Степана Халтурина, покушавшегося на жизнь императора Александра II. До революции она была переулком Ремнева, в честь первого поселившегося тут горожанина, в 1938 году переулку дали имя летчика Героя Советского Союза Василия Молокова, а в 1957 году переулок стал улицей Халтурина. Увы, избавляться от такого «наследия» прошлого пока никто не собирается, хотя вопрос периодически поднимается общественностью, проводятся дискуссии, заседают комиссии, не молчат и СМИ…
В ходе подготовки очерков Анатолий Чернов-Казинский пришел к выводу, что нынешние власти хотя и пытаются вернуть первоначальные имена некоторым старинным улицам, но почему-то они оказываются не там, где были, а в новых микрорайонах, где уже появились улицы Александровская, Евдокиевская, Поспеловская, Соборная, Ярмарочная, Николаевская. К сожалению, в современном своем виде они не отражают прошлого города. К примеру, бывшая Ярмарочная – нынешняя улица Войтика. До революции здесь, на одноименной площади, примыкающей к ней, проводились знаменитые губернские ярмарки. В этом была особенность улицы. А нынешняя, как новодел, ничего не отражает, ведь на ней ярмарки не проводятся.
Очень хорошо, что автор поведал не только о старых улицах в центральной части города, но и рассказал об окраинных. Когда писал о предместье Ташла, где прошла часть его детства, школьных лет, понятно, не обошлось без личных впечатлений, картинок той поры. Ходил по знакомым местам, вспоминая то время, и расстраивался, что улицы запущенные, неухоженные, в общем, неблагоустроенные. Естественно, смущали столь разительные контрасты по сравнению с центром, можно сказать, сердце кровью обливалось при виде ухабов на проезжей части, разбитых тротуаров. Бурьян, дикий травостой на земельных участках, прилегающих к домовладениям, не верилось, что на дворе XXI век! А ведь улицы Ташлы входят в единую систему городского хозяйства, но по сути остаются падчерицами. Впрочем, справедливости ради скажем, что многое зависит от того, какую заботу об улицах проявляют и сами их жители, советы микрорайонов, уличные комитеты.
И еще о важной детали. Книга Чернова-Казинского весьма обеднела бы без живых рассказов, воспоминаний, уникальных фотографий и документов. Автор познакомил читателей с учительским родом Останьковичей, с династией врачей Бурхан, с профессором, доктором филологических наук Любовью Ефановой, чья родословная связана с городом. Газетные публикации в «Ставрополке» подружили его с известным, ныне покойным писателем Вадимом Черновым, чьи воспоминания вошли в книгу. Ученый-селекционер Глеб Петров провел по Новому и Старому Форштадту, писал письма, присылал материалы, подсказывал адреса вплоть до своей кончины. Другом стал и Анатолий Бурмистров: родившись на 1-й Заташлянской улице, которая сегодня носит имя его отца, Героя Советского Союза Ивана Бурмистрова, ему было что вспомнить, тем более что и живет он на этой улице. Немало помогала и Елена Громова, постоянный и давний автор «Ставропольской правды»: кроме помощи с архивными сведениями она нередко сопровождала Анатолия Чернова-Казинского по старым улицам Ставрополя в качестве экскурсовода, прекрасного знатока истории города.
От редакции.
Ставрополю в будущем году исполнится 240 лет. Думается, было бы уместно к этому времени выпустить дополненное издание книги Анатолия Чернова-Казинского «Пройдемся по Барятинской, свернем на Европейскую…», которая представляет интерес для многих из тех, кто интересуется историей Града Креста. Хорошо, если бы расходы по выпуску этой книги взяла на себя власть.
15 марта 2016 года