На выставке «Время собирать» представлены удивительные работы дизайнеров Ставрополья
Атмосфера творчества охватывает сразу. Здесь все выстроено согласно внутренней логике, но разнообразие представленных вещей заставляет посетителя буквально бросаться в разные стороны. Около 90 экспонатов ярко демонстрируют современную художественную проектную культуру - предметный, графический дизайн, дизайн интерьера, среды, арт-дизайн… Словно в прямом контрасте с нынешними реалиями, авторы погружают своих зрителей в другое измерение.
Отчетная выставка призвана открывать новые идеи, она служит своеобразным катализатором климата внутри творческого Союза дизайнеров. Приятно, что ставропольским творцам этой культуры, несмотря ни на что, с неизменным успехом удается жить полной жизнью. Выставка - это еще и удовольствие для настоящих ценителей всего необычного, порой уникального. Вообще, название экспозиции наталкивает на некоторые размышления. «Время собирать» - после этой фразы логичнее было бы поставить многоточие, тем более что истоки ее лежат в названии арт-объекта «Время собирать камни» Юрия Бударина, руководителя краевой организации, члена совета председателей Союза дизайнеров России, заведующего кафедрой дизайна Ставропольского государственного пединститута. Сам автор с улыбкой заметил, что не только камни можно собирать…
- Экспозиция не случайно названа отчетной, - говорил Ю. Бударин. - Она наглядно отражает деятельность Союза в ушедшем году. Среди творческих воплощений дизайнеров в 2015-м можно выделить традиционные ежегодные выставки, межрегиональный конкурс товарных знаков и логотипов и многое другое. Сегодня Союз дизайнеров стремительно омолаживается за счет того, что сюда приходит молодежь. А что касается нынешней экспозиции, могу сказать, что она предельно честная. Мы уже не первый год просим участников представить не столько те работы, которые помогают им «продавать сахар», а настоящее творчество, то, что близко душе и сердцу.
Очень необычный объект расположился прямо около входа в зал - «Фонтан» Марселя Дюшана. Как известно, в 1917 году художник представил публике писсуар с надписью R.Mutt. Продемонстрировав этот предмет, Дюшан показал, что все может стать искусством, если поместить предмет в подходящий контекст. Я уж не стала уточнять, с какой целью организаторы отдали ему почетное место, но точно могу сказать, что без иронии тут не обошлось.
Если бы на выставке присуждали приз за проникновение в тему, его обладательницами стали бы, на мой обывательский взгляд, две девушки - Анна Дмитриенко и Дарья Авдеенко. Их работы абсолютно разные, но каждая заслуживает внимания и заставляет задуматься о чем-то важном. Анна Дмитриенко представила публике сразу несколько серьезных проектов. Вот, например, серии плакатов, посвященных Холокосту и чернобыльской трагедии. Кстати, работа о чернобыльской катастрофе стала стипендиатом премии Министерства культуры РФ. В основе ее работ игра шрифтов, которые говорят больше любых иллюстративных элементов.
- В плакатах я старалась избежать стереотипных подходов. Как вы заметили, визуального изображения в них нет, но при этом много символизма. Например, первая буква в слове «Холокост» у меня превратилась в символ - крест.
Вообще, Анна Дмитриенко прекрасный, глубокий собеседник. Она, кажется, работает во всех существующих направлениях дизайна, смело берется за любой материал и идею. Когда-то девушка создавала проекты интерьеров домов, а сегодня работает главным художником в Ставропольском краевом театре кукол - с особой ответственностью рисует сказочные плакаты к новым спектаклям. А коллега Анны Дарья Авдеенко представила на выставке экологический триптих Go green.
- В современном мире очень популярно направление «экологический дизайн», которое появилось как ответ на массовое производство, вредное для окружающей среды и невнимательное к потребностям реального человека. На волне «зеленой» философии появилось новое отношение к производству, главным принципом стала гармония с природой, - пояснила она.
Создавая инсталляцию, молодой дизайнер пользовалась натуральными материалами, такими как дерево, мох, камни в форме сердца.
Часто творческому человеку нужно все и сразу: широкий спектр возможностей и радуга впечатлений... Именно такими кажутся работы еще одной прекрасной и талантливой мастерицы - Ольги Черничкиной. Ольга дизайнер с большим стажем, долгое время занималась лоскутным шитьем, но с недавнего времени создает красавиц - обереговых кукол.
- Древние славянские куклы сейчас очень востребованы у населения, - замечает дизайнер, демонстрируя их одну за другой. - Вишенка - кубанская кукла, которая берегла невесту от сглаза, Видучка олицетворяет материнство, тесную связь ребенка с матерью. Но самая волшебная кукла Макош - она считается богиней рода и судьбы.
Ольга Черничкина рассказала и об удивительном способе изготовления этих кукол. Прежде чем создать какую-либо, нужно тщательно изучить технологию изготовления: сколько узлов навязать, в какую сторону нитку накрутить. Когда шьется кукла, в доме не должно быть ни одного мужчины. Тело куклы иглой не прокалывают - она не должна знать боли.
Макет памятника воинской славы «Братские могилы погибших в годы Великой Отечественной войны», который был открыт 6 мая в Невинномысске, представил известный ставропольский скульптор Василий Чуйков. О своей работе он рассказывать не стал, зато с большим удовольствием хвалил творческие проекты молодых, отмечая, что в них черпает вдохновение.
Думаю, эту выставку по достоинству смогут оценить не только взрослые, но и дети - вот кто не отказывает себе в фантазии! Волшебная энергия экспозиции дизайнеров обязательно прорастет в душах людей, как зеленая трава весной. Кого-то выставка подстегнет взяться за иголку и нитки, кого-то побудит заглянуть в книжки и начать пристально изучать современное искусство. Эмоции, рожденные в тихом зале, вполне могут прижиться в сердцах будущих дизайнеров, архитекторов, артистов и литераторов.
11 марта 2016 года