15:14, 30 июля 2015 года

Реально ли получить медпомощь иногороднему в поликлиниках Ставрополя?

Легенда: неместная я

Я студентка, учусь в вузе в соседней Ростовской, области. Прошлым летом у меня случился сильный приступ аллергии. Прихватив с собой полис и паспорт, отправилась в известную мне поликлинику. Случай был неприятный и требовал моментальных действий, поэтому выяснять, какая поликлиника является «моей», то есть поликлиникой района, в котором я проживала, времени не было. Признаюсь: я немного трусила – вдруг не примут или потребуют денег за лечение. Увы, я соответствую стереотипу «бедный студент», и лишние расходы мне не нужны. К счастью, мои опасения не оправдались, и консультацию, и направление на анализы я получила бесплатно.

Нынче же мне предстояло выяснить, так ли отзывчивы медучреждения на родной земле, на Ставрополье? По легенде, я, человек с очень высокой температурой, не имеющий прописки в крае, хочу попасть на прием к врачу в поликлинике. В краевой столице я не ориентируюсь, к какой поликлинике отношусь, понятия не имею, поэтому и звоню во все подряд...

Эксперимент: попытка с пыткой

В первую очередь я отметила, какой беспорядок царит на сайтах поликлиник. С удивлением обнаружила, что далеко не все номера, указанные как телефоны регистратуры, соответствуют действительности. Во время одной из попыток я дозвонилась... в приемную физиотерапевта.

Второй момент – доступность. Думаю, каждый сталкивался с тем, что дозвониться в регистратуру – дело непростое. Я не стала исключением и ответа в некоторых поликлиниках дождалась лишь после череды коротких гудков «занято». Мне-то ничего, могла и потерпеть, но как только представляла, что у меня и вправду высокая температура, делалось дурно.

Результаты: пациент всегда враг?

И все же главное – результаты эксперимента. Увы, они оказались не самыми радужными. В течение полутора часов из поликлиники в поликлинику меня футболили, будто мяч в решающем матче на первенство непонимания. Изначально я не называла района, в котором проживаю. Да и зачем? Мне требуется срочная помощь, и, как мне казалось, остальное было не важно. Но увы, медсестры будто не слышали дрожащего голоса (старалась применить весь опыт актрисы школьной самодеятельности) и, словно операторы-роботы, задавали один и тот же вопрос: в каком районе проживаете? После чего следовала одна на всех заготовка: вам следует обратиться в поликлинику №... вашего района. На настойчивые просьбы принять меня следовал категоричный отказ, а в одной регистратуре заявили: сможем принять вас только платно!

Исключение: поликлиника Маше товарищ

Лишь в одном медучреждении из тех шести, в которые я сумела дозвониться, мне действительно готовы были предоставить помощь! Это городская поликлиника № 2. Здесь медрегистратор, ответившая на звонок и выслушавшая просьбу, передала телефон старшей медсестре, пояснив, что сама она ответить на вопрос не может. И я впервые за все время опроса услышала в голосе женщины участие и обеспокоенность. В первую очередь она предложила мне вызвать скорую, объяснив, что при высокой температуре «не скакать» по городу нужно, а лежать дома в покое. Когда я отказалась, она заверила: в поликлинике № 2 меня примут, причем бесплатно и вне очереди, так как я пациент с «острой болью».

Официально: пациент должен получить помощь

Несмотря на приятное окончание эксперимента, я была возмущена. В помощи мне отказали сразу в пяти (!) поликлиниках краевого центра.

Насколько правомерны были отказы? Начальник отдела по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности министерства здравоохранения края Лариса Подшивалова объяснила, что, согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждый человек, вне зависимости от прописки и адреса проживания, имеет право получить бесплатную помощь в любом госмедучреждении России. При этом, если пациент поступает с «острой» болью, он может быть принят даже без полиса.

Однако, как стало понятно из слов Л. Подшиваловой, медрегистраторы не были абсолютно неправы. Существуют нормативные акты, подчеркнем, подзаконные, в которых содержится иная норма: каждый гражданин получает помощь в поликлинике, к которой он «прикреплен», и выбирать другую он может только раз в год.

...Но все же для меня осталось загадкой, как в регистратуре могут проверить адрес моего проживания и, соответственно, установить «мою» районную поликлинику, если я лишь гость края. И еще больший вопрос: что помешало медсестрам оказать мне реальную помощь – элементарное нежелание загружать себя «лишней» работой или отсутствие сострадания?..

Мария ДОРОШЕНКО
«Чужие здесь не ходят?»
Газета «Ставропольская правда»
31 июля 2015 года