О проблемах гуманизма в XXI веке говорили на конференции в СКСИ
Ее участниками стали представители 20 регионов Российской Федерации и Республики Польша.
Конференции по теме гуманизации проводятся в СКСИ ежегодно по традиции, заложенной основателем института и его первым ректором Евгением Шияновым, заслуженным деятелем науки России, лауреатом премии Правительства РФ в области образования, доктором педагогических наук, автором научной школы «Гуманизация и личностно развивающие технологии образования». Несколько лет назад Евгений Николаевич безвременно ушел из жизни, но институт сохраняет заданный им вектор развития. Чему служит подтверждением и состоявшаяся научно-практическая конференция, в ходе которой партнерство и гуманизм рассматривались как культурные ценности общественного и межличностного развития, служащие ориентиром во всех областях активности современного социума.
Говоря о целях проведения этого крупного научного мероприятия, ректор СКСИ, кандидат экономических наук Сергей Шиянов (на снимке) как одну из главных отметил именно эту цель: привлечение внимания общественности и научного сообщества к гуманистической тематике.
Соответственно этому призыву была построена работа конференции, выступления на пленарном заседании посвящались осмыслению проблем гуманизации в философии, психологии, экономике и т. д.
Хочется сказать, что тон задавали ученики и последователи Евгения Шиянова. Так, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Ставропольского государственного педагогического института Сергей Бобрышов в своем выступлении рассматривал свободу личности как цивилизационный фактор. С понятием свободы и несвободы, отметил С. Бобрышов, мы сталкиваемся ежедневно. Отстаивая свое (самовыражение, принципы бытования, культурные ценности и т. д.), человек зачастую ниспровергает чужое. Сегодня это становится конфликтом цивилизаций, культур, каждая из которых неповторима, имеет собственную ценность. Но как им сосуществовать, как сохранить себя в таком сосуществовании? Это понятно с точки зрения права, но значительно менее - в сфере духовного. Социальной психологией замечено: принятие всех ценностей в качестве равнозначных их обесценивает. Общество нуждается в иерархии ценностей... В выступлении было поставлено много острых, актуальных вопросов, требующих глубокого осмысления.
Александр Федоровский, доктор философских наук, профессор, проректор по науке и связям с общественностью СКСИ, озаглавил свое выступление «Гуманизм в научном творчестве и жизненной стратегии профессора Е.Н. Шиянова». А. Федоровский, ученик и соратник профессора, познакомился с Евгением Николаевичем, когда был еще студентом, и уже тогда ощутил, какой ценностью были для будущего лауреата и основателя научной школы люди независимо от их возраста, статуса и других характеристик. В выступлении была сделана интересная попытка классифицировать типы ученых в зависимости от того, как соотносятся их научные исследования и жизненная позиция. Не секрет, что согласуются они не всегда. Работа в области математики может никак не отражаться на жизненных принципах человека. А бывает, что между научной теорией и жизненной практикой ученого абсолютное несовпадение... Научное творчество и жизненные стратегии профессора Шиянова сосуществовали в полной гармонии, что и позволило ему основать новую гуманистическую школу и определило уникальность его личности, как убедительно показал А. Федоровский.
С большим интересом аудитория выслушала выступление доктора социологических наук, профессора института общественных и социальных наук СКФУ Татьяны Барсуковой, посвященное социализационным траекториям молодежи в современном российском обществе.
Социологи расширяют «проблемное поле» изучения молодежи и подростков, подчеркнула Т. Барсукова. В этом поле реализуется и социализация молодежи, в том числе так называемая «отклоняющаяся» социализация, которая может стать причиной в том числе девиантного поведения. В выступлении была отмечена такая особенность социализации современной молодежи, как ее многотраекторность. У советского молодого человека траектория была одна и наперед заданная: школьник - студент (рабочий) - специалист - комсомолец (член КПСС). Сегодня траекторий много, направления жизненного пути в социуме трансформируются вместе с трансформацией общества. При этом социализация может запаздывать (когда студент вуза по сути своей все еще подросток), а может быть опережающей (раннее материнство). Т. Барсукова остановилась и на роли таких факторов, как молодежные (студенческие) субкультуры, как популярная в современном обществе идеология потребления и других.
Прозвучали также сообщения, посвященные психологической культуре педагога (доктор психологических наук, профессор кафедры института общественных и социальных наук СКФУ Ольга Соловьева) и гуманитарным проблемам в контексте модернизации образования (доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии СГПИ Лариса Тронина).
С сообщением, затрагивающим экономический аспект заявленной темы конференции, выступил доктор экономических наук, профессор кафедры иностранных языков и туризма СКСИ Дмитрий Асланов, говоривший о гуманизации экономического развития как о проблеме, актуальной сегодня как в России, так и в мире в целом. Будет ли человек рабом материального мира или возможности экономики обеспечат прогресс его духовного развития?
Пленарное заседание оказалось насыщенным, большинство выступлений сопровождалось вопросами аудитории, даже дискуссиями в зале, где сидели преподаватели вузов, студенты, представители органов власти, гости.
Организаторам удалось консолидировать потенциал ученых вузов города и края вокруг идеи гуманизации образования и общества.
После «пленарки» прошли два круглых стола: «Социокультурная интеграция общества: история и современность в ракурсе социологического анализа», «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия в культуре партнерства».
На первом круглом столе, состоявшемся под руководством доктора социологических наук Т. Масловой, привлекли внимание выступления кандидата технических наук, доцента СКФУ Ю. Косинцевой (о качестве жизни населения Ставропольского края), Г. Гриценко, профессора СГМУ (о результатах опроса студенческой молодежи об отношении к Великой Отечественной войне) и других.
Второй круглый стол, собравший психологов из разных сфер - от школы и вуза до МВД, - под руководством кандидата психологических наук, заведующей кафедрой СКСИ С. Михейкиной обсудил зону сотрудничества психологических служб с общественными и государственными структурами, педагогический аспект этого взаимодействия.
Следует отметить, что к конференции в Северо-Кавказском социальном институте выпустили сборник научных статей, где более 90 авторов размышляют над проблемами гуманизации образования и социализации молодежи, информационной среды личности, культурного наследия России и исторической памятью и другими.
И, наконец, личное впечатление: было интересно...
3 июня 2015 года