Полпреды губернатора в территориях Ставрополья – не контролеры, а помощники власти
Прибыли все, кроме представляющего восточные районы края Андрея Уткина, который находится в отпуске. В круглом столе приняли участие Николай Губский, Наталья Луценко, Наталья Образцова, Галина Ткачева, Сергей Батынюк, Александр Нагаев.
Закон, устанавливающий на Ставрополье институт полномочных представителей губернатора в территориях, был принят региональным парламентом в декабре 2013 года по инициативе главы края Владимира Владимирова. Ставрополье условно было поделено на территории, в состав каждой вошло несколько районов и городских округов. Представители губернатора, как было задумано, должны обеспечить систему постоянного и эффективного диалога краевых управленческих структур с населением, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами для мониторинга текущей ситуации и принятия оперативных управленческих решений по ключевым вопросам развития края. Для реализации закона о полпредах разработана схема территориального деления. Ставрополье «разбито» на семь относительно равных по площади и численности проживающего населения представительских округов. Центрами зон представительства определены села Левокумское, Донское, Александровское, города Невинномысск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды.
Первым назначенным главой края полпредом стал Николай Губский, в зону ответственности которого попали Новоалександровский, Труновский, Изобильненский, Красногвардейский и Ипатовский районы.
Николай Губский отметил, что изначально ему идея введения института полпредов губернатора в муниципалитетах показалась правильной и своевременной для Ставропольского края. Многие местные руководители научились профессионально просить денег на нужды территории. Несмотря на то что чаще всего их просьбы обоснованны, не может не беспокоить другое обстоятельство - неразворотливость, неумение использовать экономические возможности пополнения местной казны, решения застарелых проблем. В ряде случаев надо лишь принять необходимые меры для включения в краевые и федеральные программы. Ряд руководителей не пытается это делать просто по незнанию, иногда, что хуже, «по привычке». Помочь, подсказать, подтолкнуть, расшевелить представителей местной руководящей элиты - вот главная задача сегодня для полпреда губернатора.
- Я постоянно задаюсь вопросами, насколько эффективна власть на местах, где стопорится дело и какие уязвимые места должны стать объектом внимания в первую очередь, - делится Николай Губский. - Наша задача, по моему мнению, - не подменять власть на местах. Наша задача - донести до губернатора проблемы, увидеть которые и разобраться в которых у руководителя просто не хватает времени и физических сил. Причем наша работа не должна ограничиваться только перечислением отрицательных моментов. Отчет о ситуации должен содержать элементы анализа и предложения, как изменить ситуацию к лучшему. Моя задача - научить на местах людей работать. Благодаря институту полпредства на территории, за которую я несу ответственность, удалось, в частности, навести порядок с учетом земли: в шесть раз увеличились площади, которые уже зарегистрированы в полном соответствии с земельным законодательством.
Должность полномочного представителя губернатора в территории некоторые комментаторы пытаются преподнести как еще одно лишнее начальственное звено. Удалось ли за прошедшее время существования нового общественного института развенчать это мнение?
- Полпред – не очередной начальник, как пытаются это подать отдельные критики, – отметила Наталья Образцова, курирующая город Невинномысск, Шпаковский, Кочубеевский, Андроповский районы. - И не контролер над главой. Это помощник местной власти и жителей территории. Введение должности полпреда, можно сказать, объективно необходимо, учитывая масштаб и высокую плотность населения края.
Мы должны оказаться во всеоружии, если возникает в том или ином муниципалитете социальная напряженность, подсказать алгоритм взаимодействия с краевой властью, совместными усилиями найти эффективное решение. Мониторинг ситуации подсказывает однозначно, что без поддержки краевой власти не обойтись. Главное, чтобы в центре вовремя узнали о происходящем и сумели принять своевременные адекватные меры. Наличие института полпредства позволяет сократить так называемое «управленческое плечо», если требуется незамедлительно вмешаться в конфликт или снять системную недоработку во взаимоотношениях региональной и местной власти. Институт полпредства позволяет практикам напрямую доносить до руководителя исполнительной власти края и проблемные вопросы, и ценные идеи.
- Не дать замолчать острую тему, доказать необходимость включения населенного пункта в краевую или федеральную программу, проследить, как реализуется на месте закон или поручение губернатора, причем сделать это, минуя длительные бюрократические процедуры, – такими я вижу функции полномочного представителя губернатора в муниципалитетах, - сказала Наталья Луценко (зона ответственности - Минераловодский район, города Минеральные Воды, Лермонтов, Пятигорск). - Руководителю края важно иметь надежную поддержку своей управленческой команды. Учитывая, что губернатор прибыл к нам из региона, проблематика которого серьезно отличается от ставропольской, ответственность на полпредов ложится суперважная. За последнее время по целому ряду позиций полномочия с уровня поселенческого перекладывались на районный и наоборот. Чтобы вникнуть в новые реалии, требуется время.
Сократить время для осмысления местных сложных ситуаций должен помочь осуществляемый полпредами максимально приближенный мониторинг, каких бы тем это ни касалось. Удалось без проволочек снять острые вопросы в Лермонтове, а позже в Минеральных Водах. Губернатор понимает, что любая проблема территории транслируется на население, чего допустить нельзя. Положение стабилизируется, если наведен порядок во власти. Поэтому, если наступает такая необходимость, неизбежны кадровые решения, как, собственно, это и случилось в Минводах. Трудных вопросов, которые требуют вмешательства полпредов, всегда достаточно. Сегодня необходимо держать руку на пульсе импортозамещения, защите дольщиков новой волны, попавших в сети потребительских кооперативов, которые в кризис безденежья наобещали золотые горы и не держат слова.
- Я 16 лет проработал в должности главы администрации Новоселицкого района, - напомнил Александр Нагаев, - а сегодня этот район входит в число мною курируемых наряду с Грачевским, Александровским, Благодарненским, Буденновским, Петровским. Мне близки проблемы местной власти. А моя работа в краевом минсельхозе в должности замминистра прибавляет знания региональной тематики. Как важно организовать эффективное взаимодействие уровней власти, мне объяснять не надо. Появление института полпредов своевременно. Это своего рода рентген местных проблем. Для губернатора важно, что о реальной ситуации ему докладывают без купюр и лоббирования чьих-то местечковых интересов.
- Полпред нужен для того, чтобы решать самые неотложные и острые вопросы, - считает Галина Ткачева (Георгиевск, Кировский и Советский районы). - Желательно приступать к работе, пока не загорелось, а только дымит. Из последних примеров. Баснословно выросли долги населения за услуги ЖКХ. В то, что все жители сразу в одночасье стали злостными неплательщиками, поверить было трудно. Выяснилось, что ресурсоснабжающие организации не утруждали себя своевременно уведомить людей о том, что заканчивается ресурс их счетчиков и необходимо отправлять их на поверку. В итоге людям, ничего не подозревающим, стали начислять плату по нормативам, в результате образовались задолженности. Призвали к порядку организации, которые породили ситуацию собственной неорганизованностью. С людьми надо разговаривать, искренне вникать в их проблемы, тогда дело пойдет. Первое время я за день принимала по 50-60 человек. Домой уходила «неживая». Проанализировали частные случаи, сложили их вместе и выявили таким образом системные ошибки и приступили к их исправлению. Число жалоб уменьшилось в несколько раз.
- Большинство вопросов можно решить на месте, если хорошенько разобраться в причинах, лежащих в их основе, - заявил «новичок», один из последних назначенцев Сергей Батынюк (территория ответственности - Предгорный район, города Ессентуки, Кисловодск, Железноводск).
Его опыт недавнего руководства промышленной столицей края Невинномысском дает право ему на такое утверждение. Ставка полпреда губернатора - на поддержку местного бизнеса, который при соответствующем контроле государства способен превратить КМВ в еще более привлекательный для миллионов отдыхающих регион. Правда, регион, доставшийся ему, серьезно отличается по своей специфике от города химиков. Курорты требуют особого подхода. Здесь больше, чем где-либо, пересечений местной тематики с краевой и федеральной.
Кавминводы - курорт федерального значения. Отношение к его лечебным природным ресурсам должно выстраиваться с ювелирной точностью.
Важно понимать, что подходить к решению проблем курортного региона следует очень бережно. Слишком много интересов, в том числе и криминальных, переплетается на этой экономически привлекательной площадке. Достаточно вспомнить, сколько шума вызвал еще не родившийся законопроект о КМВ, который, кажется, никого не устраивает. И в этом еще предстоит разобраться.
Элементы кризиса муниципальной власти случаются во всех территориях. Часто это результат несовершенства нашей нормативной базы, недостатки кадровой политики, бедность бюджетов и малая заинтересованность дотационных поселений в развитии экономической деятельности. Как в такой ситуации найти наилучшие решения и помочь территориям и краю в целом? Этот вопрос остается на повестке полпредов губернатора. Чтобы найти по возможности наиболее правильные ответы на трудные вопросы, и учрежден этот институт, который, на наш взгляд, развивается и работает оптимально.
27 мая 2015 года