06:32, 23 мая 2015 года

Как дальше жить селу Подлесному Труновского района?

История с предысторией

Меж высоких хлебов затерялося

Небогатое наше село.

Горе горькое по свету шлялося

И нечаянно к нам забрело.

Почему-то именно эти некрасовские строки вспомнились мне, когда довелось побывать в селе Подлесном Труновского района. Разбитая дорога, заброшенная хата у околицы, покосившиеся заборчики, старинные домишки с обвалившейся штукатуркой... Небогатое - это, пожалуй, еще мягко сказано. Ощущение такое, будто после стихийного бедствия. А привело меня туда письмо, которое написали в нашу редакцию его жители. 28 подписей под ним. Самое удивительное в том, что свое горе горькое они связывают с хорошо известной на Ставрополье агрофирмой «Золотая нива». Когда прочитал - вначале не поверил. А потом вспомнил, что еще три года назад наша газета подробно освещала ситуацию именно в Подлесном. Тогда несколько десятков протестующих местных жителей встали на пути суперсовременных тракторов и сеялок «Золотой нивы», чтобы не пустить их на свои поля.

Даже для тех, кто не слишком знаком с современным сельхозпроизводством, нет нужды объяснять, что все российские поля нынче состоят из земельных паев, которыми были наделены сельские жители еще во времена президента Б. Ельцина. Да, многие реформы «лихих» 90-х годов сейчас критикуют. И есть на то веские основания! Однако трудно не признать, что вековая мечта российского крестьянства о собственной земле все-таки сбылась благодаря закону, который был принят в далеком 1993 году. У кого-то земельный пай всего четыре гектара, а в некоторых селах и все 12. Самое же главное, землю эту можно сдавать в аренду, продавать, завещать по наследству или самому на ней жить и работать. Впрочем, тех, кто выбрал последний вариант, не так много. Подавляющее большинство предпочитает аренду. И очень хорошо, когда у крестьянина есть выбор. Один арендатор предлагает за пай всего тонну зерна, а другой сразу три, плюс к этому корма для личного подворья, да еще подсолнечное масло, и сахар, и твой личный огород вспашет совершенно бесплатно... Понятно, что выбирают тех арендаторов, кто предлагает оплату побольше и условия получше. Главная беда подлесненцев в том, что их такого выбора лишили.

История эта началась еще в 2009 году, когда стартовала процедура банкротства ООО «Подлесненское». О тех руководителях, которые довели хозяйство до такого состояния, здесь теперь вспоминают редко. Потому что очень печальные это воспоминания! Ну были такие, кто распродал за бесценок более 30 тысяч голов овец и несколько сотен коров, пустил на металлолом трактора и комбайны, оставил разрушаться молочно-товарную ферму, мехток, пекарню... Бог им судья. Как дальше жить - это главный вопрос, который волнует жителей небогатого села. И на что жить - это тоже вопрос.

Когда у банкрота уже не осталось техники даже для того, чтобы собрать выращенный урожай, а в дальнейшем поля (и они же - земельные доли), по всем приметам, должны были зарастать сорняками, появился арендатор из соседнего ОАО «Новокугультинское». Предложил плату, которая многих устроила. Погасил долги по зарплате. И дело пошло. Во всяком случае, и сейчас большинство жителей Подлесного хотели бы иметь дело именно с соседями из Новой Кугульты. Но в 2010 году о своих интересах на землю обанкротившегося сельхозпредприятия решительно заявила агрофирма «Золотая нива».

Апелляция к здравому смыслу

Фирма эта в нашем крае хорошо известна, как и группа компаний «Агрико». Есть у них несколько вполне успешных проектов. Почему же подлесненцы бунтуют против такого инвестора? Причин тут несколько. И прежде всего можно говорить о несолидном сроке аренды - всего на пять лет. Пашня же, как известно, к временщикам не очень благосклонна. Она требует долговременных вложений и только тогда одаряет обильными урожаями. А тут вот как получилось.

В сентябре 2010 года в Подлесном прошло собрание собственников земельных паев, на котором был поставлен вопрос «О переуступке права аренды по договору от 15.11.2006 года, заключенному с ООО «Подлесненское» на земельный участок площадью 6,5 тысячи гектаров, в пользу ООО «Агрофирма «Золотая нива». Заканчивается этот договор в 2016-м. Стало быть, получается, что изначально агрофирма пришла сюда всего лишь для того, чтобы собрать пять урожаев. Какой инвестор будет вкладывать серьезные деньги в пашню и всю местную инфраструктуру, если всего через пятилетку его с этой земли могут и попросить на выход? Понятно, что нет таких инвесторов. И только по этой причине опыт хозяйствования известной агрофирмы на подлесненских землях можно отнести к категории не самых удачных. Об этом рассказывали три десятка жителей села, которые пришли на встречу с журналистом «Ставропольской правды». Вот лишь несколько грустных историй.

- За эти годы мы убедились, что само село со всеми его жителями «Золотой ниве» не нужно. Нужна только пашня. Из местных работу в фирме получили всего несколько человек. А костяк их коллектива - это механизаторы, которые трудятся вахтовым методом, приезжают на работу из другого района. Живут в передвижных вагончиках. Урожай собрали, увезли куда-то. И по домам разъехались... А мы остались и горе мыкаем, - рассказал В. Яковлев.

- Раньше, когда колхоз еще не развалился, в селе нашем были столовая, механизированный ток, пекарня, мехмастерские, электроцех. Я уж не говорю про молочно-товарный комплекс и чабанские кошары. И везде люди работали - несколько сотен человек. Сейчас все эти объекты разваливаются. Потому что не нужны они агрофирме. У них ведь исключительно зерновое производство. А местные без работы остались. Так что временщики никогда село не возродят. Для этого требуются настоящие хозяева, из местных, которые никуда не уйдут. Кстати, ОАО «Новокугультинское» предлагает нам гораздо более выгодные условия аренды: зерна на тонну больше, чем «Золотая нива», плюс сахар, подсолнечное масло, корма, муку, отруби по себестоимости. К тому же они местные, соседи наши. И уж они-то вахтовым методом здесь работать не будут, - поведал Н. Самсоненко.

- В местной амбулатории сейчас одна санитарка осталась, а какой же врач или фельдшер к нам приедет? В детском саду постоянный недокомплект в группах. Вот вы пишете в газете, что в крае сейчас не хватает мест в детских садах, а нас даже уговаривают: отдайте деток в сад. А чем за него платить, если у меня работы нет? Нет работы, вот и сидим с детками да внучатами по домам. А на земле нашей чужие дяди работают, которым до нас никакого дела нет, - поделилась своими печалями О. Ситникова.

Другие говорили о том, что из села разъехалась не только молодежь, но и большинство мужиков трудоспособного возраста. Шабашат где-то на заработках. К женам и родителям приезжают только в отпуск да на праздники. Можно привести еще несколько отрывков из этих импровизированных интервью. Но, пожалуй, и того, что здесь процитировано, вполне достаточно, чтобы понять: подлесненцы считают, что у них достаточно оснований быть недовольными нынешним арендатором их земельных паев. И вовсе не случайно они выходили на пикеты и пытались не допустить технику агрофирмы на свои поля. Кроме этого был еще и коллективный иск подлесненцев в районный суд, в котором они изложили свои доводы по поводу того, что агрофирма хозяйствует на их земле незаконно. Есть решение суда в пользу собственников земельных паев. Есть даже определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда, оставляющее в силе решение Труновского районного суда, вступившегося за интересы жителей Подлесного. Но воз, как говорится, и ныне там. Неполюбившийся арендатор продолжает работать на местной пашне. Чтобы понять, как же такое может происходить, придется окунуться в подробности судебного процесса.

Законный интерес

Как уже сказано, начало этой печальной истории положено 11 сентября 2010 года на собрании участников общей долевой собственности. Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено несколько жестких требований к официальному оформлению решений таких собраний и принятых решений. Например, протокол, который должен быть оформлен в трех экземплярах. А кворум должен составлять не менее 20 процентов собственников, которые должны официально подтвердить свое участие в голосовании. Есть еще ряд требований. Но, чтобы не загружать читателей юридическими нюансами, остановимся только на первых двух. Так вот, что касается протокола, его ответчики (представители «Золотой нивы») отыскать так и не смогли, даже несмотря на запрос прокурора Труновского района. В суде была представлена только копия этого документа. Что касается кворума, то, по показаниям многих свидетелей, на том собрании присутствовали 98 человек из 504 пайщиков, это меньше 20 процентов. В ходе судебных заседаний также выяснилось, что некоторые из голосовавших против арендного договора с фирмой в итоге оказались в списке тех, кто решительно высказался «за».

На суде вскрылись и иные неблаговидные подробности того собрания. Например, угрозы в адрес строптивых пайщиков, поддельные подписи, сфальсифицированные доверенности на право представлять интересы собственников земли... На суде об этом заявили многие жители Подлесного. В итоге 14 августа прошлого года судья Труновского районного суда А. Кухарев удовлетворил их коллективный иск. Решения того злосчастного общего собрания признаны недействительными. Можно ли после этого говорить о том, что справедливость восторжествовала? Увы, как это часто бывает, при наличии определенных юридических знаний и навыков справедливость эту самую можно запросто замотать, запрятать и измурыжить в бесконечной череде апелляционных обращений. Достаточно сказать, что на сегодняшний день представители «Золотой нивы» подали уже 22 апелляции. Не смущает их даже тот факт, что в определении судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25 ноября 2014 года ясно и четко записано: правильность решения, вынесенного судьей А. Кухаревым, «сомнений не вызывает», и «судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда как по доводам апелляционных жалоб, так и по материалам дела».

Существуют и иные способы затянуть исполнение судебных решений и спрятать эту самую справедливость, которой в итоге добиваются истцы и свидетели в судах разных инстанций. В методах этих часто используются средства массовой информации. В одном из номеров «Открытой газеты» вышла статья под заголовком «Снимите мантию с беспредельщика!». А дальше такие перлы: «врет судья, как сивый мерин», «малиновый пиджак под черной мантией Кухарева прорывается наружу»... Да-да, речь в этой публикации про этот самый процесс. Газета походя пинает и членов апелляционной коллегии, оставивших решение Труновского суда в силе. Им тоже достается от автора, скромно подписавшегося «Афанасий Кржижановский». А по прочтении только и остается гадать: пойдут ли судьи в суд, чтобы доказать свою правоту и беспристрастность? Хотя прекрасно понимаю, что судиться с «Открытой» себе дороже. А для такой газеты подобные иски - еще одна возможность для саморекламы и лишний повод гневно обрушиться на «беспредельщиков».

Речь в конце концов не о судах и публикациях, а о том, как дальше будет складываться ситуация в селе Подлесном. Его жителей ведь, по сути, лишили права быть хозяевами своей земли. И все, что они хотят теперь, - законно распорядиться своими долями. При этом юрист Р. Семенов, который представляет их интересы в судах, откровенно заявляет: вовсе не факт, что землю свою они передадут ОАО «Новокугультинское», которое сегодня предлагает более выгодные условия аренды по сравнению с «Золотой нивой». Есть варианты, что обрабатывать эту пашню будут местные фермеры, любое другое хозяйство этого района, вполне возможно, что и «Золотая нива» продолжит работать на местных почвах. Главное, чтобы решали это сами собственники земли. Есть у них такое право. По закону. А там, глядишь, и ферма в селе снова работать будет, и местные детишки в садик пойдут, и пекарня со столовой откроются, и молодежь вернется... И меньше останется в этом селе брошенных домов.

Только и остается теперь надеяться жителям небогатого села, что Ставропольский краевой суд поставит окончательную точку в этой затянувшейся тяжбе, защитив законное право крестьян быть хозяевами на своей земле.

«Как дальше жить Подлесному?»
Газета «Ставропольская правда»
23 мая 2015 года