07:12, 20 мая 2015 года

Андрей Володченко: Победа в 1945 году была одна. На всех! И всегда будет

Взлетает красная ракета,

Бьет пулемет неутомим,

И значит нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

(Б. Окуджава)

Я родился на территории Чечено-Ингушской АССР, в старинной казачьей станице, которая носила имя ныне забытого генерала Николая Слепцова, сложившего голову на Кавказской войне. В 1937 году Слепцовскую «перекрестили» в Орджоникидзевскую, дабы увековечить память героя нового времени - высокопоставленного революционера Серго Орджоникидзе. В том же году и Ставрополье стало именоваться Орджоникидзевским краем, откуда был призван на службу мой дед Андрей Тимофеевич Володченко. Служил он на Каспийской флотилии, ходил на сторожевом катере и в дагестанском городе Дербенте познакомился со своей будущей женой Татьяной, моей бабушкой. Незадолго до войны она родила бравому моряку сына Виктора, моего отца, и дочь Раису. В 1941-м деда Андрея, уроженца д. Кинжиков (сейчас такой деревни нет) Ипатовского района, отправил на фронт местный военкомат. В августе 1944-го в бою за освобождение Бессарабии он был тяжело ранен и скончался в госпитале Одессы...

В станице Орджоникидзевской из водоемов лишь горная речушка Сунжа, до морского побережья сотни километров, но морем, по понятным причинам, я грезил с детства и мечтал служить на флоте, как героический дед. И мечты эти всячески подогревала бабушка Таня, покупая книжки на морскую тематику, значки, модели кораблей. Ну а Сунжу, как только теплело, начинал бороздить «боевой катер» - плот из подручных средств, сработанный группой друзей-подростков. У меня была подзорная труба, подаренная бабушкой, поэтому вопрос о капитанстве, как правило, не стоял. Она много рассказывала о деде, в честь которого, кстати, и меня назвали Андреем, однако в памяти почти ничего не сохранилось: мал был, а ушла бабушка Таня из жизни рано.

С морем связана одна забавная история, которая отложилась в памяти, хотя было мне в ту пору не более трех лет. Иду я с бабушкой по станице, а навстречу настоящий моряк - в клешах, тельняшке и бескозырке - то ли на побывку домой приехал, то ли уже в запас уволившийся. Показываю на него пальцем и спрашиваю: «Дедушка?». Бабуля мне в который раз объясняет, что дед Андрей погиб, могилка в Одессе, а это... товарищ его. Остановился морячок, присел рядом, и тут ручонки мои схватили бескозырку и водрузили себе на голову. Посмеялись, пошутили, но отдавать головной убор назад я категорически отказался и на всю улицу заревел, когда бабушка предприняла попытку отобрать «трофей». Тогда она отвела служивого в сторону, о чем-то с ним потолковала, и тот, весело махнув мне рукой, ушел. Весь день я, счастливый, носился по дому в бескозырке, в ней и уснул. А когда встал - нет ее. Объяснили так: поступил приказ, и бескозырка срочно улетела на корабль. (Видимо, бабушка отнесла морячку.)

В семье долго бытовало предание, думаю, с подачи бабушки Тани, что дед Андрей должен был за свой подвиг получить звание Героя Советского Союза, якобы и представление соответствующее командир подписал, «но наверху штабные крысы зарубили», поскольку был моряк нрава крутого и обидел кого-то из начальников. Впрочем, следов этого самого представления мне обнаружить не удалось: ни у тети Раи, у которой хранится большая часть семейных реликвий - треугольники с фронта, фотографии, удостоверения к наградам, ни в государственных архивах.

Однако я нашел любопытный документ на сайте Минобороны РФ, свидетельствующий о «жадности» начальства, когда речь зашла об оценке подвига А. Володченко. (А может быть, действительно «наказали» за строптивость?) В наградном листе за подписью комбата Ф. Котанова дед представлен к ордену Ленина - высшей награде СССР. Но кто-то зачеркнул прямо на документе слово «Ленина» и вписал название другого ордена - «Красного Знамени».

Впрочем, все это никак не умаляет заслуг рядового краснофлотца А. Володченко перед Родиной, как и миллионов других солдат, некоторые из которых погибли, не успев даже выстрелить во врага. Они защищали Отечество, не думая о наградах...

 

Боевое крещение: Безыменский десант

Грудь в тельняшке нараспашку,

Штык с гранатой на боку -

Долго будут помнить гады

Моряков на берегу.

(Песня морских десантников)

Сведения о том, где и как воевал дед Андрей, я начал собирать уже после развала СССР. Проблем с поиском значительно поубавилось после наступления эры Интернета, когда архивы, библиотеки и музеи стали более доступными, обзаведясь своими сайтами.

Стартовую часть изысканий можно назвать весьма скромной. Дед попал на Южный фронт, войска которого под ударами вермахта были отброшены к Азовскому морю. Возле Бердянска 18-я армия попала в окружение и понесла тяжелые потери. В плену оказались 100 тысяч бойцов. Деду повезло: в составе какой-то разбитой части он вырвался из котла. Затем пали Таганрог, Ростов-на-Дону, и где-то там он получил свое первое ранение.

В конце мая 1943 года был сформирован 384-й отдельный батальон морской пехоты (ОБМП), который вошел в состав Азовской военной флотилии. Здесь и сражался дед до самой смерти. И я был поражен, сколько информации имеется о 384-м ОБМП, причем это не только архивные сведения, но и многочисленные статьи, документальные книги, дневники, мемуары. Батальон принимал участие в освобождении Таганрога, Мариуполя, Осипенко (Бердянска), Одессы, Бессарабии, Румынии, Болгарии, и все его десантные операции были успешны благодаря профессионализму командования и безмерному мужеству моряков. Комбат Федор Котанов, бывший начштаба у Цезаря Куникова, возглавлявшего легендарный десантный отряд на Малой Земле под Новороссийском, лично отбирал бойцов для 384-го ОБМП. Костяк его составили моряки-«малоземельцы» и бойцы, закаленные в боях под Одессой и Севастополем, Новороссийском и Туапсе. В дальнейшем 384-й ОБМП также заслужил славу легендарного. Только представьте: в этом сравнительно небольшом воинском подразделении - около 900 морпехов - звания Героя Советского Союза был удостоен 71 человек!

Деда Андрея зачислили в батальон первым номером расчета ПТР (противотанкового ружья), т. е. наводчиком, а напарником у него был второй номер - заряжающий Иван Удод. ПТР в основном предназначалось для поражения бронетехники (правда, тяжелые «Тигры» и «Фердинанды» были ему не по зубам), но эффективно использовалось и для уничтожения дотов, автотранспорта. Минусов у этого чудо-ружья было полно, включая незащищенность расчета во время стрельбы и солидный вес - около 25 кг с боекомплектом. Однако дед силой был не обижен, в 1943-м ему исполнилось

28 лет. Впрочем, в батальоне хлюпиков не держали, во время десантных операций каждый тащил десятки килограммов «полезного груза» - оружие, гранаты, патроны, мины. А перед боем из вещмешка доставались заветные тельняшка и бескозырка, чтобы фашисты видели, с кем имеют дело. Враги называли их «черными дьяволами», «черной смертью» и нередко в ужасе бросали позиции, заслышав моряцкий рев «Полундра!». Пехота - та кричала «Ура!», «За Родину», «За Сталина», а моряки, как правило, - «Полундра» - к не-удовольствию штабных и политработников. В некоторых подразделениях морского десанта высокое начальство пыталось искоренить привычку атаковать в бескозырках, мол, надевайте каски (что, в общем-то, оправданно с точки зрения безопасности), однако для людей, идущих на смерть, такие запреты ничего не значили. Именно поэтому им позволялись некоторые вольности и привилегии (не путать с анархией). Например, комбат Ф. Котанов мог запросто вломиться к командующему Азовской военной флотилией контр-адмиралу С. Горшкову, чтобы потребовать отчета, почему тот не утвердил наградной лист о присвоении звания Героя Советского Союза одному из отличившихся десантников.

Первой крупной операцией 384-го ОБМП был десант в село Безыменное, цель которого - отвлечь внимание и силы гитлеровцев, сосредоточенных на таганрогском направлении. Операция осуществлялась в ночь с 29 на 30 августа 1943 года: высадившись с бронекатеров, около полутора сотен десантников словно огненный смерч прошлись по боевым позициям врага. Незадолго до 70-летия этого десанта (в сентябре 2013 г.) газета «Родное Приазовье» Донецкой области отметилась циклом статей Сергея Шведко о подвиге моряков-освободителей. Есть там и упоминание о моем деде, который в числе первых высадился на берег в районе шоссейной дороги Таганрог - Мариуполь и с ходу подавил огневую точку противника: «...Наводчик расчета ПТР краснофлотец А. Володченко совместно с заряжающим И. Удодом в бою за Безыменное уничтожил пять автомашин с грузами, столько же подвод с продовольствием, мотоцикл, поджег цистерну с горючим и уничтожил 10 солдат. Кстати, на примере их расчета прекрасно видна несправедливость награждений, которая частенько присутствовала на войне. За эту боевую операцию Володченко, 1-й номер расчета, представляют к ордену Отечественной войны, но командование флотилии утверждает лишь медаль «За отвагу», а 2-й номер расчета Удод награждается орденом Красной Звезды. Вот и пойми после этого штабную логику. Они оба получили смертельные ранения в следующем году».

Медаль «За отвагу» была первой наградой деда Андрея, а в результате того десанта разгромлен вражеский гарнизон в Безыменном, что помогло вой-скам Южного фронта уничтожить таганрогскую группировку фашистов и освободить Таганрог.

Потом был Мариупольский десант. Адмирал С. Чурсин в статье «Бессмертный подвиг» писал: «В боях за Мариуполь моряки-десантники уничтожили 1100 вражеских солдат и офицеров, 46 машин с различными грузами, 57 пово-зок с боезапасом, 2 артиллерийские батареи, 30 различных складов». Добавлю: заняв порт и взяв под контроль железную дорогу, морпехи 384-го ОБМП сорвали попытку гитлеровцев угнать в рабство несколько эшелонов с военнопленными и гражданскими лицами. За два года оккупации Мариуполя фашисты расстреляли 10 тысяч горожан, угнали в Германию около 50 тысяч, заморили в концлагерях 36 тысяч человек.

 

Николаевский десант

Вы черные дьяволы, черная туча -

Фашисты зовут моряков.

Фашисты боятся могучих, колючих,

Лихих краснофлотских штыков.

(Песня морских десантников)

Город Николаев, входящий в десятку крупнейших на Украине, был взят штурмом 28 марта 1944 года. Этому предшествовали затяжные бои и точечные удары, в т.ч. и с применением десанта. В одном из них принял участие дед Андрей. Из наградного листа: «22 марта 1944 г. на подступах к гор. Николаев при наступлении на населенный пункт Широкая Балка тов. Володченко показал себя храбрым и мужественным бойцом. Метким огнем из ПТР уничтожил один станковый пулемет с его расчетом, чем способствовал продвижению вперед стрелковых подразделений, кроме того, у переднего края забросал окоп противника гранатами, где уничтожил 4 немецких солдата. За проявленное мужество, отвагу в боях достоин правительственной награды - ордена Отечественной войны II степени.

Командир 384-го ОБМП майор Ф. Котанов».

В это время готовился десант непосредственно в тыл противника, в порт города Николаева, в котором приняла участие другая группа 384-го ОБМП под командованием старшего лейтенанта К. Ольшанского. Их было 67 человек, в т.ч. 55 морских пехотинцев. Двое суток, заняв здания порта и элеватора, они отражали атаки врага - нескольких батальонов, танков, артиллерии. Гитлеровцы не могли понять, как у них в тылу очутилась столь «крупная» (всего-то 67 человек!) часть. Но даже после применения огнеметов и удушающих газов фашисты не смогли занять порт, а вскоре подоспела подмога - Красная армия начала штурм города. Из развалин порта вышли несколько обожженных израненных моряков, остальные погибли, в т.ч. Ольшанский. Иван Удод, напарник моего деда по расчету ПТР, был еще жив, но вскоре скончался в госпитале. В том бою десантники уничтожили около 700(!) солдат, много техники и орудий и сорвали вражеский план по разрушению города и верфей. В книге «Удар меча» В. Цыганов пишет, что, когда Сталину доложили о подвиге ольшанцев, даже он был потрясен и сказал, что все 67 участников десанта достойны звания Героя Советского Союза. Это был единственный за всю войну случай, когда все участники боевой операции получили Золотые Звезды Героев. К сожалению, большинство - посмертно. Приказом Главнокомандующего 384-му ОБМП присвоено название Николаевский Краснознаменный. Почти три года длилась оккупация Николаевской области. За это время в местных концентрационных лагерях фашисты уничтожили 30699 военнопленных и 74662 мирных жителя, угнали в Германию 25884 человека.

 

Жебрияны: путь в бессмертие

Сбит с ног - сражайся на коленях,

Идти не можешь - лежа наступай!

(Девиз десанта)

10 апреля 1944 года в результате штурма фактически за сутки советские войска освободили Одессу. А уже в конце августа 384-й ОБМП вторгается в Румынию, итогом чего стало освобождение населенных пунктов Сулин, Жебрияны и Вилково и пленение их гарнизонов. 23 августа батальон Котанова на десяти бронекатерах вышел из Одессы, чтобы блокировать пути отхода врага в Днестровском лимане. Заняв позиции в основании косы Кундук, 60 морских пехотинцев отрезали дорогу к отступлению целой дивизии Королевской Румынии.

После двухчасового боя, видя безвыходность положения, румыны начали сдаваться, всего было пленено 4800 человек. Кроме того, десантники, помогавшие им авиация и корабельная артиллерия уничтожили около 1500 человек. Захват Жебриян обеспечил прорыв в дельту Дуная основных сил Дунайской флотилии. Потери моряков в той операции составили 28 человек, среди них и мой дед Андрей.

Из наградного листа: «...Тов. Володченко участвовал в десантной операции в ночь с 23 на 24 августа 1944 г. на косе в районе селения Жебрияны (Бессарабия). Тов. Володченко быстро высадился на берег, занятый противником, быстро и энергично продвигался вперед, своим личным примером увлекая остальных бойцов. Будучи наводчиком ПТР, из своего ружья уничтожил 3 повозки с военным грузом. Огнем из ПТР подавил 2 огневые точки противника, этим самым обеспечил продвижение вперед своего подразделения. Будучи раненным и контуженным, краснофлотец Володченко по приказу командира взвода, превозмогая боль, отполз в укрытие, дожидаясь санитаров. Заметив, что с правого фланга подползают к расчету ПТР три немецких солдата, забросал их гранатами...».

Как я уже писал выше, за этот подвиг комбат Котанов представил деда к ордену Ленина, но получил он, вернее, его жена, орден Красного Знамени. После Жебрияновского десанта всех раненых вывезли в Одессу, где дед Андрей и скончался, как значится в официальной так называемой «карточке выбытия», он умер от ран 21 августа 1944 года. Однако это ошибка, которую можно списать на военную неразбериху: в этот день дед был еще жив, поскольку высадка десанта состоялась 24 августа. И когда он фактически умер, скорее всего, уже не установить...

* * *

P.S. Незадолго до распада СССР я побывал в Одессе и нашел могилу деда. Как - отдельная история.

На Втором христианском кладбище - старинном и довольно большом - затерялась аллейка, на которой несколько скромных белых обелисков с именами героев. Несколько братских могил, в каждой покоится 10-15 солдат. Читаю фамилию деда, возлагаю цветы...

На этом можно было бы и закончить, однако подумалось вот о чем: какие ассоциации возникают у читателей в связи с боевым путем 384-го ОБМП - Безыменное, Мариуполь, Таганрог, Бердянск, Широкая Балка, Николаев, Одесса?.. Да, на Украине, к сожалению, снова война. На этот раз с собственным народом, с теми, кто не желает возрождения нацизма.

Нынешние бандеровцы в жестокости и человеконенавистничестве, пожалуй, могут посостязаться со своими духовными наставниками - фашистами. Кто бы мог подумать, что спустя десятилетия после Великой Победы эта земля опять будет обильно полита кровью невинных людей, что города и села обезобразят руины зданий, в т.ч. школ и детсадов... Они воюют и с памятниками: на Украине зафиксировано множество случаев разрушения мемориалов погибшим в Великую Отечественную, осквернения могил воинов-освободителей. Газета «Родное Приазовье», на которую я уже ссылался выше, 7 мая этого года сообщила о вопиющем факте вандализма: в селе Саханка Приазовского района, которое с сентябре прошлого года стало прифронтовым, последователи Бандеры уничтожили памятник советским солдатам, освобождавшим Саханку.

А недавно я узнал, впрочем, уже без особого удивления, что в Киеве еще в 2007 году был открыт музей советской оккупации - «о преступлениях против украинского народа в период советской оккупации». Таких в мире еще три - в Риге, Вильнюсе и Тбилиси. Странно, что прививка от фашизма на Украине перестала действовать - не везде, конечно, а в определенных кругах, отравленных антироссийской пропагандой и напичканных нацистской идеологией и посулами «европейских ценностей». И главный объект манипуляций - молодежь. Странно это потому, что, наверное, в каждом втором украинском доме хранятся награды и фронтовые треугольники солдат, освобождавших собственную страну и Европу от коричневой чумы. Миллионы из них сложили головы на полях сражений. Они-то знали за что! Но вот над этим феноменом - масштабным возрождением нацизма в государстве, территорию которого Гитлер залил кровью, следует всерьез задуматься просвещенной Европе, а не «наказывать» Россию отсутствием своих лидеров на параде Победы в Москве. Мы это как-нибудь переживем, потому что знаем: Победа в 1945 году была одна. На всех! И всегда будет. А политики, которые пытаются переписывать историю и ставить нехорошие эксперименты над собственным народом, заканчивают весьма печально. В этой связи, думаю, уместен афоризм великого американского президента Авраама Линкольна: «Можно некоторое время обманывать весь народ, можно все время обманывать часть народа, но невозможно обманывать все время весь народ».

«Одна на всех»
Газета «Ставропольская правда»
20 мая 2015 года