Сенаторы предлагают усилить статус общественных палат регионов
Открыл и вел заседание председатель комитета Андрей Клишас, который, в частности, подчеркнул:
- Конституция России говорит, что Федеральное Собрание - это законодательный и представительный орган. Но очень часто понятию «представительный» уделяется мало внимания. Вот и в субъектах РФ региональные парламенты воспринимают именно как законодательные органы, забывая о том, что они еще и представительные. А ведь представительство - это важнейшая функция, которая позволяет принимать решения в интересах народа и от имени народа. Чтобы полноценно выполнять функции представительного органа, при обсуждении всех важнейших вопросов парламенты должны иметь возможность услышать мнение максимально широких слоев населения. Сегодня и на уровне Президента России ставится задача учитывать точку зрения гражданского общества при формировании законодательной базы.
При этом Андрей Клишас отметил, что бремя ответственности за то, чтобы позицию гражданского общества услышали в органах власти, во многом лежит на региональных общественных палатах, общественных организациях и объединениях.
- Не ждите, что депутаты придут к вам и начнут интересоваться, какова ваша позиция по тем или иным вопросам, - призвал председатель комитета СФ. - У членов общественных палат есть возможность присутствовать на заседаниях комитетов, парламентских слушаниях и донести свою точку зрения.
Для этого, по его мнению, необходимо совершенствовать механизм так называемого «нулевого чтения» законопроектов.
Исчерпывающую информацию о законодательном обеспечении деятельности общественных палат представил участникам выездного заседания министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов. Главный юрист страны считает, что общественные палаты фактически становятся «дополнительным правозащитным механизмом».
Александр Коновалов затронул и выявившиеся проблемы во взаимоотношениях институтов гражданского общества с органами государственной и муниципальной власти. Да, на сегодняшний день общественные палаты созданы во всех субъектах Российской Федерации, однако в ряде из них сложилась «неадекватная» ситуация: либо в общественную палату вошли только те, кто абсолютно лоялен к исполнительной власти; либо, наоборот, люди, настроенные исключительно деструктивно, встречающие в штыки любое действие или намерение региональных властей.
Министр согласился с мнением Андрея Клишаса, что общественная экспертиза - одна из приоритетных форм взаимодействия общественности и власти, позволяющая реально влиять на законотворческий процесс.
- Но такая экспертиза должна быть профессиональной, компетентной, а не напоминать собрание городских сумасшедших, которые абсолютно по всем поводам пишут свои заключения. Пусть даже искренне взволнованные, но настолько невразумительные, что подчас трудно понять, что же человек хотел выразить, - очень точно подметил глава Минюста. - Важно четко формулировать проблемы и предлагать реальные пути их решения.
При таком подходе, уверен министр, общественные палаты могут и должны стать «очень действенным институтом содействия развитию гражданского общества».
Александр Коновалов признал, что сейчас региональные законы ставят общественные палаты субъектов РФ в неравные условия. Учитывая это, в апреле нынешнего года в Совете Федерации с участием Минюста провели круглый стол по проекту модельного законопроекта «Об основных принципах организации деятельности общественных палат субъектов РФ».
- Такой модельный закон послужит дополнительной юридической поддержкой регионам в совершенствовании деятельности общественных палат, - убежден министр юстиции. - Он позволит более скоординированно выявлять общие для России проблемы и четко представлять взгляд общественности регионов на их решение.
Почему проблемы, значимые для всей России, рассматривали именно на Ставрополье и на примере ставропольской общественной палаты? Об этом четко говорится в аналитическом материале, подготовленном экспертами СФ: «Данная общественная палата субъекта Российской Федерации является одной из наиболее активных среди региональных палат. По итогам рейтинга активности региональных общественных палат первое место разделили Пензенская, Саратовская области и Ставропольский край. Также в 2014 году Общественная палата Ставропольского края заняла второе место по информационной активности по Северо-Кавказскому федеральному округу».
С докладом о деятельности Общественной палаты Ставропольского края выступил ее председатель Николай Кашурин. Он сообщил, что только за прошлый год Общественной палатой края было проведено семь общественных слушаний и даны экспертные заключения по тринадцати краевым законопроектам.
- Не было случая, чтобы власти Ставропольского края не прислушались к нашему мнению. Это не значит, что все наши предложения вкладывают в тот или иной законопроект. Такого не может быть по определению, - пояснил Николай Кашурин журналистам. - Но то, что к нам прислушиваются, что многие предложения вписывают в общую канву законопроектов, факт.
Хотя экспертиза федеральных законопроектов не входит в компетенцию региональных общественных палат, Общественная палата Российской Федерации зачастую присылает ставропольской общественной палате проекты федеральных законов с просьбой изучить их и высказать свою точку зрения. В частности, в настоящее время Общественная палата края активно обсуждает проект федерального закона, регулирующего правовое положение городов-курортов Кавказских Минеральных Вод.
Член Совета Федерации от Ставропольского края Михаил Афанасов в своем выступлении отметил, что, хотя ставропольская общественная палата существует немногим более года, тем не менее ее члены дали свое «очень здравое, адекватное заключение по важнейшему для всех жителей края проекту федеральных законов о Кавказских Минеральных Водах».
- Общественная экспертиза - это очень значимый механизм оценки законопроектов и государственных решений. И отрадно, что наша краевая палата, несмотря на относительно короткий срок своего существования, справляется с подобными задачами, - подчеркнул сенатор от Ставрополья. - Хочу отметить, что именно здесь, на Кавказе, существуют уникальные традиции гражданского общества: это и неформальные диаспоральные объединения, и национально-культурные автономии. С учетом сложившихся исторических традиций, уверен, Общественная палата Ставропольского края станет крепким связующим звеном между интересами государства и общества, а также регулятором этих отношений.
Участвовавшая в работе выездного заседания Комитета СФ заместитель председателя правительства края, руководитель аппарата ПСК Ольга Прудникова передала всем присутствовавшим самые добрые пожелания от губернатора Владимира Владимирова. Она поддержала Михаила Афанасова в том, что на Кавказе есть традиционные формы гражданского общества, которые следует учитывать при выстраивании диалога. Вице-премьер краевого правительства высоко оценила работу Общественной палаты Ставропольского края и заверила, что правительство региона будет и впредь стремиться к эффективному взаимодействию с институтами гражданского общества.
Первый заместитель председателя Думы края Дмитрий Судавцов напомнил, как меньше двух лет назад депутаты принимали закон о создании общественной палаты в Ставропольском крае и как шло ее формирование.
- Процесс был непростым. Но палата у нас формировалась не подкаблучная, со своим мнением, компетентная. И почти сразу пошла в бой, - рассказал вице-спикер. - Не во всех вопросах мы соглашались с общественной палатой, но замечания и предложения всегда учитывали. Обсуждение ряда законов в общественной палате дало нам, законодателям, уверенность, что мы движемся в правильном направлении.
Подводя итог заседания, Андрей Клишас заявил:
- Все прозвучавшие предложения мы систематизируем, проработаем в комитете, и, возможно, они найдут отражение в виде норм тех или иных законов.
19 мая 2015 года