06:33, 1 мая 2015 года

Александр Ниценко: «Достоин награждения медалью Ушакова»

Александр Ниценко родился в селе Бурукшун Ипатовского района в 1923 году. Жизнь складывалась так, что уже в двенадцать лет пришлось оставить учебу в школе и идти работать. Восемнадцать лет парню стукнуло осенью сорок первого года. Как и многих односельчан, призвали Александра на помощь Ростову. Надо было срочно рыть окопы вокруг южного города, готовить его к обороне от надвигающейся гитлеровской армады.

За хорошую работу Александр даже благодарность от командования получил. В апреле сорок второго зачислили парня на Черноморский флот. После короткой учебы попал Александр на канонерскую лодку «Буг». База канонерок дислоцировалась в Ейске. Оттуда лодки ходили обстреливать занятые оккупантами Таганрог и Мариуполь.

Под натиском врага наши войска оставили Ейск. Канонерки перебрались в Темрюк. Во время перехода Александр впервые увидел и на всю жизнь запомнил, как хоронили его погибших товарищей по старинному матросскому обычаю. Тела зашивали в брезент и опускали в море…

Фронт в то время проходил всего-то в 18 километрах от Темрюка. Все экипажи, кроме артиллеристов, списали на берег оборонять город.

Однако Красная армия продолжала отступать. 24 ноября 1942 года Александр Григорьевич был ранен. После госпиталя его отправили в Грузию учиться на моториста-дизелиста. Продолжил воевать краснофлотец Ниценко на катере-тральщике в Туапсе. Экипажи таких катеров называли смертниками, поскольку суда буквально ходили по немецким минам. Нередки бывали подрывы с гибелью экипажей. Как и многие другие моряки, Александр Григорьевич награжден медалью Ушакова. В приказе о награждении сказано:

«Краснофлотец Ниценко, находясь на ЭМТЩ 161 с мая 1943 года в должности моториста, своей добросовестной работой обеспечил бесперебойную и безаварийную работу дизелей тральщика.

За время пребывания на корабле т. Ниценко проявил истинный трудовой героизм и самоотверженность во время боевого траления бухт Геленджика, Новороссийска, Ялты, Балаклавы, Стрелецкой, Южной и Северной бухт Севастополя, а также Ак-Мечетской бухты.

За этот период службы были подорваны три вражеские мины электромагнитно-акустические, пройдено около 6000 миль, из них тралом 4700 миль.

Краснофлотец Ниценко показал себя как стойкий, выносливый боец, который не жалеет ни сил, ни средств для скорейшего очищения наших портов, бухт и гаваней от вражеских мин.

Считаю, что краснофлотец Ниценко достоин награждения медалью Ушакова».

В сорок четвертом Александр Григорьевич попал в команду, формирующуюся для отправки в США. Весть о победе он встретил во Владивостоке.

30 мая 1945 года на большом океанском лайнере моряки держали путь в Сан-Франциско, где предстояло получить десять военных кораблей. Шли через пролив Лаперуза, между островами Хоккайдо и Сахалином, по Охотскому морю через Курильский пролив, мимо острова Медного, заходили в Петропавловск-Камчатский, в Советскую Гавань.

«Фрегат № 8», корабль, полученный в Америке, по своим характеристикам был очень похож на советский эсминец. Именно на этом корабле экипаж, в котором служил краснофлотец Ниценко, сбрасывал десант в Корее, затем отправились в Порт-Артур. Именно отсюда, из Китая, Александр Григорьевич уволился с военной службы.

Уже двадцать лет нет на свете бывшего краснофлотца, нашего земляка. На память о нем осталось немного фотографий и целый иконостас наград, среди которых особая гордость фронтовика – медаль Ушакова, орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Кавказа», «За победу над Японией», «За победу над Германией».

Рассказала Вера Сердюкова, дочь фронтовика Александра Григорьевича Ниценко (Москва).

««Достоин награждения медалью Ушакова»»
Газета «Ставропольская правда»
30 апреля 2015 года