06:48, 25 марта 2015 года

Тимофей Богданов: Запрет на продажу алкоголя в кафе после 23 часов не ударит по бизнесу

– Тимофей Васильевич, судя по комментариям в Интернете и на дискуссионных площадках, люди уверены, что законопроект инициирован после двух небезызвестных событий в Минеральных Водах со смертельным исходом. Но многие сомневаются, что эта мера может предотвратить подобные случаи впредь, а значит, окажется неэффективной. Что на самом деле?

- Законодательная инициатива принадлежит Думе города Буденновска как ответ на многочисленные жалобы горожан на шумные ночные гулянья в ресторанах, ночных клубах и кафе, которые находятся рядом с жилыми домами или размещаются на первых этажах многоквартирных домов. И, как нетрудно догадаться, когда на первом этаже возлияния и караоке, а во дворе фейерверки, то на четырех этажах выше принимают валидол. И так каждые выходные. Люди жалуются, что боятся поздно ходить по улицам, в свой собственный двор зайти страшно, потому что туда нетрезвые агрессивные люди выходят из ресторана освежиться или решить свой конфликт.

Но это проблема не одного Буденновска. Каждый депутат на встречах с избирателями, которые проводятся во всех территориях края регулярно, слышит подобные претензии жителей. Причем как в городах, так и в сельской местности. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что предложение депутатов Буденновской городской Думы актуально для всего края, мы должны защитить наших жителей, которые имеют право требовать соблюдения порядка в своем микрорайоне и на своей улице, на полноценный отдых у себя дома. К тому же во многих европейских странах такой закон давно действует и доказал свою эффективность. Пьяных ночных уличных драк там практически нет.

– Но в крае принят и действует так называемый «закон о тишине». Разве его положений недостаточно, чтобы обеспечить порядок в жилых кварталах городов и на улицах станиц и сел? Есть масса других законов, чтобы урезонить дебоширов и хулиганов. Возможно, стоит подумать над тем, чтобы уже действующие законы заработали в полную силу?

- К сожалению, в части правоприменения законодательства проблемы есть. Чтобы закон исполнялся, должно быть ясное понимание у всех членов общества, что нарушитель будет обязательно наказан вне зависимости от его положения в обществе, наличия или отсутствия денег и связей. А для этого четко и консолидированно должны работать все ветви власти, незамедлительно реагировать правоохранительные органы. Если будет терпимое отношение ко взяточничеству, коррупции, неуважению к закону, добиться его исполнения, конечно, непросто. В то же время принятие законов, регулирующих нормы поведения в общественных местах, на самом деле эффект дают, кто бы и что ни говорил. Пример: запрет курения в ресторанах и кафе. Выполняется? Абсолютным большинством – да, выполняется. Уверен, что и закон о запрете продажи спиртного в ресторанах после 23.00 исполняться будет. И будет работать вкупе с «законом о тишине», потому что предотвратить всегда легче, чем устранять последствия.

Сейчас сами владельцы ресторанов и ночных клубов рассказывают, что иногда вызывают наряд полиции, чтоб дебошира забрали. Его увозят... Но уже через час он появляется снова, еще более активный и наглый. И продолжает дебош. Поэтому мы как законодатели, которым люди делегировали полномочия по отстаиванию их прав, должны принимать меры, которые в нашей компетенции. И мы считаем, что этот законопроект даст дополнительные возможности правоохранительным органам для наведения общественного порядка и обеспечения тишины в ночное время.

К тому же кроме запрета на реализацию алкоголя в точках общепита с 23.00 до 10.00 этим же нормативным актом предполагается обязать оборудовать заведения видеокамерами внутреннего и наружного наблюдения. Эти записи будут передаваться на единый сервер, где должны храниться определенное время, и удалить их не удастся. Опять же, сами работники общепита рассказывают, что разбушевавшиеся клиенты мало реагируют на угрозы вызвать полицию, но сразу затихают или вовсе ретируются, как только им обещают вызвать телевидение, которое все запишет и покажет.

– В предпринимательском сообществе есть опасения, что новый законопроект осложнит жизнь мелким и средним предприятиям общепита, которым и так трудно выживать во время кризиса. К тому же имеются жалобы, что закон еще не принят, а представители администраций муниципалитетов уже ходят по кафе и заставляют покупать видеооборудование. Даже тех, у кого оно уже есть. Да еще и конкретную фирму настоятельно рекомендуют в качестве поставщика.

- Депутаты нашего комитета проводили анализ, согласно которому доля алкоголя в среднем чеке предприятий общепита после 23.00 составляет около 4%. То есть выпадающие доходы мизерны, и разговоры о том, что кто-то потеряет клиентов и ему придется закрыть заведение из-за нового закона, мягко говоря, неправда.

Что касается видеооборудования. Естественно, пока закон не вступил в силу, никто не вправе требовать его исполнения. Я думаю, те рейды, о которых говорят предприниматели, имеют скорее просветительские и профилактические цели, а рекомендации, которые даются, – это только рекомендации.

Далее. Если в каком-то ресторане уже установлено видео-оборудование, которое обладает достаточными техническими характеристиками, для того чтобы запись была четкой и позволяла идентифицировать изображенного на ней человека, никаких вопросов к такому заведению не возникнет.

Если говорить о том, что закон может ущемить права законопослушных граждан, которые никому не мешают, то и тут не согласен. Это как дома в семье бывает: люди хорошо сидят, отмечают какой-то праздник, выпивают, и в какой-то момент мама или жена говорит: «Хватит вам, ребята, уже, давайте-ка закругляйтесь – и спать». И наутро ей благодарны, что и посидели хорошо, и чувствуют себя нормально. Я думаю, такая ограничительная мера пойдет на пользу всему обществу, в том числе и законопослушным гражданам, которые не шумят и никому не мешают.

А помните, как принимался закон о запрете продажи алкоголя после 22.00 в предприятиях торговли? Тоже было много споров, много несогласных, тоже боялись, что предприниматели могут пострадать, что якобы нарушаются права граждан. Но прошло время, и мы видим, что закон оказался эффективным, он работает, и доходы предпринимателей не упали.

Кстати, новый закон был инициирован еще и потому, что некоторые нечистые на руку торговцы в попытках обойти действующий закон, о котором я только что говорил, придумали хитрый ход. Они теперь ставят в своем магазине пластиковый стол, пару стульев, называют свое заведение кафе и торгуют алкоголем на вынос после 22.00. В том числе чтобы пресечь и такие довольно многочисленные случаи нарушений уже действующего законодательства, мы предлагаем новый закон.

Кроме того, хочу подчеркнуть, что, прежде чем передать законопроект на рассмотрение краевой Думы, мы провели в своем комитете несколько его обсуждений с привлечением рестораторов, блогеров и журналистов, представителей общественности. Все разумные предложения, которые были высказаны в ходе этих обсуждений, мы учли при работе над законопроектом. В случае принятия его краевой Думой будем отслеживать, насколько эффективно он работает, какие дополнения или изменения к нему требуются. И в случае необходимости в закон можно будет внести корректировки.

– Много говорится о том, что сейчас требуется поддержать малый бизнес, о введении налоговых каникул. Когда ждать конкретных мер, какими они будут и кого коснутся?

- Роль малого бизнеса в экономике края достаточно высока. Небольшие предприятия берут на себя выполнение функций, которые большие компании либо вовсе не могут выполнять, либо не хотят этим заниматься. Зачастую малый бизнес предлагает населению более качественные услуги, чем крупные компании. Именно малый и средний бизнес в основном и создают условия для здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг.

В сегодняшних кризисных экономических условиях малый бизнес во многом быстрее адаптируется к значительным колебаниям рынка. Это определяется большей гибкостью управления, оперативностью реагирования на изменение рыночной конъюнктуры, кроме того, малые предприятия отличаются достаточно высоким уровнем мотивации персонала, большими возможностями для работников проявить себя.

Но в некоторых моментах малый бизнес действительно уязвимее крупных предприятий. Например, ему труднее получить доступ к финансовым инструментам, собственных оборотных средств порой не хватает на то, чтобы быстро занять ниши, освобождающиеся от иностранной продукции в связи с кризисом. Для многих кредиты, учитывая выросшие ставки, стали просто недоступными.

При этом и мы, как законодатели, так и правительство края, прекрасно понимаем, что малые предприятия – это не просто чей-то частный бизнес, это рабочие места, это доходы в бюджет, а потому в это сложное время нужно очень бережно к ним относиться. Что называется, «держать руку на пульсе» и вовремя поддерживать. Особенно это касается производств, малых предприятий, занятых в сельском хозяйстве, социальном бизнесе.

На Ставрополье каждый четвертый житель, занятый в экономике, трудится на рабочих местах, созданных малыми и средними организациями. Ими вырабатывается примерно 13% ВРП, оборот предприятий малого бизнеса составляет свыше 30% в общем краевом объеме.

На территории Ставропольского края уже действует ряд законов, направленных на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. В том числе законы «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства», «О залоговом фонде Ставропольского края», «О патентной системе налогообложения». Они дают возможность мелкому бизнесу получить льготные кредиты, снизить налоговые ставки, упростить документооборот, а значит, сократить расходы на его обслуживание. Например, закон о развитии и поддержке малого и среднего бизнеса предусматривает такие формы поддержки, как финансовая, имущественная, предоставление льгот по налогам и сборам. Закон об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей позволяет экономить на некоторых налоговых платежах. И эти меры поддержки уже очень хорошо себя зарекомендовали, доказали свою эффективность.

Но время не стоит на месте. В связи с последними событиями разработан план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ставропольского края в 2015 году.

В этот документ включены различные мероприятия, направленные на развитие и поддержку малого бизнеса. Например, план предполагает разработку краевого закона, предусматривающего отсрочку до 1 января 2018 года перевода сельскохозяйственных розничных рынков в капитальные здания, строения, сооружения. Эта мера поможет сохранить стабильность на розничном рынке сельхозпродукции, предотвратить потерю имеющихся точек торговли для товаропроизводителей. Причем соответствующий законопроект уже внесен депутатами краевой Думы и планируется к рассмотрению на мартовском заседании ДСК.

Также планируется расширить перечень видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применять патентную систему налогообложения. Патент упрощает документооборот и позволяет сэкономить на налоговых платежах.

Кроме того, планом предусмотрено предоставление микрозаймов в размере от двух до трех миллионов рублей на пополнение оборотных средств субъектов предпринимательства, реализующих различные проекты, в том числе по импортозамещению. Эту меру поддержки предприниматели могут получить, обратившись в некоммерческую организацию «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае».

План предусматривает и субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в части лизинга оборудования в сфере туризма, производственной, перерабатывающей промышленности; оплаты процентной ставки по кредитам на пополнение оборотных средств.

Довольно действенной стимулирующей мерой к началу собственного бизнеса в это сложное время должно стать введение «налоговых каникул» для открывающихся предприятий. Сейчас идет работа над соответствующим проектом краевого закона, обсуждается, какие категории предпринимателей могут им воспользоваться.

««Ребята, вам уже хватит!»»
Газета «Ставропольская правда»
25 марта 2015 года