06:08, 24 марта 2015 года

Предлагаемый закон о Кавказских Минеральных Водах противоречит Конституции РФ

Неуд «трем пятеркам»

- Тревожная тенденция, которую мы наблюдаем в изменениях законодательства, возникла не сегодня, – констатировал председатель Общественной палаты СК Николай Кашурин. - Еще в конце 2013 года из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» был исключен целый раздел, посвященный курортам. Они перестали быть особо охраняемыми зонами. Полностью исчезла юридическая ответственность за нарушения, наносящие ущерб курортной местности, потому что Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривают таковую только в отношении особо охраняемых территорий. В довершение к этому в сентябре минувшего года появился законопроект № 555658-6, так называемый законопроект «три пятерки», который был поддержан в первом чтении 52% голосов депутатов Государственной Думы. Его принятие, по моему глубокому убеждению, будет губительным для КМВ.

Опасения специалистов относительно последствий принятия «трех пятерок» обоснованны. Проект федерального закона предполагает значительные, а по мнению некоторых экспертов, и вовсе революционные изменения режима зон округа горно-санитарной охраны КМВ, теряющих в результате свою неприкосновенность. Законодатель выражает готовность позволить осуществлять здесь строительство и вести хозяйственную деятельность.

- Предполагается разрешить застройку первой зоны горно-санитарной охраны курорта, что раньше было категорически запрещено, - подчеркивает доцент СКФУ, член комиссии ОП СК по общественной экспертизе проектов нормативно-правовых актов СК Роман Нутрихин. - Относительно второй и третьей зон тоже много тревожных вопросов. Если раньше вторая зон предназначалась только для развития курортной инфраструктуры, то теперь предлагается разрешить здесь любую деятельность, которая не наносит вреда экологии, что, казалось бы, само собой разумеется. Однако бизнес вряд ли остановишь такими невнятными формулировками. В третьей зоне хотят разрешить любую деятельность, которая не вредит атмосфере и не ведет к вырубке лесов и иных зеленых насаждений. Надо помнить, что в этой зоне происходит водосбор и формирование источников минеральных вод...

Изменения правового режима хозяйственной деятельности в зонах округа горно-санитарной охраны недопустимы, единодушно признают эксперты. По сути, они сводят на нет любые меры по охране природных ресурсов. Если еще несколько лет назад прокуратуре удалось полностью остановить продажу земельных участков в особо охраняемых зонах, пресечь факты выдачи незаконных разрешений на строительство и предотвратить строительство объектов, назначение и характер которых не соответствовали охранным режимам, то «три пятерки» могут сделать реальной отмену ранее принятых решений.

- В законопроекте должно быть недвусмысленно прописано, что предоставление земель первой зоны в собственность категорически запрещается, - говорит прокурор Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Сергей Белевцев.

- Если не соблюдать в зонах горно-санитарной охраны установленного и научно обоснованного режима природопользования и покрыть их точечной застройкой, нарушится природный баланс – минеральная вода уйдет или перестанет быть таковой, лечебная грязь исчезнет, климат изменится. В этом случае неизбежны снижение рыночной стоимости тех коммерческих объектов и жилья, которые будут здесь в надежде на светлое будущее возведены, утрата инвестиционной привлекательности, – прогнозирует и.о. главы администрации КМВ Михаил Бондаренко.

«Эпицентр» катастрофы

Проект ФЗ «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды», по мнению президента Национальной курортной ассоциации Александра Разумова, нуждается в очень значительной доработке и непредвзятой оценке Мин-здрава России. Законопроект, претендующий стать основным регулятором правовых отношений в курортном регионе, несет в себе очень спорные положения. Эксперты готовы оспаривать как необходимость создания лечебно-оздоровительного кластера на территории курорта, так и обоснованность передачи полномочий по управлению и распоряжению находящимися в краевой и муниципальной собственности земельными участками и иной недвижимости акционерному обществу, пусть даже с условием, что сто процентов его акций будет принадлежать Российской Федерации.

- Своей юрисдикцией законопроект планирует охватить три субъекта РФ, - отмечает депутат Думы РФ Илья Дроздов. - Но на данных территориях есть органы муниципальной власти, органы государственной власти субъектов, аппарат Полномочного представителя Президента РФ в СКФО. Разве наши власти не могут эффективно управлять своими территориями, почему нужно ограничивать их полномочия?!

Законопроект заключает в себе подмену понятий, утверждают эксперты. Вкладывая в название законопроекта идею о статусе особо охраняемого региона, по своему содержанию законодатель сводит все к урегулированию формирования здесь новой структуры – лечебно-оздоровительного кластера.

- Это разные понятия, - подчеркивает главный врач санатория «Золотое руно» Николай Мерзликин. - Под видом закона о КМВ как об особо охраняемом курортном регионе делается попытка сформировать новую структуру внутри курортной зоны. Возникает вопрос: для чего? Антропогенная нагрузка на территорию и без того высокая. А с созданием кластера она увеличится в разы. Нужно ли это курорту?

Эксперты предлагают вынести зону лечебно-оздо­ро­витель­ного кластера за пределы курортов КМВ и сосредоточить медицинские центры, например, в Георгиевске или Минеральных Водах, обладающих для этого необходииым как территориальным, так и инфраструктурным потенциалом.

Нужно помнить, что КМВ – это прежде всего уникальная природная здравница, с хрупкой экологической системой, баланс которой во многом и так уже нарушен. Дополнительная нагрузка в виде строительства медицинских центров ей только повредит, а деятельность акционерного общества в качестве управляющей компании может привести и к полной потере существующей инфраструктуры. Эксперты предлагают не только вывести кластер за пределы курортного региона, но и пересмотреть положения о полномочиях создаваемой управленческой структуры.

- Если мы сейчас начнем демонтировать здание российского курорта не с крыши, а с фундамента, оно упадет нам на голову, - настаивает на сохранении зарекомендовавшей за десятки лет концепции курорта заслуженный врач РФ профессор Николай Истошин. - Без заботы о природных лечебных ресурсах у нас будет не федеральный курорт, а федеральное захолустье.

- Подготовка законопроекта должна базироваться на одном посыле – КМВ находятся не на грани катастрофы, а в самом ее эпицентре, и полная потеря некогда знаменитой всенародной здравницы более чем реальна, - вторит Николаю Истошину сопредседатель региональной общественной организации «Союз защиты курортов», ведущий гидрогеолог, эколог-эксперт Владимир Супруненко. - Данный документ составлен для «чистого поля», пустой территории, а не для уже сформировавшегося за 200 лет крупнейшего в мире курортного комплекса с развитой системой добычи и эксплуатации гидроминеральных ресурсов, санаторно-курортной базой, огромной армией специализированного медицинского персонала. Законопроект абсолютно абстрагирован от реалий и насыщен совершенно чуждыми для курортов новациями, на мой взгляд, предоставляющими нечистым на руку чиновникам не лазейки, а настежь открытые ворота для любого толкования в свою пользу.

- Что касается курортного имущества, то оно может перей-ти в частные руки путем нехитрых схем, - объясняет Роман Нутрихин. - Управляющая компания, по сути, получает неограниченные возможности вершить судьбы курорта. За последствия ее деятельности не предусмотрено никакой ответственности.

Россия уже имела негативный прецедент введения в 1861 году частного управления Кавказскими Минеральными Водами в стремлении сократить расходы казны. В 1883 году эксперимент был признан неудачным. Стоит ли наступать на те же «законодательные» грабли?

О полномочиях

Многие вопросы, регулирование которых предлагается осуществлять законопроектом о КМВ, такие как владение, пользование и распоряжение землей, недрами, природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды, согласно статье 72 Конституции относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. А предусмотренная проектом ФЗ передача управляющей компании некоторых вопросов, которые в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относятся к вопросам местного значения, недопустима.

По мнению доцента кафедры конституционного и международного права Юридического института СКФУ Дмитрия Белявского, предлагаемый законопроектом дисбаланс между властными полномочиями Федерации, субъекта и муниципалитета не только противоречит действующему федеральному законодательству, но и предполагает «вторжение в конституционные полномочия президента».

Директор Департамента инвестиционных проектов Министерства РФ делам Северного Кавказа Ольга Рухуллаева выслушала критические замечания и выразила надежду, что «во взаимодействии придет и правильная трактовка закона».

- Все замечания и рекомендации будут обобщены и направлены в правительство Ставропольского края, Министерство РФ по делам Северного Кавказа, Общественную палату РФ, Ассоциацию юристов России. Все последующие изменения законодательства по данному вопросу будут также находиться на контроле Общественной палаты Ставропольского края, - подвел итог Николай Кашурин. 

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ, Елена ГОНЧАРОВА
«Вместо курорта кластер»
Газета «Ставропольская правда»
24 марта 2015 года