Замминистра строительства и ЖКХ РФ – главный государственный жилищный инспектор А. Чибис провел селекторное совещание, главной темой которого стало обсуждение подготовки к введению лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в регионах. В разговоре принял участие руководитель краевого управления строительного и жилищного надзора В. Савченко.

Валерий Савченко

Валерий Савченко

© Фото пресс-службы губернатора СК

В первую очередь речь зашла об истекающих сроках. «Первый этап проведения процедуры лицензирования завершается, до 1 апреля управляющими компаниями должны быть поданы заявления на выдачу лицензий. При этом ряд субъектов России еще не приступил к их приему», – пояснил А. Чибис. Ставропольский край при этом был назван в тройке лидеров по проведению лицензирования наряду с Кемеровской и Челябинской областями. Всего, по информации главного жилищного инспектора страны, в России выдано 17 лицензий, из них 7 – на Ставрополье.

Как пояснил, в свою очередь, В. Савченко, в крае работает около 220 управляющих компаний (УК). При этом квалификационный экзамен сдали 217 должностных лиц этих фирм, положительный результат получили 192 претендента, не сдали экзамен 25. Было подано 53 заявления о выдаче лицензий. Напомним, первые 7 заветных документов, дающих зеленый свет для входа на рынок управления жилфондом, были выданы по итогам заседания лицензионной комиссии на прошлой неделе. Вскоре список должен пополниться: 13 марта члены комиссии рассмотрели положение дел еще в 12 компаниях, подавших заявления. Те, что признаны достойными, на днях получат лицензии.

* * *

На встрече с журналистами В.  Савченко напомнил, что основной целью лицензирования является упорядочение отношений на рынке и исключение недобросовестных управляющих компаний.

По идее разработчиков новых требований, останутся лишь те УК, которые обслуживают многоквартирные дома квалифицированно и добросовестно. Наша газета много раз писала, что тему ужесточения контроля за деятельностью управленцев власти развивают давно. Причин для этого масса – низкое качество услуг, минимальная финансовая ответственность УК, низкий профессиональный уровень кадров. Не секрет, что многие работы делаются только на бумаге.

Требования, которые теперь предъявляются к претендентам на получение лицензий, с одной стороны, можно назвать формальными фильтрами, но тем не менее члены лицензионной комиссии должны учесть разные аспекты. В частности, УК должна быть чиста перед жилинспекцией, то есть вовремя исполнить ранее выданные предписания. Другая причина для отказа в выдаче разрешения на управление домами – несоблюдение требований стандарта раскрытия информации, так как компании обязаны публиковать сведения о финансовой деятельности, капремонте, итогах общих собраний собственников жилья и т.д. Также обязательно учитывается, сдал ли руководитель УК квалификационный экзамен и не имеет ли проблем с законом. Важное значение имеет мнение ресурсоснабжающих организаций о работе с конкретной УК и позиция органов местного самоуправления. Представители администраций и поставщиков приглашаются на заседания комиссии.

«Хотя в законе нет обязательного требования о присутствии руководителей управляющих компаний, мы настаиваем на этом, – добавляет В. Савченко, – членам комиссии хочется знать, владеет ли он ситуацией, знает ли о выданных предписаниях, о том, как они исполняются, и что конкретно делается для устранения нареканий. Как показывает первый опыт, большинство опрошенных оперативно ориентировались и, отвечая на вопросы, могли дать информацию чуть ли не по каждому дому. Как и на любой другой экзамен, сначала приходят лучшие или, по крайней мере, уверенные в себе. Так и сейчас первыми претендуют на получение лицензий компании, обслуживающие небольшое число домов и новостройки. Вопросов к ним, соответственно, не так много».

При этом В. Савченко подчеркивает, что голосование членов комиссии за выдачу лицензии или отказ в ней производится не по принципу «нравится – не нравится». Каждый несет персональную ответственность за свой голос, то есть каждое «нет» должно быть мотивировано в соответствии с законодательством. В противном случае члену комиссии грозит штраф от 50 до 150 тысяч рублей.

О наличии лицензий у конкретных УК можно узнать на сайте краевого управления строительного и жилищного надзора. Вместе с тем стоит понимать, что их выдача – далеко не ключевой этап. Принципиален дальнейший лицензионный контроль, под который подпадут управляющие компании. Уже в постоянном режиме органы власти должны следить за теми, кто получил вход на рынок. Ответственность за качество услуг допущенные к работе по управлению жильем предприниматели будут нести намного более высокую, чем до получения лицензии. При определенных условиях не исключена перспектива отзыва лицензии.

Если попробовать объяснить схему простыми словами, то она такова. Вы пишете жалобу, жил-инспекция проводит проверку и в случае выявления нарушений выносит предписания по их устранению. Если УК не исправляет вовремя недочет, ее привлекают к административному наказанию. Два подтвержденных судом административных взыскания – и компания утратит право управлять конкретным домом. Если она теряет таким образом 15 процентов от площади всех находящихся в ее ведении домов, то лишается лицензии, а ее руководитель попадает в черный список и не сможет заниматься этим видом деятельности.

Добавим, что в Минстрое РФ предполагают, что с российского рынка уйдет 10 – 15 процентов УК. И в ведомстве считают, что бояться этого не надо: бизнес прибыльный, на место ушедших придут другие, более ответственные. Тем не менее в свете других новаций (с 1 апреля непосредственный способ управления может оставаться только в домах, где не более 16 квартир) есть риск, что в небольших населенных пунктах жилищный фонд может остаться без управленцев. Так, жильцам многоквартирок, ранее до этого остававшихся на непосредственном способе, или тем, чьи компании забракуют, нужно будет создать ТСЖ или при отсутствии желания справляться самостоятельно выбрать новую «управляйку». Понятно, что кое-где в глубинке таких вообще нет. Потому органам местного самоуправления рекомендовано оценить ситуацию и подготовиться к тому, чтобы при необходимости срочно заменить выбывших «игроков», не оставляя жилищный фонд без присмотра. Как сообщил В. Савченко, на замену тем, кто не получит лицензий, могут прийти новые МУПы. Если в муниципалитете понимают, что рынок практически пуст, то ставится задача по созданию унитарного предприятия и получению им лицензии на работу.

Юлия ЮТКИНА