06:35, 6 марта 2015 года

Участники фестиваля «Лики современного пианизма» выступили в Ставрополе

Организаторы фестиваля – всемирно известный российский дирижер Валерий Гергиев и сербская пианистка Мира Евтич, выпускница Московской государственной консерватории.

По сложившейся традиции в фестивале принимают участие не только признанные мастера разных поколений, но и выпускники, студенты одной фортепианной школы, одного педагога. На этот раз российскую фортепианную школу на фестивале представляли пианисты Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова. М.  Евтич, повидавшая немало талантов в самых разных уголках земного шара, была сражена высочайшим профессиональным уровнем студентов заслуженного деятеля искусств России профессора РГК Сергея Осипенко и пригласила на фестиваль весь его класс! В течение трех дней 16 учеников прославленного педагога при аншлаге выступали на сцене одного из крупнейших концертных залов России. А ведь сцена Мариинки – место особое, выступить здесь - мечта каждого музыканта.

Все студенты С. Осипенко – лауреаты многих всероссийских и международных конкурсов. Приятно, что среди них есть и наши земляки: выпускник СККИ А. Алейников, Минераловодского музыкального колледжа им.  В.  Сафонова Р. Алиев и Е.  Путинцев. Их и всех гостей IX конкурса пианистов приветствовали директор Ставропольской филармонии Лариса Конева и председатель жюри конкурса Сергей Осипенко.

Концертная программа, в которой звучали сочинения русских и советских композиторов, отличалась высоким эмоциональным накалом и бесспорным профессионализмом музыкантов. Лауреат международных конкурсов Дарья Подушко блестяще исполнила «Думку» П. Чайковского – произведение виртуозное, с удивительно певучей «русской» кантиленой, огромной амплитудой палитры чувств, невольно заставляющей вспомнить знаменитые пушкинские строки: «…то раздолье удалое, то сердечная тоска». Кстати, после выступления каждому из гостей были заданы вопросы о музыкальных предпочтениях и о том, какие качества особенно важны для пианиста. Все участники единодушно признались в любви к музыке русских композиторов, среди зарубежных были названы Шопен, Брамс, Бетховен, Моцарт. А главными качествами пианиста называли чистоту души, искренность, силу воли, целеустремленность, интеллект, трудолюбие, веру в себя, а также в талант и мудрость педагога.

Сонату-фантазию №  2   А.  Скрябина виртуозно пред­ставила лауреат международных конкурсов Лолита Цоцо­нава. Это одно из самых лирических произведений композитора, посвященное возлюб­ленной. Считается, что образы его произведения были навеяны морской стихией. Отсюда постоянная капризная изменчивость настроений, тончайшая звукопись и невероятное упоение красотой музыкальной ткани. Программу первого отделения завершил лауреат всероссийских и международных конкурсов аспирант Евгений Путинцев. Вдохновенно исполненная им фортепианная соната № 2 С.  Рахманинова – сложнейшее произведение, многомерное по образному строю, с терпкой, наполненной диссонансами гармонией и подлинным размахом страстей!

А второе отделение открыл самый юный участник проекта Тимур Османов. Шесть пьес С. Прокофьева из цикла «Мимолетности» буквально «взорвали» зал! Поразительная четкость, изящество и выразительность игры напоминали мастерски выполненные рисунки художника-графика. Прозвучавшая в исполнении лауреата международных конкурсов Роберта Алиева Соната №  7 С. Прокофьева – совсем иной образный мир: она была написана в годы Великой Отечественной войны. В ней властвуют стихия движения, жесткие гармонии – отражение сложных реалий ХХ века. Достойно завершил первый в Ставрополе концерт участников фестиваля «Лики современного пианизма» лауреат всероссийских конкурсов Андрей Алейников, выбравший Сонату № 8 С. Прокофьева – сложнейшее философское полотно, продолжающее военную тему. Далеко не каждому музыканту под силу прочувствовать и охватить его масштабную форму, раскрыть замысел автора.

Уже первые встречи с воспитанниками С. Осипенко подарили ставропольским слушателям много редко звучащей на нашей сцене музыки. Программа второго концерта отличалась еще большим разнообразием стилей. Классическая эпоха была представлена музыкой Л. Бетховена. В исполнении Анжелики Дрягуновой прозвучали его «Вариации на тему турецкого марша». Строгость и высокую простоту классики сменила увлекательная романтическая картинность реминисценции из оперы А. Купринского «Чеширский замок». Андрей Денисенко погрузил публику в иной музыкальный материал, подарив божественное звучание рояля в прелюдии, хорале и фуге С. Франка – одного из величайших представителей эпохи романтизма.

Многократные «браво!» долго не отпускали со сцены Наталью Бобрышеву, исполнившую сонату Ф. Листа «По прочтении Данте». Для нее словно не существует никаких технических трудностей, владением которых поражал Европу знаменитый виртуоз. Инструмент требует от пианиста мужских качеств – силы, характера, мощного прикосновения. Этих качеств студентам С. Осипенко не занимать! Три фрагмента из балета Ф. Стравинского «Петрушка» исполнил студент Ростовской консерватории из КНР Се Тун. Слушая выразительную, озорную и виртуозную игру музыканта, невольно убеждаешься в том, что язык музыки универсален и понятен людям столь далеких культур!

Восклицательным знаком двухдневного концертного марафона ростовчан стал Концерт № 2 для двух роялей С. Рахманинова. Солировала Елизавета Самодурова, оркестровую партию, к неописуемому восторгу слушателей, исполнил сам Сергей Осипенко. Грандиозное творение Рахманинова уже давно стало символом русской музыки, самой России с ее скрытыми неисчерпаемыми силами, богатством характеров, величественными колокольными перезвонами, необъятными просторами.

Поистине счастливыми стали эти дни для ставропольских ценителей пианизма. От себя добавлю: «Браво, Ростов! Браво, маэстро!».

Татьяна ДИЕВА. Музыковед.
«Современный пианизм в Ставрополе»
Газета «Ставропольская правда»
6 марта 2015 года