Воспоминания о встрече с фашистами в Новоселицком районе
При подходе к мосту через речку Журавку мы неожиданно встретились с группой мотоциклистов, одетых в черную форму, с засученными рукавами, в касках. На груди у них на ремнях висели автоматы. Это были передовые части немецких войск, разведка.
Рассматривая разложенную на мотоцикле карту, они громко на непонятном языке уточняли дорогу к селу Чернолесскому и Буденновску. Мне запомнился их говор, он был лающим и неприятным на слух, особенно когда увидел их злобные, сверлящие ненавистью глаза, от которых веяло холодом.
Моторы мотоциклов работали тихо, страх обуял нас, детей и родителей. Мы держались за руки и безмолвно наблюдали за непрошеными гостями.
У меня в памяти осталось, что птицы перестали над нами летать, а воды степной реки Журавочки остановились, не шевелились растущие на берегу камыши, неожиданно птица чибис поднялась и улетела. А горячий восточный ветер жег наполненные страхом глаза, во рту стало горько, хотелось пить. Глаза пристально смотрели на висящие автоматы, и мы еще крепче сжимали мозолистые руки матерей. И только иногда, нарушая тишину, квакали лягушки, истинные хозяева реки.
Мы стояли не шевелясь, хотелось крикнуть, но страх перехватил горло, и ни одна слезинка не выпала из наших детских глаз.
Немцы забрали у нас банку меда. Уходя и марая нашу землю коваными подошвами, старший крикнул: «Ахтунг, лечь на землю, руки за спину! Шнель!» и выстрелил из автомата в нашу сторону. Мы лежали и, плача, верили, что наши обязательно вернутся и отомстят.
Вот такой оказалась встреча с врагом на нашей родной земле.
До встречи с немцами, полчаса назад, мы были свободные и счастливые. А сейчас, униженные, сгорбленные, с заплаканными глазами, медленно направлялись в родное село. И только птица чибис по-прежнему мирно спрашивала: «Чьи вы, чьи вы?», да маленькая птичка-пичужка, тихо попискивая, спешила вернуться в свое гнездо.
Встретил нас дед Шуруп, живший на окраине села на ул. Больничной, выслушал и тихим басом произнес, что наши воины-земляки победят. «А ты, Валентин, запомни, – сказал он мне, – что найдутся люди, которые приблизят победу». Военное время шло медленно, были холод и голод, но мы верили и ждали.
И долгожданный День Победы наступил. Народ ликовал, но в памяти остались на всю жизнь фашистские морды в касках, кованые ботинки и автоматы на груди.
Долго шел после войны восстановительный период нашей любимой Родины. Люди отмечали свои трудовые победы, а дети оканчивали учебные заведения, становились специалистами и тоже принимали активное участие в создании материально-технической базы страны. Я по окончании Московского инженерно-строительного института был назначен начальником Александровского межколхозстроя.
Впервые спустя 20 лет после войны праздновали День Победы – это было 9 мая 1965 года. У памятника погибшим воинам вспоминали погибших и чествовали вернувшихся защитников Родины. Пророческие слова дедушки Шурупова сбылись.
Рассказал Валентин ГРИГОРЬЕВ, заслуженный строитель РФ, член Союза журналистов России
* * *
Нам важно помнить
Скоро, совсем скоро придет день, когда мы отметим 70-ю годовщину Великой Победы… По самым скромным подсчетам, тем людям, кто защитил мир от фашизма, в следующем, 2015 году исполнится минимум 88 лет, это те, кого призвали в действующую армию в победном 45-м. Тем, кто пережил суровые годы в оккупации, в тылу, тоже немало лет. Это те люди, кто еще помнит и может рассказать, как же на самом деле жили и воевали, как выживали и боролись с голодом, холодом и разрухой. Нам важно знать, как это было, мы хотим помнить!
В рубрике «Треугольный конверт» мы будем публиковать письма, воспоминания, рассказы и документы той военной эпохи. В архиве редакции есть материалы, но мы обращаемся к вам, уважаемые жители края: если у вас есть чем поделиться с читателями «Ставропольской правды», высылайте нам, что посчитаете нужным, по адресу: 355008, г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 15, «Ставропольская правда», или на электронную почту kont@stapravda.ru с пометкой «Треугольный конверт». Можете звонить по телефону (8652) 945-945.
30 декабря 2014 года