08:07, 13 декабря 2014 года

Восковую фигуру Георгия Праве и другие экспонаты музея истории нотариата увидели студенты СКФУ

Так вот, сидит себе Георгий Праве в кабинете (за спиной - полки с фолиантами юридических книг, деревянная этажерка, часы, письменный стол темного дерева), расположившись в кресле, и слегка улыбается в усы и бороду.

Естественно, кабинет нотариуса Праве, посвященный его жизни и деятельности, - самый колоритный раздел в музейной экспозиции. Но экспонат все же не самый главный. Впрочем, как определить, что важнее: вот личные вещи и профессиональные принадлежности Праве, документы, подписанные им (кстати сказать, исполненные бисерным почерком, чему откровенно позавидовала), и многое другое. Все это собиралось по крупицам практически два десятилетия, а сам музей в его нынешнем формате был открыт сравнительно недавно - в апреле прошлого года. К двадцатилетию современного российского нотариата.

- 11 февраля 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, - рассказывает помощник президента Нотариальной палаты Ставропольского края Елена Гончарова. - И кстати, в том же году президентом палаты был избран Николай Кашурин, который возглавляет ее по сей день.

Если оглядеться, глаза разбегаются, так богата и разнообразна музейная экспозиция.

- В жизни не бывает ничего случайного, а в истории тем более, - говорит Николай Кашурин. - Только обратившись к нашим предшественникам, опираясь на их опыт, на их наследие, мы сможем выбрать верное направление дальнейшего развития.

Трудно переоценить и роль незаурядного юриста Георгия Праве. Он пример и для поколений нотариусов Ставрополья, и для всех жителей края. На юг, в губернский город, Праве попал, в общем-то, случайно. Родился он в Санкт-Петербурге в семье обрусевших шведов и жил там до 22 лет. Потом заболел туберкулезом, да в той стадии, что сам великий Боткин после обследования вынес приговор: «Не жилец». А раз не жилец, то и выделенную ему путевку в Крым Г. Праве отдал больному чахоткой другу. Но неожиданно лечащий врач рассказал ему о южном городе Ставрополе, где жаркое солнце и мягкий климат лечат северную чахотку. Сюда и направилась семья Праве. Все лето его укладывали на солнцепеке на лавке, и он так подолгу лежал. И болезнь отступила.

Нужно было начинать работу. В Ставрополь Праве приехал без имущества и денег. Практически посторонние люди дали ему взаймы средства для внесения залога для начала деятельности нотариуса. И в 1892 году Георгий Праве открыл частную нотариальную контору, которую возглавлял почти три десятилетия. Народ к нему потянулся. Потому что многое он делал именно на благо людей.

Его любили представители всех сословий. Рассказывают, что был в его жизни такой эпизод. Обокрали нотариуса, утащили пальто. Конечно, он переживал. Но воры, узнав, чье имущество они «экспроприировали», вернули одежду Праве и приложили записку с извинениями.

Георгий Праве умер в 1925 году. Умер за письменным столом в кабинете. Потрясает фотография его похорон (она есть в музее нотариальной палаты): площадь запружена народом, мальчишки пристроились на столбах…

Право слово, в музей палаты стоит сходить и все это увидеть: период за периодом, экспонат за экспонатом. Фотографии, кубки, медали, призы и грамоты за победы в творческих, спортивных и профессиональных конкурсах. Есть даже своеобразная Доска почета с портретами победителей ежегодного конкурса «Лучший нотариус», есть «Древо нотариата Ставрополья», чьи ветви - 33 нотариальных округа и в них 108 нотариусов края.

Музей нотариальной палаты развивается и пополняется новыми экспонатами. И он намерен… выйти на улицу. Правление НПСК приняло решение об устройстве перед входом в здание палаты мемориального сквера, посвященного памяти Праве. План сквера уже разработан, а в центре его предусмотрен памятник Георгию Константиновичу.

Так что, пойдем в музей?

«Праве и его наследники»
Газета «Ставропольская правда»
23 декабря 2014 года