06:06, 19 сентября 2014 года

Новый сезон учреждения культуры «Аккорд» Ставрополя будет связан с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова

Без этого хорошо известного в краевом центре концертного формирования, руководимого Натальей Априамовой, не обходится практически ни одно культурное мероприятие. На разных сценических площадках выступают с богатым и разнообразным репертуаром популярные у ставропольцев профессиональные коллективы - камерный ансамбль «Кантабиле», духовой оркестр Д. Осиновского, вокальный ансамбль «45-я параллель», эстрадно-концертная студия «КЭШ», камерный ансамбль «Элегия». В составе последнего служит актриса, режиссер и сценарист Галина Близно, которую хорошо знают по уникальной работе ее монотеатра, а также по сделанным в рамках «Элегии» программам, посвященным Марине Цветаевой, Владимиру Высоцкому, Александру Вертинскому... Сегодня она вместе с коллегами активно работает над новыми, как всегда, очень оригинальными программами, которым заранее можно предрекать зрительский успех.

Понятно, что в год 200-летия М.Ю. Лермонтова невозможно было обойти стороной имя Поэта, чья судьба так тесно связана со Ставропольем, с Кавказом. Об этом Галина Близно говорит с особым чувством:

- Я имею счастье гордиться тем, что удостоена почетного знака Российского Лермонтовского комитета за личный вклад в развитие Пятигорского музея-заповедника, где довелось неоднократно участвовать во всероссийских лермонтовских праздниках поэзии. И коллективу «Элегии» предложила начать новый сезон именно с лермонтовской программы, провести ее вновь в рамках нашей «Музыкальной гостиной» на базе краевого музея изобразительных искусств, с которым мы давно и успешно сотрудничаем. В основе моя собственная идея - «По лермонтовским местам Ставрополья». Предполагается с использованием видеоустановки представить те места, которые посещал поэт, где он жил, гулял с друзьями, делал свои зарисовки. Естественно, это будет уже нынешний, современный вид мест, связанных с именем Лермонтова. В такой вот визуальной экскурсии мы вместе с нашим зрителем - и с героями Лермонтова! - пройдем по Ставрополю, по городам Кавминвод, отследим последний месяц его жизни, увидим памятники, созданные в его честь. Здесь будут в полной мере использованы возможности наших вокалистов: в исполнении Ивана Сердюка, Елены Астанковой, Татьяны Гаспарян прозвучат лучшие романсы на стихи Лермонтова. Постараемся органично совместить музыкальный ряд с выбранной сюжетной линией.

Стоит добавить, что на фоне развернутой сейчас в изомузее выставки «Лермонтовский Кавказ» это наверняка будет особенно впечатляюще, тем более что прозвучит великолепная лермонтовская проза в исполнении Галины Близно. Словом, информационно-художественная плотность этой работы настолько высока, что никого из гостей не оставит равнодушным, независимо от возраста и профессии. В частности, педагогам стоит обязательно завлечь в такую «Музыкальную гостиную» старшеклассников и студентов.

- Самой было страшно интересно вновь прикоснуться к произведениям, глубоко повлиявшим когда-то в школьные годы на формирование моей личности, - признается Г. Близно. - «Герой нашего времени», Печорин - все это звучит как некий духовный пароль... Мне, человеку вполне взрослому, интересно, например, понять, почему мы каждый год приходим к памятнику Лермонтову и читаем стихи... Перефразируя известного писателя, хотелось бы завершить нашу «экскурсию» по лермонтовским местам следующими словами: «Не спрашивайте, почему эти места названы его именем. Просто он здесь жил!».

Уже не впервые в лермонтовский год доводится слышать от многих о том, как на фоне лермонтовского юбилея вдруг по-новому открываются глаза на его личность. И все говорят: ну надо же, насколько он современен, ничуть не соотносится с классическим «старьем», остается поразительно близким и по языку, и по настроению. И Галина Близно радостно подхватывает:

- Да, многие впали в этакий хороший вдохновенный транс... Похожий мы испытали, взявшись за тему Высоцкого, тоже к его юбилею. Понимаете, есть настолько мощные фигуры, туда стоит только войти, выйти уже невозможно! Глубоко вникая в тему, погружаешься в такую мощную энергетику, узнаешь столько важного. Например, стоит на улице Дзержинского в Ставрополе дом № 187, его можно даже потрогать руками, но кто бы мог подумать, что тут бывал Лермонтов? В этом дворе расположено место, где рос знаменитый Лермонтовский дуб, и когда в начале 80-х годов он рухнул, наши изобретательные музейщики отпилили часть его ствола и поставили на хранение в зале краеведческого музея! А еще один внешне неказистый домик с крылечком на улице Маршала Жукова «помнит» о том, что в нем находилась канцелярия, где штабной офицер оформлял Лермонтову, как и всем офицерам, какие-то документы по службе... А в здании рядом с главпочтамтом, оказывается, находился офицерский госпиталь, где лечился Лермонтов. А парк «Центральный» назывался Бабиной рощей, и там Лермонтов гулял... В Ставрополе подружился поэт с младшим братом Пушкина - Львом, с доктором Майером - прототипом Вернера из «Героя нашего времени», общался с многими декабристами, служившими на Кавказе... У него здесь был свой чрезвычайно интересный круг знакомых. Из таких вот очень любопытных вещей складывается наша память о нем. Сохранились его прекрасные, почти документальные рисунки, зарисовки сцен ставропольской жизни, нам всем это дорого, потому что мы здесь живем. И он здесь жил! И не только в периоды двух известных ссылок, а гораздо чаще. Так что нам есть что помнить и чем гордиться.

Вторым «гвоздем» сезона для ансамбля «Элегия» и Галины Близно обещает стать программа, идея которой принадлежит руководителю ансамбля Олегу Багдасарову: к 100-летию Первой мировой войны осуществить постановку, посвященную такой неоднозначной фигуре оте-

чественной истории, как адмирал Колчак. Материал удалось подобрать весьма любопытный. Художественная задача - через историю любви адмирала и Анны Темиревой проследить историю России того времени, поскольку Колчак участвовал в Первой мировой.

- Хотим попытаться исследовать судьбу человека, причастного к этим событиям, причем бывшего в ряду лиц, решавших судьбу страны. Исследовать жизнь человека, по большому счету, предавшего Родину. Да, именно так! В одном из его писем находим фразу: «Я поставил войну выше Родины». Этот момент стал крахом карьеры замечательного военачальника, известного русского полярника, крахом, приведшим его в конечном счете к трагическому финалу. Роковой точкой на пути к гибели стало, очевидно, его фактическое поступление на службу английской разведке... И это тоже, как ни посмотри, один из результатов Первой мировой.

Как сценарист и постановщик Галина Близно заранее просчитывает человеческий, профессиональный потенциал, который есть сегодня в «Элегии». Ее коллеги - поющие актеры, пока что имеющие небольшой драматический опыт, однако успешно показавшие его в программе по творчеству Вертинского. Тема Первой мировой войны будет представлена камерным спектаклем-композицией, где режиссер Близно выступит еще и рассказчиком, озвучивающим мемуарный материал. Но не будет ли эта программа повторять многие подобные, ведь историю Колчака уже столько эксплуатируют постановщики? Есть фильм, есть постановки театральные...

- Мы видим эту личность по-своему. Кстати, фильм показался мне предельно затянутым, слащавым, фальшивым. Вообще не нравится наметившаяся тенденция делать из предателей героев, из черного - белое... Это против моих убеждений. Наша постановка рождается в русле оценок сегодняшнего дня, когда у нас под боком идет гражданская война на Украине, мы можем наблюдать предательство олигархата, борьбу народа за свои права. При честном подходе к истории мы можем правильно расставить социально-политические акценты, дать нравственную оценку событиям и людям, принимавшим в них участие. А еще дать представление о том, как можно сломать человеческую судьбу решением отказаться от Родины - в пользу своей ли профессии, своих ли каких-то интересов... И прий-

ти к бесславному, бездарному итогу так красиво начинавшейся судьбы. Мне как режиссеру и сценаристу интересно посмотреть, в коей мере это определялось собственным характером Колчака, в коей амбиции превалировали над психологическими параметрами личности. Либо у него не было возможности «отыграть» назад, либо он зашел слишком далеко и просто сам уничтожил себя.

Что ж, это действительно иной подход к теме. Ведь нынче, чего греха таить, воспоминания о Первой мировой идут в основном в ключе этакой героизации, хотя она по большей части правильная, но далеко не все было так уж здорово, и об этом тоже следует помнить. Галина Близно приводит неожиданный, но также показательный пример с историей царской семьи: некоторое время назад на улицах Ставрополя кем-то (?) были установлены стенды «Государь, прости нас». Эти стенды, признаемся, у очень многих вызывали странное ощущение тошноты своей неискренностью, показушностью, а к нам, живущим здесь и сейчас, вообще не имели никакого отношения. Невольно думалось: опять нас зовут в чем-то каяться? В чем? Перед кем?

- Читая эти «обращения», с содроганием думала: на что ориентируют народ? - размышляет Галина Близно. - Я абсолютно убеждена, что народ-то в массе своей всегда прав. Если мы терпели поражение в Первой мировой войне, если за ней началась Октябрьская революция - значит, власти недосмотрели, не учли настроение народа, не произвели необходимых реформ. Как тут не обернуться вновь на Украину: если бы ее президент повел себя как достойный глава государства, не было бы того, что творится там сейчас... Наш главный герой Колчак в сложившихся тогда обстоятельствах исповедовал неправедную идею, хотя как умный человек вряд ли мог не понимать: возврат к прежней системе власти в принципе был невозможен. Колчак одержал несколько военных побед, но после этого солдаты его армий стали уходить от него так же, как сегодня солдаты украинской армии покидают фронт... Знаете, я ведь сама наполовину украинка. А мой отец в рядах Советской армии освобождал Крым. На Украине живет наша родня. Это к тому, что мы все настолько связаны с Украиной, что это боль едва ли не каждого россиянина. А наша новая работа - и память, и повод вновь в очередной раз обратиться к нравственным устоям, которые всегда скрепляли нашу нацию, объединяли ее и делали возможными ее многие победы.

Сейчас будущая постановка, пока еще даже не получившая названия, находится в репетиционном периоде. Выпуск намечается к декабрю. Будет, обещает Г. Близно, много объективного материала, который вполне укладывается в задуманный сценарий. Музыкальный ряд тоже в стадии поисков и обсуждений, но работа всех уже захватила своей неординарностью. А с учетом того, что Первая мировая война длилась не один год, возможно, коллектив не ограничится фигурой Колчака, а обратится и к другим не менее знаковым. Например, в следующем году исполняется 100 лет подвигу нашей знаменитой землячки, Георгиевского кавалера, сестры милосердия Риммы Ивановой. Еще, делится планами наша гостья, есть идея на базе «Аккорда» оформить небольшой постоянно действующий камерный зал, который дал бы возможность коллективам объединения регулярно выступать перед жителями Северо-Западного микрорайона Ставрополя, пока что не имеющего своего культурного центра. А ведь в любом районе города есть своя интеллектуальная элита, способная откликнуться на добрый почин. Так что идея представляется весьма заманчивой, перспективной и полезной.

«Просто он здесь жил!»
Газета «Ставропольская правда»
20 сентября 2014 года