07:21, 30 июля 2014 года

Игорь Тапсиев о новых механизмах эффективного управления общественными финансами

- 2013 - 2014 годы оказались урожайными на новации бюджетного законодательства, - отметил Игорь Сергеевич. - Основные изменения направлены на то, чтобы повысить эффективность использования бюджетных средств. Для реализации поставленной задачи применяются различные механизмы, гарантирующие выполнение государством своих расходных обязательств, а именно управление ликвидностью единого казначейского счета и обеспечение сбалансированности бюджетов, обеспечивающие прозрачность и открытость бюджетного процесса.

- Расскажите подробнее об этих механизмах и роли казначейства в них.

- Сегодня проблема наполняемости бюджетов является наиболее острой на всех уровнях, в связи с чем на федеральном уровне разрабатываются различные инструменты управления бюджетными средствами. Одним из таких бюджетных инструментов является механизм предоставления целевых средств под фактическую потребность. Федеральным казначейством осуществлен мониторинг остатков средств межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета региональным и местным бюджетам. Анализ полученных данных выявил следующую закономерность: остатки на счетах из года в год растут, и назвать их использование эффективным никак нельзя. Не надо платить раньше, если можно сделать это своевременно, в момент реальной потребности. Это, по сути, азбука финансового менеджмента. Поэтому необходимость масштабного внедрения такого механизма очевидна. В этом году межбюджетные трансферты из федерального бюджета по максимуму перечисляются по новому механизму в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств.

- Это исключает случаи, когда деньги «висят» на счете получателя и ждут своего часа?

- Именно так, говоря простым языком. Новый механизм достаточно прост. Главный распорядитель средств федерального бюджета передает соответствующему органу Федерального казначейства свои полномочия получателя бюджетных средств по перечислению межбюджетных трансфертов. После поступления соответствующих платежных документов орган казначейства перечисляет целевые средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в сумме, необходимой для оплаты платежных документов, предоставленных получателем бюджетных средств субъекта РФ. С момента перехода на новый механизм деньги поступали по назначению не позднее второго рабочего дня. Но механизм совершенствуется. Управлением казначейства по СК срок прохождения средств сокращен до одного рабочего дня. Оперативность, скорость и эффективность нового механизма не подвергаются сомнению. Его выбрали уже шесть главных распорядителей средств федерального бюджета, передав нашему управлению полномочия получателя бюджетных средств по перечислению межбюджетных трансфертов. Это Мин-здрав, Минобрнауки, Минфин, Минтруда, Минобороны, Минсельхоз России. По состоянию на 01.07.2014 управление осуществляет указанные полномочия по перечислению межбюджетных трансфертов по 24 видам субсидий и субвенций.

- Реализуется ли такой механизм в части средств краевого бюджета?

- Да, реализуется. Бюджет нашего края является дотационным. Правительство края активно ищет пути повышения эффективности управления финансовыми ресурсами. Безусловно, новый механизм очень актуален для Ставропольского края и является одним из способов существенно повысить ликвидность счета.

С марта 2014 года управление по согласованию с министерством финансов края первое в России осуществляет «пилотирование» нового механизма предоставления межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в объеме их фактической потребности из бюджета края в бюджеты муниципальных образований. Девять главных распорядителей средств бюджета края передали свои полномочия по перечислению целевых межбюджетных трансфертов из бюджета края в бюджеты муниципальных образований по 31 виду субсидий и субвенций, в том числе по 7 видам применяется «сквозной» новый механизм перечисления, т.е. из федерального бюджета до уровня муниципальных образований.

Хочу отметить, что с 2013 года управление осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех 330 муниципальных образований, находящихся на территории Ставрополья, с открытием лицевых счетов в органах Федерального казначейства, и это дало возможность в кратчайшие сроки реализовать новый механизм предоставления целевых средств краевого бюджета в бюджеты муниципальных образований. Наша задача - первыми пройти этот путь, чтобы другим регионам, где вслед за нами будет внедряться этот механизм, было легче. Управлением осуществляется постоянный мониторинг возникающих проблем. Это важно, учитывая, что опыт наш будет распространен на территорию всей Российской Федерации. Поскольку мы выступаем в роли первопроходцев, многие территории сегодня консультируются со специалистами нашего управления по особенностям внедрения нового механизма.

- Не означает ли отсутствие остатков целевых федеральных средств на счетах краевого бюджета, что возросла потребность края в заемных средствах для покрытия временных кассовых разрывов?

- Несомненно, применение нового механизма перечисления межбюджетных трансфертов исключило возможность субъекта РФ и местных бюджетов использования остатков целевых средств для выплат на собственные нужды.

Ввиду ограничения доступа регионов к федеральным ресурсам в качестве балансирующей меры для поддержания ликвидности счетов их бюджетов в Бюджетный кодекс Российской Федерации введена новая статья, регулирующая порядок предоставления бюджетного кредита для покрытия временных кассовых разрывов. Полномочия по предоставлению бюджетных кредитов возлагаются на Федеральное казначейство.

- Что представляет собой бюджетный кредит и какие преимущества его перед банковскими кредитами?

- Правила предоставления данного кредита определены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 721.

Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) предоставляется заемщику - субъекту Российской Федерации, а также муниципальному образованию в пределах общего остатка средств на едином счете федерального бюджета на следующих условиях:

- размер кредита не должен превышать 1/12 от утвержденного законом (решением) о бюджете заемщика объема доходов бюджета соответственно субъекта Российской Федерации (местного бюджета), за исключением целевых средств;

- период пользования кредитом составляет не более 30 дней со сроком его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года;

- отсутствие размещенных на банковских депозитах средств бюджета заемщика до момента погашения им бюджетного кредита.

Кроме того, необходимо учитывать и еще один классический признак кредита - возвратность. Орган Федерального казначейства в случае несвоевременного возврата бюджетного кредита либо несвоевременного перечисления платы за пользование им осуществляет взыскание в доход федерального бюджета задолженности по бюджетному кредиту за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в соответствующий бюджет.

- Какова на сегодняшний день процентная ставка, под которую предоставляется бюджетный кредит?

- Плата за пользование бюджетным кредитом устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. На сегодняшний день установлена процентная ставка по бюджетным кредитам в размере 0,1 процента годовых. До 30.06.2014 она составляла 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ - 2, 06 процента годовых. Столь низкий размер платы, не имеющий аналогов в банковской системе кредитования, подтверждает цель предоставления данных бюджетных кредитов - исключение случаев временных кассовых разрывов и, соответственно, поддержание сбалансированности бюджета заемщика.

На сегодняшний день Ставропольскому краю уже предоставляются бюджетные кредиты в соответствии с условиями договора в размере 2 млрд рублей.

- Будет ли предоставляться кредит муниципальным образованиям?

- Да, с 2015 года планируется предоставление бюджетных кредитов и муниципальным образованиям.

- У всех на слуху термин «электронный бюджет». Какой смысл вкладывается в это понятие?

- Электронный бюджет - это государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами, которая позволит пользователям (в роли которых выступают не только публично-правовые образования, но и граждане Российской Федерации) в доступной форме получать информацию о состоянии общественных финансов.

Электронный бюджет предполагает уход от бумажного документооборота, при этом должны быть разработаны и повсеместно внедрены типовые электронные документы, правила заполнения которых будут также унифицированы. Именно Федеральному казначейству поручено разработать электронные формуляры для всех первичных документов, прописать правила их заполнения с использованием единых реестров и классификаторов, максимально автоматизировать бизнес-процессы, обеспечить доступ всех внешних пользователей к информации в системе «Электронный бюджет», разграничив полномочия по степени детализации информации для каждой группы пользователей.

Руководитель Федерального казначейства Р. Артюхин достаточно четко сформулировал поставленные задачи, выступая в марте на коллегии Министерства финансов Российской Федерации. По его словам, «максимальная автоматизация всех сервисов и упрощение бизнес-процессов должны лечь в основу деятельности органов Федерального казначейства, являясь при этом важнейшей задачей совершенствования процедур кассового обслуживания исполнения бюджетов в 2014 году». В этом направлении в настоящее время ведется масштабная работа.

Так, в 2014 году органы Федерального казначейства приступили к внедрению механизма автоматического санкционирования расходов при осуществлении кассовых выплат, для санкционирования которых в случаях, установленных нормативно-правовыми документами, не требуется представление клиентами документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Применение механизма «Автосанкционирование» позволит нашим клиентам сократить время выполнения процессов оформления платежных документов, которые сегодня являются наиболее длительными и трудоемкими, полностью исключить «человеческий фактор» при принятии решения, существенно снизить количество неисполненных органами Федерального казначейства платежных документов клиентов по причине их ошибочного оформления и, соответственно, повысить качество финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Новый сервис интересен всем без исключения клиентам, лицевые счета которых обслуживаются в органах Федерального казначейства. Путем несложных вычислений легко убедиться в том, что практическая апробация нового сервиса даст ощутимый экономический эффект!

- Итак, подведем черту. Какие новации будут разрабатываться и внедряться органами Федерального казначейства в ближайшей перспективе?

- Задачи, стоящие перед органами Федерального казначейства, напрямую связаны с правительственной программой повышения эффективности управления общественными финансами и с федеральным законом о бюджете. В сложившейся на сегодняшний день макроэкономической ситуации наиболее актуальной является проблема расширения наполняемости Единого казначейского счета, поиска новых инструментов для повышения его ликвидности. Поэтому новый механизм предоставления целевых средств региональным и местным бюджетам под фактическую потребность, о котором мы сегодня уже подробно говорили, предстоит вывести за рамки эксперимента и приступить к его повсеместному полномасштабному внедрению, что в конечном итоге позволит минимизировать неиспользованные остатки целевых средств на счетах региональных бюджетов и увеличить ликвидность Единого казначейского счета. Реализуя концепцию «Электронного бюджета», казначейство должно разработать и в кратчайшие сроки внедрить механизм электронного санкционирования расходов, обеспечив тем самым переход к «безбумажному» документообороту. Федеральному казначейству как лидеру среди федеральных органов власти, администрирующих государственные информационные системы, делегированы новые расширенные полномочия по ведению и развитию Общероссийского официального сайта zakupki.gov.ru, по формированию библиотеки платежных сервисов, по сопровождению Реестра соглашений и Реестра банковских гарантий. Вдумчивое и последовательное решение всех этих задач имеет понятную конечную цель - обеспечение устойчивости бюджетной системы, сбалансированности бюджета, от чего зависит как положение дел во многих сферах государственной жизни, так и безусловное исполнение государством всех принятых социальных обязательств.

«Новые механизмы эффективного управления общественными финансами»
Газета «Ставропольская правда»
30 июля 2014 года