06:57, 6 июня 2014 года

Кавказские Минеральные Воды созданы для активного туризма

 Но укоренившийся за многие десятилетия стереотип можно изменить, считает гендиректор базирующегося в Ессентуках ООО «Северо-Кавказский горный клуб» Данила Каунов, если безотлагательно начать продвигать на Кавминводах различные виды активного туризма.

Не путать божий дар с яичницей

Прежде чем обратиться к идеям руководителя горного клуба, следует разобраться с путаницей в терминах. В последние два-три года с нелегкой руки неких псевдолингвистов и при активном содействии сотрудников бывшего министерства курортов и туризма Ставропольского края на Кавминводах туристами стали называть всех, кто сдвинулся с насиженного места и хоть на сутки оказался в иной обстановке. Приехал ли гражданин в Кисловодск, чтобы вдали от жены за ночь надраться до беспамятства, а поутру откиснуть в Нарзанной галерее, – он турист. Турист и тот, кто задался целью за день-два обойти все рестораны и шашлычные курорта, а то и просто «гульнуть от души». И даже тот, кого чуть ли не под руки врачи доставили в санаторий, – тоже турист. Вот только главврач санатория Росздрава «Кавказ» Юрий Хуцистов с этим категорически не согласен:

- Нет в нашем санатории туристов. Есть люди, которым после клинического лечения требуется реабилитация. Или профилактика для тех, у кого назревают проблемы с сердцем и сосудами. Мы лечим людей. Но лечим, в отличие от обычных больниц, не столько лекарствами, сколько уникальными природными лечебными факторами Кавминвод: минеральными водами, чистым горным воздухом, фитонцидами кисловодского лечебного Курортного парка, – настаивает Юрий Борисович. – Когда я работал в бывшем санатории «Велинград», мы там организовали турбазу. Люди приезжали, чтобы пройти по ущелью до Медовых водопадов, подняться на Боргустанский хребет и так далее. Вот это были туристы. А сейчас у нас нет никаких туристов.

С мнением заслуженного врача России, думаю, согласится любой здравомыслящий человек среднего и старшего возраста, который еще помнит, чем был туризм в прошлом столетии. Весь XX век людей, приезжавших в санатории Кавминвод, называли курортниками. И никто не видел в этом ничего уничижительного или обидного. Думаю, современным чиновникам следовало бы вернуться к этому ясному, однозначному термину.

Что касается подлинного туризма, то хочу процитировать статью из «Справочника туриста», изданного в 1985 году: «Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления трудящихся, одно из важных средств воспитания. Туристское путешествие обеспечивает физическое развитие, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, мужество и инициативу». А из собственного опыта добавлю: туризм также предупреждает межнациональный экстремизм, воспитывает толерантность.

«Парня в горы тяни – рискни !»

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века я чуть ли не каждую неделю путешествовал по горам Главного Кавказского хребта на тогда еще административных границах Северной Осетии с Грузией и Ингушетией. Почти всегда в группах были люди разных национальностей: осетины, русские, ингуши, украинцы. За многие годы ни разу ни в одном походе не возникало даже намека на межнациональные трения. Когда с тяжелым рюкзаком взбираешься на перевал, всякая чушь быстро выветривается из головы. Хотя в это время внизу, в городах и селах, глухая вражда, а то и стычки между молодежью разных национальностей уже были обычным явлением. Буквально в канун кровавого осетино-ингушского конфликта я с ингушом и осетином совершил траверс по Главному Кавказскому хребту от пункта пограничного пропуска между Россией и Грузией «Верхний Ларс». Причем ранее незнакомого туриста-осетина мы случайно встретили по пути. Тем не менее двое суток втроем дружно лезли в гору, вечером варили похлебку на примусе, ночевали в палатке. А когда ингуш сорвался со скалы и сильно ушибся, осетин помог спустить парня к Военно-Грузинской дороге и проводил до Владикавказа. В общем, я уверен, что двухнедельный поход по горам куда больше «сдруживает» молодежь Северного Кавказа, чем четырнадцать дней в каком-либо лагере «на всем готовом».

Самодеятельный или плановый?

К сожалению, самодеятельный туризм (то есть тот, в котором туристы сами выбирают маршрут, используют собственное снаряжение, продукты, лекарства) на Северном Кавказе и, в частности, на Кавминводах почти полностью исчез в пору «лихих 90-х». Тому есть несколько причин. Советские профсоюзы, которые семь десятилетий опекали и материально поддерживали клубы самодеятельного туризма, сами оказались на грани выживания. Новые российские профсоюзы стали ударными темпами приспосабливаться к реалиям воцарившимся в нашей стране. Естественно, что о такой мелочи, как самодеятельный туризм, боссы современных российских профсоюзов не вспоминают. Почти полностью развалились и добровольные спортивные общества, также курировавшие в советское время клубы туристов.

Вторая причина – изменилась психология самих граждан. У взрослых все помыслы сосредоточились на том, как бы побольше заработать, купить машину не хуже, чем у соседа, съездить в Турцию или Египет. У молодежи же, отравленной валом соблазнов общества потребления и разучившейся напрягаться, тяга к романтике дальних дорог встречается редко.

Наконец, путешествовать на свой страх и риск по современному Северному Кавказу просто опасно. Еще в начале 90-х на подходе к горам нас несколько раз заворачивали автоматчики: мол, куда вас несет, ребята? Там же стреляют. Был даже период, когда у местных жителей появилась «мода» палить по палаткам туристов из охотничьего и травматического оружия… Как тут не помянуть добрым словом «застойные» времена. Почти за десять лет самодеятельных походов по горам у нас не было ни одной стычки с местными жителями. Самая напряженная ситуация возникла, когда однажды вечером к нашей палатке подошел молодой пастух – грузин и принес окорок только что освежеванного барашка. Чувствовалось, что парень стосковался по общению. Попили чайку, хорошо поговорили, но когда мы попытались вернуть ему мясо, пастух смертельно обиделся. И что нам с ним было делать? Тащить в гору полпуда сырого мяса – увольте! Мы положили окорок в протекавший рядом ручей, до света свернули лагерь и рванули ускоренным маршем, моля о том, чтобы по пути не встретить этого пастуха. Нынче же самодеятельные туристы зачастую рассказывают совсем другие истории…

Почти как тур, только намного дешевле

Вот почему сегодня любители пешеходных и велосипедных походов почти полностью перешли на плановый туризм, то есть на многодневные путешествия по заранее разработанным и подготовленным турфирмами маршрутам с предоставлением всевозможных услуг и размещением в отелях и гостиницах. Их принято называть «турами». Как бы они ни были привлекательны, у каждого есть два существенных недостатка. Во-первых, лишившись возможности самостоятельно прокладывать маршрут, туристы теряют изрядную долю романтики – выветривается ощущение приключения. Во-вторых, за готовые туры фирмы, как правило, заламывают изрядную цену. А настоящие туристы зачастую люди небогатые. Далеко не все из них могут выложить, например, за недельный пешеходный или велосипедный тур тысяч 20 – 25.

Тем не менее Данила Каунов уверен, что и сегодня есть немалые возможности для организации настоящих туристских путешествий. Тот же горный клуб готов всячески содействовать возрождению в городах и районах Кавминвод клубов самодеятельного туризма. Хотя решающее слово здесь остается за органами местного самоуправления. Захотят ли они сплотить энтузиастов, смогут ли предоставить клубам помещения? Это своего рода тест на социальную ответственность местных властей. Ведь развитие активного туризма – подлинная, а не показушная забота о физическом и нравственном здоровье населения.

«Кавминводам – активный туризм»
Газета «Ставропольская правда»
6 июня 2014 года