Как автостраховые компании наживаются на своих клиентах
Бюрократия – царица прибылей
Самый легкий способ для страховщиков избежать выплат по аварийному страховому случаю – это измучить клиента бумажной волокитой и сбором всевозможных документов. Как ни странно, но, чтобы получить хоть какие-то копейки от страховой компании, владелец машины, пострадавшей в ДТП, должен изрядно потрудиться – постоять в очередях за каждой бумажкой и побегать за бюрократами. В результате многие решают сэкономить свое время и нервы, плюнуть и забыть про страховку. Именно на таких клиентах страховщики наживают миллионы. А происходит это, потому что в нашем законодательстве нет четко прописанных норм и правил по страховым выплатам после ДТП, а некоторые правовые документы вообще противоречат друг другу. Между тем подкованные в иезуитской манере специалисты страховых компаний, ни для кого не секрет, получают денежные бонусы за каждое снижение суммы выплат или за умелый отказ по выплатам.
Купите услугу
Вторая уловка – навязывание допуслуг. Так, на днях прокуратура Ставропольского края разместила на своем официальном интернет-сайте сообщение о проверке в Левокумском районе, цитирую: «Проверкой установлено, что страховым отделом филиала ООО «Росгосстрах-Юг» – «ГУ по Ставропольскому краю» в качестве условия заключения договора ОСАГО является обязательное заключение договора на страхование жизни, что лишает граждан права принять решение о добровольном страховании самостоятельно и является нарушением действующего законодательства, нарушает права и законные интересы граждан. В связи с чем прокуратурой района начальнику страхового отдела внесено представление об устранении нарушений законодательства и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц...».
История эта не новая – еще в августе прошлого года Ставропольское управление Федеральной антимонопольной службы выдало ООО «Росгосстрах» предупреждение о прекращении навязывания полисов добровольного страхования при заключении договоров ОСАГО. Вот что сообщает по этому поводу ведомство: «В Ставропольское УФАС поступает большое количество жалоб граждан на действия ООО «Росгосстрах» (РГС). Компания отказывает страхователям в оформлении договора ОСАГО, если клиент не желает приобретать полисы страхования жизни и здоровья. Поскольку РГС занимает на региональном рынке доминирующее положение, УФАС подозревает компанию в нарушении пп. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции (необоснованный отказ в заключении договора и навязывание невыгодных условий договора). В течение месяца ООО «Росгосстрах» предписано устранить выявленные нарушения».
Но прошло уже куда более месяца, а воз, как говорится, и ныне там.
Сразу оговорюсь, что навязывание допстраховки – отнюдь не ноу-хау «Росгосстраха», этим грешат многие и многие их коллеги. Так, отличился на поприще «выжимания» денег из клиентов и Ставропольский филиал ЗАО «Страховая группа «УралСиб». В частности, недавно прокуратура Благодарненского района выяснила, что в страховом агентстве Ставропольского филиала ЗАО «Страховая группа «УралСиб», находящемся в райцентре, гражданам отказывают в заключении договоров ОСАГО, если они не желают за дополнительную плату одновременно заключить договор страхования жизни, здоровья либо имущества.
«Прокуратурой района в отношении менеджера агентских продаж Ставропольского филиала ЗАО «Страховая группа «УралСиб» вынесено четыре постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях», – сообщил райпрокурор Виктор Чаплыгин.
Что делать в такой ситуации человеку, не желающему покупать никаких дополнительных, кроме нужной ему, услуг? Юристы советуют напомнить менеджеру, что страховая компания обязана продать вам полис ОСАГО, даже если вы больше ничего не приобретаете. Если менеджер начинает завышать цену полиса, лучше вовсе отказаться от услуг этого страховщика. Ну и конечно, обратиться с жалобой в соответствующие инстанции: прокуратуру, Роспотребнадзор и антимонопольную службу. Хотя, как видим, большого трепета перед этими структурами страховщики не испытывают.
Снизить «планку»
Самый выгодный способ обмануть клиента – это занизить сумму страховых выплат. В этом деле наши страховщики преуспели. Я лично не знаю ни одного автовладельца, которому страховая компания полностью в добровольном порядке возместила нанесенный автомобилю в результате ДТП ущерб. Как правило, суммы, с которыми страховщики готовы расстаться в пользу клиента, раза в два, а то и в три меньше, чем реальные суммы, требующиеся на ремонт транспортного средства. Как занизить выплаты, «рецептов» у страховщиков много. То сотрудник страховой компании, осматривая машину после аварии, «случайно» не замечает и не указывает некоторые важные повреждения, тем самым заметно сокращая денежные выплаты. То оценщики (как правило, из «прикормленных» страховщиками контор) указывают только внешние повреждения, не учитывая, что «начинка» машины тоже пострадала от столкновения. У автовладельца есть два способа решения данной проблемы: либо согласиться с суммой, которую указал страховой агент, либо обратиться в компанию, оказывающую услуги независимой экспертизы и отстаивания ваших интересов в суде, или самостоятельно, проведя независимую экспертизу, обращаться к Фемиде.
*****
Это мы рассказали только о самых распространенных способах обмана клиентов и занижения компенсационных выплат, на самом деле таких страховых лазеек огромное количество. Именно поэтому разумные автовладельцы в своем бумажнике рядом с водительскими правами носят визитку независимого страхового эксперта или автоюриста.
23 апреля 2014 года