16:20, 8 апреля 2014 года

Поедут ли современные студенты на БАМ?

Как мы уже сообщали, в Кисловодске состоялась межрегиональная конференция студенческих отрядов «Новые формы работы и организации деятельности». Студенты и их наставники обсудили вопросы участия в грантовых конкурсах, привлечения инвесторов, методики организации флешмобов и другие.

А между делом вспомнили и о том, что в эти дни исполняется 40 лет весьма значительному событию в истории стройотрядовского движения – в апреле 1974 года бойцы Первого Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ прямо из Кремлевского Дворца съездов отправились в Забайкалье – на западный участок будущей Байкало-Амурской магистрали.

Мне эта дата особенно памятна. Спустя два месяца, после того как первый десант бойцов ударного отряда высадился из вертолета на берегу таежной реки Таюры и начал обживать палаточный городок Звездный, на том же самом вертолете на БАМ прилетел и я, в то время первокурсник филологического факультета Ростовского университета. Прилетел нелегально, поскольку на БАМ отправился «неорганизованно». Все лето рубили просеку в непроходимой тайге и строили бревенчатые домики для тех, кому предстояло зазимовать на БАМе. Так что и моей крови тамошние лютые комары попили вдоволь.

Однако и сейчас, спустя 40 лет, я с удовольствием вспоминаю то лето: вкус голубики, которую собирал, пока бригада лесорубов шла по сопкам к своему участку; ломоту в зубах, когда в жару припадал к бьющим из вечной мерзлоты ключам. Самый молодой в бригаде, я за рабочий день на просеке так выматывался, что, вернувшись в лагерь, падал на нары, не снимая кирзовых сапог. Когда через неделю бригадир все-таки заставил меня разуться, голени от ступней до колен были опухшие и кровоточили.

Потом в моей студенческой жизни был и официальный стройотряд. Под Новороссийском строили коттеджи в лагере «Лиманчик» Ростовского университета. Замешивать бетон, таскать раствор в носилках и ведрах на верхотуру под палящим солнцем нелегко. Но все же это не идет ни в какое сравнение с тем, что пережил и перечувствовал в тайге.

Вот почему рассказы студотрядовских командиров на конференции в Кисловодске о том, как их подопечные трудились в Сочи да в детских оздоровительных лагерях на Черноморском побережье, не трогали ни ум, ни сердце. И уж тем более оставил равнодушным отчет Ставропольского краевого штаба студотрядов, особенно та его часть, в которой рассказывалось об участии во всевозможных фестивалях, форумах, акциях, сборах, тренингах, мастер-классах, деловых играх. Понятно, что в жизни молодых людей разного рода тусовки играют большую роль. Это нормально, но при условии, что флешмобы перемежаются с участием в серьезных, значимых для страны делах, где есть возможность испытать себя на прочность.

Да, работать до упаду можно и на хоздворе своего вуза, и в поле за околицей родного села. Но ведь смысл студотрядовского движения не только в том, чтобы принести экономическую пользу или заработать денег. Главное – закалить характер, удовлетворить фундаментальную потребность молодых людей в ярких впечатлениях. А их глубина, как правило, прямо пропорциональна расстоянию от дома. Не случайно появилось столько замечательных песен о романтике дальних дорог, о людях, которые едут «за туманом и за запахом тайги». Сколько я знаю старых стройотрядовцев, все они часто вспоминают работу в Карелии, на Кольском полуострове, в Якутии. Но редко кто всю жизнь хранит воспоминания о починке крыши соседней школы.

Как рассказал комиссар Ставропольского краевого штаба студенческих отрядов Николай Байзентинов, в прошлогоднем трудовом семестре романтику дальних дорог из ставропольских студентов вкусили только 8 ребят из стройотряда «Максимум». Они участвовали во Всероссийской студенческой стройке «Поморье» – сооружали жилье для сотрудников космодрома Плесецк в закрытом городе Мирном Архангельской области.

Неужели больше не было желающих потрудиться на краю света?

- Многие говорят, что нынешняя молодежь слишком прагматичная, шаг ступила – дай копейку. На самом же деле порыв у нее есть, романтиков и сейчас хватает, – уверяет командир краевого штаба студотрядов Борис Дроботов.

А есть ли в современной России масштабные проекты, где молодые романтики могли бы приложить свои силы? С таким вопросом я обратился к специально приехавшему в Кисловодск на конференцию заместителю руководителя аппарата Центрального штаба общественной организации «Российские студенческие отряды» Геннадию Громяцкому.

- В этом году мы запускаем крупный проект – Всероссийскую студенческую стройку «Космодром «Восточный» в Амурской области. Продолжит свою деятельность и отряд «Гандвик» по очистке Арктики от мусора. В прошлом году он работал в тестовом режиме: участвовали только 30 ребят из Северо-Западного федерального округа, которых отобрала медкомиссия. В нынешнем году мы планируем сделать этот отряд всероссийским. Так что у романтиков всей страны появится возможность побывать в Арктике. А на Ямале, в 40 километрах от побережья Карского моря, где открыто крупнейшее нефтегазоконденсатное месторождение, уже три года действует Всероссийская студенческая стройка «Бованенковское». В прошлом трудовом семестре там работали 1200 бойцов студенческих строительных отрядов из различных регионов России и даже из Белоруссии.

Вот только ставропольских студотрядовцев там пока не видели.

В этой связи спрашиваю Бориса Дроботова:

- Если завтра с Ямала на Ставрополье придет запрос на 500 бойцов стройотрядов, найдете ли столько желающих?

- Найдем не 500, а 525! – заверил Борис Дроботов.

Но особенно порадовал Геннадий Громяцкий: он сообщил, что в 2015 году ОАО «Российские железные дороги» планирует начать строительство второй очереди Байкало-Амурской магистрали. И есть уверенность, что на «стройку века» призовут студенческие строительные отряды. В таком случае, возможно, и у меня появится шанс спустя 40 лет вновь побывать в Звездном, теперь уже со ставропольскими стройотрядами.

.

«Где романтика дальних дорог?»
Газета «Ставропольская правда»
9 апреля 2014 года