Проект закона о местном самоуправлении обсудили в Думе Ставропольского края
Проект закона направлен в парламенты субъектов Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, которые обещают учесть в окончательной трактовке нормативного акта. В работе круглого стола под председательством Сергея Горло приняли участие депутаты, общественность, представители местной власти.
Как известно, в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года Президент РФ одной из первых обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления. В системе, констатировал он, накопилось немало проблем. Самая главная состоит в том, что объем ответственности и ресурсы муниципалитетов недостаточно сбалансированы. Как результат - неразбериха с полномочиями, которые в зависимости от обстоятельств постоянно перебрасываются с одного уровня власти на другой. А там, где непонятно, кто за что отвечает, сложно достичь желаемого результата.
Что же предлагают законодатели, чтобы устранить диссонанс, тормозящий развитие территорий? Муниципальные районы, как сказано в пояснительной записке, увы, во многих случаях утратили заложенную концепцией действующего 131-го закона межмуниципальную функцию. При этом сельские поселения при заметном дефиците материальных, финансовых и кадровых ресурсов оказались перегружены полномочиями. Районные администрации, по сути, вынуждены решать за поселения и вместо них значительный круг местных вопросов.
Двухуровневую модель организации местного самоуправления предлагается распространить и на крупные города. Для этого вводятся два новых типа муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Вопросы их взаимоотношений, в том числе межбюджетных, будут разграничиваться законами субъектов РФ и уставами городов в соответствии с федеральным законодательством, исходя из потребностей единой системы городского хозяйства.
Представительный орган городского округа предлагается формировать из депутатов представительных органов внутригородских районов, а главу городского округа избирать из состава представительного органа городского округа. Глава местной администрации будет назначаться на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на срок полномочий, предусмотренный уставом, - не менее двух и не более пяти лет. Норма представительства депутатов в городском «парламенте» будет определяться региональным законом.
Для усиления позиций муниципальных районов предлагается установить единственный способ формирования его представительных органов - из глав поселений, находящихся на его территории, и их депутатов. Глава района будет избираться представительным органом из своего состава, а глава местной администрации назначаться на должность по контракту по результатам конкурса. На основе новой организации самоуправления соответственно предлагается уточнить перечень вопросов местного значения поселенческого и районного уровней. Будут учитываться специфика и особенности территорий. Положения законопроекта не затрагивают вопросов правового регулирования финансово-экономических основ местного самоуправления, которые станут предметом других законодательных инициатив.
Вот мнение главы Кочубеевского района, председателя Совета района Людмилы Елфиновой: «Когда мы узнали о предлагаемых изменениях в 131-й закон, хлопали в ладоши: «Наконец-то нас услышали». В районе немало сельских поселений, которые не имеют финансового обеспечения для исполнения всех возложенных на них обязательств. Им не под силу строить дороги, создавать собственные аварийно-спасательные формирования и многое другое. При этом районная власть во многих случаях не может взять ответственность на себя, потому что по закону это не ее епархия. Если большинство полномочий будет передано на районный уровень, где будут сосредоточены и средства на их исполнение, тогда все станет на свои места. И система прямых выборов в совет района себя не оправдывает. Депутатами становятся, главным образом, представители районного центра, а малые территории представлены недостаточно. Законопроект справедливо предлагает другую схему: все сельские поселения делегируют своих глав и местных депутатов в состав представительного органа района. Это означает, что голос и самого маленького хутора будет услышан».
Противники новаций говорили о том, что у успешных поселений «будут обрезаны крылья», потому что те уже много сделали, для того чтобы наработать налоговую базу, обеспечивающую их самодостаточность, или приблизились к этой черте. Например, доктор юридических наук, профессор СКФУ Игорь Мухачев считает, что поправки противоречат подписанной Россией Хартии местного самоуправления, которая допускает разные подходы к организации управления муниципалитетом. «Всех стричь под одну гребенку неправильно, - сказал он. - Пусть субъект Федерации и решает, что ему больше подходит, исходя из традиций и сложившейся практики». Представители Степновского района, Пятигорска, где руководителей администрации выбирает население, высказали сомнение в необходимости менять модель.
Ставрополье одним из первых регионов в 1995 году начало на своей территории реформу самоуправления. За два десятка лет система претерпела много изменений в части межбюджетных отношений, порядка формирования представительных органов. В ряде муниципалитетов отказались от прямых выборов главы администрации и перешли к назначению на конкурсной основе. Получается, жизнь сама подтолкнула к тем новеллам, которые предлагают сегодня законодатели. И более того, это общероссийская тенденция. Представитель губернатора и правительства СК в Думе края Сергей Пустоселов привел ряд цифр. Количество муниципальных районов, в которых представительные органы формируются путем делегирования в их состав глав и депутатов поселений, по сравнению с началом реформы возросло кратно, и в настоящее время эта схема применяется в 39 субъектах Федерации. Сити-менеджеры назначаются по контракту практически во всех внутригородских муниципальных образованиях и в 48 из 79 административных центрах субъектов РФ. Кстати, эта система действует и в Ставрополе. Городским хозяйством занимается сити-менеджер.
«131-й закон, - отметил депутат краевой Думы Михаил Кузьмин, занимавший в свое время пост мэра Ставрополя по результатам прямых выборов, - принимался сложно. Но он уже в истории. Его необходимо совершенствовать с учетом интересов населения. С уточнениями этот документ необходимо принять». «За» высказался также заместитель председателя Думы края Юрий Гонтарь. Только его принципиально не устраивает не наше слово «сити-менеджер». «До городской власти трудно достучаться, поэтому перемещение бюджетов и полномочий в городские районы своевременно, - отметил председатель Думы СК Юрий Белый. - Так же как и расширение полномочий районных администраций».
Приводился еще один важный аргумент за новый порядок строительства муниципальной власти. Речь о качестве руководящих кадров. На «выборной волне» может прийти кто угодно. А вот если подбор руководителя будет проходить по конкурсу, в условиях которого прописаны все требования к квалификации претендента, гарантий поставить у руля успешного управленца гораздо больше.
По просьбе «СП» законопроект прокомментировал один из его авторов, депутат Госдумы РФ Игорь Злобин: «В выборах народ уже разуверился. Зачастую во власть с помощью изощренных выборных технологий приходят люди с большими деньгами, преследуя свои корыстные цели. Назначение сити-менеджеров по конкурсу дает больше гарантий для исключения коррупционной составляющей».
Свое мнение высказал также сенатор от Ставрополья в Совете Федерации Михаил Афанасов:
«В Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин обозначил главные приоритеты совершенствования действующей модели: развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Власть должна быть устроена так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой». Предлагаемые новации как раз направлены на то, чтобы приблизить местное самоуправление к людям. Безусловно, после обсуждения законопроекта в регионах его положения будут уточняться и шлифоваться. Но нет сомнений в своевременности предлагаемых изменений в закон о местном самоуправлении».
5 апреля 2014 года