Беспризорные животные в Кисловодске: проблема остается открытой
В прошлом году тендер на отлов собак и кошек вы-играло ООО «Благострой». Начиная с августа, когда контракт вступил в силу, сотрудники данного предприятия ежемесячно отлавливали по 40 - 50 беспризорников. В соответствии с принципами гуманного обращения с животными пленников не убивали, а отвозили в Ессентуки. Тамошние ветеринары собачек стерилизовали. То бишь навсегда лишали возможности производить потомство. После операции беспризорников от трех до десяти дней выхаживали в питомнике, после чего прививали от наиболее распространенных болезней, прикрепляли к уху цветную бирку и отвозили назад в Кисловодск.
Вся эта колготня стала муниципалитету в копеечку. Отлов, стерилизация и ветобработка одного пса стоит более двух с половиной тысяч рублей. За пять месяцев прошлого года, в соответствии с данными Ираклия Джеранашвили, в Кисловодске отловили и стерилизовали более 200 собак. Следовательно, мэрии гуманизм обошелся в полмиллиона рублей. Во сколько он обойдется бюджету в нынешнем году, пока неизвестно: тендер на исполнение муниципального контракта еще не провели.
Однако у многих горожан возникает вопрос: тем ли путем идут товарищи из кисловодской мэрии в решении этой сложной и деликатной проблемы?
Во-первых, беспризорник беспризорнику рознь. В подъезде нашего 12-этажного дома уже много лет живет милейший Тузик. Жильцы совершенно спокойны, когда дети играют с ним. Не было случая, чтобы пес на кого-нибудь из детворы огрызнулся. И взрослых умиляет, когда Тузик бескорыстно провожает их в гаражи или до магазина. Но стоит возле дома появиться пришлому беспризорнику, как маленький седой Тузик словно с цепи срывается - отчаянно бросается в атаку на чужака. И не успокоится, пока не отгонит от дома. Естественно, жильцы подкармливают охранника и не возражают, когда он ночует в подъезде. Так что наш Тузик и подобные ему - это, скорее, не беспризорные, а общественные животные. С ними, чтобы не провоцировать общественное возмущение, ловцы собак должны обходиться деликатно. Хотя бывает, что жильцы, чаще всего из категории «неблагополучных», тащат в дом и прикармливают все новых и новых щенков. Те вырастают и сами начинают плодиться то ли в подвале, то ли в квартире «благодетелей». Тут уже впору принимать меры к собачникам. А чтобы у домкомов и участковых были основания для вмешательства, неплохо бы внедрить опыт Великобритании. Там, прежде чем завести питомца, хозяин должен получить лицензию. И в дальнейшем он рублем (то бишь фунтом стерлингов) отвечает за своего подопечного и те неудобства, которые тот доставляет окружающим.
Совсем другое дело - одичавшие собаки, то есть те, что уже в нескольких поколениях рождаются, живут и добывают пропитание в скверах, парках, на заброшенных дачах и в пригородных лесах. Это уже не милые бобики, а звери. Причем зачастую опасные, поскольку не боятся людей. Как-то я пошел в пригородный лес. Остановился на поляне: слушал пение птиц, вдыхал аромат весенних трав. Вдруг вижу: меж деревьев неспешно трусит среднего роста пес. За ним другой, третий, пятый… Все ростом с небольшую лайку, грязно-серого цвета, со стоячими ушами. Вожак остановился, внимательно посмотрел на меня и стал обходить полукругом. Стая за ним. Круг замкнулся. Нас разделяло метров десять. Деревья рядом такие, что быстро не взберешься. Хорошо, на земле лежала здоровенная палка. Я замахнулся, прижался спиной к стволу. Те две-три минуты, что вожак стаи раздумывал, стоит ли связываться, запомнятся мне надолго.
Несколько лет назад на проселочной дороге, что ведет от Кисловодска к поселку Высокогорному, нашли растерзанного мужчину. Грешили на волка: мол, спустился с окрестных гор и столкнулся ночью с прохожим. Но дикий зверь без причины на человека нападает крайне редко. Скорее всего, бедолагу растерзали одичавшие собаки. Но дело даже не в опасности для человека, а в том, что одичавшие собаки охотятся на все живое, что еще осталось в пригородных лесах, включая своих сородичей лис (я видел растерзанную лису на Боргустанском хребте неподалеку от Кисловодска).
Между общедомовыми тузиками и озверевшими дикарями находится самая многочисленная группа беспризорников - бродячие псы. Они постоянно курсируют по городу, ищут незанятые общедомовыми собаками ниши, растаскивают в поисках поживы мусорные пакеты, а при случае охотятся на кошек, голубей, лягушек.
Простая арифметика воспроизводства собак и кошек убеждает, что справиться с «бродягами» теми мерами, что начала использовать мэрия Кисловодска, вряд ли удастся - добиться «поголовной стерилизации» практически невозможно. К тому же и после прививок бродячие собаки остаются носителями множества болезней. Однако и возвращаться к диким методам уничтожения бездомных животных было бы неправильно. Оптимальный, на мой взгляд, выход нашли в США и Канаде. Там в городах созданы мощные государственные приюты, куда без ограничения помещают всех отловленных бездомных животных. В течение нескольких дней, недель, а то и месяцев пленников кормят, поят, лечат, а некоторых и стерилизуют. В это время волонтеры и зоозащитные организации активно ищут собакам и кошкам хозяев или опекунов. И только если это не удается, животное усыпляют. А на освободившееся место поселяют новых беспризорников.
Думаю, мэрии Кисловодска, если она намерена и впредь придерживаться принципов гуманизма, следует построить вблизи города вместительный приют для бездомных животных, чтобы адрес его был известен всем горожанам. В случае если, скажем, при очередной облаве Тузик угодит в кутузку, жильцы нашего дома могли бы без нервотрепки поехать и забрать его. Беззлобным и здоровым «бродягам» следует подыскивать хозяев. И лишь закоренелых дикарей придется отстреливать без всяких сантиментов.
19 февраля 2014 года