07:34, 5 февраля 2014 года

Союз дизайнеров представил ежегодную отчетную выставку в Ставрополе

За время существования в нашем крае организации Союза дизайнеров ставропольская публика уже привыкла ожидать от каждой новой их экспозиции чего-нибудь обязательно интересного. Приятно, что и на сей раз мы не ошиблись в ожиданиях: выставка получилась и содержательной по смыслам, и эмоционально выразительной, и насыщенной оригинальными находками и идеями, словом, всем тем, что всегда было присуще нашим дизайнерам. Им не занимать ни своего взгляда на мир, ни таланта, ни мастерства. Кстати, о взгляде: он у дизайнеров как-то особенно радостен, оптимистичен и вместе с тем близок к реалиям.

Экспозиция не случайно названа отчетной: она наглядно отражает работу, проделанную в ушедшем году. Среди творческих акций дизайнеров в 2013-м традиционные ежегодные выставки «Бумажная пластика», «Инсталляция», межрегинальный конкурс товарных знаков и логотипов, Международный фестиваль дизайна «Феродиз» на Кавминводах. Выставки дизайна стали регулярными в промышленном центре края - Невинномысске. К каждому из этих мероприятий подготовлено огромное количество работ, являющих образцы подлинного искусства. В целом ставропольские дизайнеры активно, последовательно, действительно творчески и даже, я бы сказала, с вдохновенным азартом популяризируют свое искусство как современную художественную проектную культуру третьего тысячелетия. В отчетной экспозиции можно увидеть около ста произведений 38 участников, а всего организация насчитывает 60 членов Союза дизайнеров России. По результатам творческой деятельности в 2013 году ряды Союза пополнили талантливые художники Татьяна Аганесян, Анна Свитнева, Светлана Томицкая, Анастасия Черемисина, чьи работы также представлены на выставке. Открыл экспозицию один из создателей и уже почти двадцать лет бессменный руководитель краевой организации, член Совета председателей Союза дизайнеров России, заведующий кафедрой дизайна Ставропольского государственного пединститута Юрий Бударин:

- Очень радостно видеть здесь много и знакомых, и незнакомых лиц. Значит, нас знают, значит, мы интересны. Выставка - всегда большое событие, потому что это, по сути, главный способ общения коллег по творческому цеху, живое общение среди наших работ. Эту выставку мы посвятили Году культуры, поскольку все живем определенными надеждами на будущее. Правда, тут невольно задумываешься о том, что назначить Год культуры легко, но культуру еще надо делать. Вот мы и пытаемся показать, как дизайнеры культуру осуществляют.

Замечательно осуществляют! Что ни экспонат - предмет для размышлений. Не в этом ли отличительная особенность дизайна вообще - пробуждать мысль? Ставропольским творцам художественной проектной культуры это удается с неизменным успехом. Причем в зале нет повторяющихся сюжетов, изобразительных приемов, даже исходные материалы поражают способностью авторов увидеть «нечто» в абсолютно обыденном. Как, например, умеет это делать непревзойденный в своем стиле Василий Чуйков, соорудивший фигуру древнеславянского языческого божества (идола?) Сварога из почерневших от времени, явно отслуживших срок столярных инструментов - деревянного молотка, рубанка, кусочков пилы… Этакий «расейский» демиург, мастер, творец, но в весьма запущенном виде. Смотрится, конечно, с доброй улыбкой, всегда вызываемой работами этого автора. Они вообще очень веселые ребята, эти неугомонные фантазеры дизайнеры. Правда, вот Леонид Черный «Голубой планетой» погружает нас в таинственный мир Космоса, мрачновато-суровый, даже угрожающий: в его апокалиптически-жутких черно-красных вихрях наивно-беззащитной, в небесный цвет окрашенной Земле явно не-уютно, а то и страшно. Но неподалеку вновь с легким юмором изготовленная любопытная инсталляция Виталия Агеева «Навстречу Сочи-2014»: актуальная тема воплотилась в образе бегущего лыжника на фоне гор (Кавказа, очевидно?), все сооружено из остатков строительных материалов, схематично, плакатно и, знаете, красиво, черт побери! Совершенно иные чувства вызывает масштабная инсталляция Дарьи Авдеенко «Одиночество в Сети»: при всей очевидности сюжета пространственной композиции ее герои - жалкие человеческие фигурки, как обреченные жучки, запутавшиеся в паутине цивилизации, кажутся бессмысленными и бесчувственными роботами. Зато на вышитом бисером орнаментальном панно Елены Дроваль «Калейдоскоп» глаз буквально отдыхает, подчиняясь магии причудливого рисунка и теплых красок.

Ну а в самобытные лоскутные одеяла Ольги Черничкиной сразу хочется укутаться, они словно согревают душу в нынешние морозы. Впрочем, это уже не совсем одеяла, в руках мастера они произведения искусства. Диптих автор назвала «Архангельская слобода» и «Донская станица», тонко подчеркнув их соседством кровное национальное родство географически далеких друг от друга областей большой России. В наивно-простых узорах обеих работ трогательно отразилась проникновенная широта русского бытия.

- Давно знаю архангельских мастеров, неоднократно встречалась с ними, перенимая их манеру, которая близка и нам, южанам, - поясняет О. Черничкина. - Казалось бы, Север, а посмотрите, какая гамма горячая, яркая, но кайма с синим узором означает снежинки, а это уже явная принадлежность к Северу. И для Севера, и для Юга характерен узор из квадратиков, символизирующих дом и очаг. Не правда ли, весь вид этих квадратов вызывает воспоминания об уютном доме, о сказочной, волшебной старине, дремучих архангельских лесах, берестяных мотивах, потому я и куклу Бабы-яги сюда поместила, и кота с зайцем, и кукольную пару в национальных одеждах. А ромбы в славянской символике - это олицетворение земли и плодородия, ромб обязательно присутствует во всех народных орнаментах, поэтому он есть и в сюжете с донскими казаками. Тут уже пара казачья в соответствующих костюмах. Кайма хоть и похожа рисунком на архангельскую, только цвет красный, теплый, потому и узор смотрится цветочным. Красно-синяя гамма традиционна для донского казачества.

Между прочим, все это выполнено вручную, лоскут к лоскуту. Конечно, такая стежка дается медленнее, зато во всем мире ценится высоко, на всех выставках работы народных умельцев вызывают восхищение не только красотой, но и качеством материала, и ручной выделкой. Сколько же лоскутов на это чудо уходит! Да не просто лоскутов, а гармонично подобранных по цвету, рисунку, фактуре ткани. Куклы-обереги тоже занимают немалую долю в творчестве мастера, у них своя изюминка - ни единого шва, все детали связаны невидимыми глазу ниточками. Лиц у куколок нет, на то они и обереги...

Идешь по выставке и шаг за шагом окунаешься в очередной новый мир. На огромном стенде привлекает внимание богатое разнообразие работ Михаила Королевского в жанре «Проектирование промышленных изделий»: тут и необычные по экстерьеру образцы бытовой техники, и замысловатый крупногабаритный конструктор для детей, и детское же спортивное оборудование. Есть работы с некоторой претензией на философский подтекст, например, «Анамнез» Нины Кондратьевой представляет собой обшарпанный кусок доски с торчащими наружу гвоздями. Признаюсь, для меня его смысл остался неясен… А вот расставленные по секциям выставки фанерные фигуры белых в яблоках лошадок в стиле дымковской игрушки настраивают на добрый лад, радуют милым наивом, возвращают в сладкое детство. Руководивший размещением работ в зале Александр Ковалев доволен результатом:

- С одной стороны, это, конечно, серьезное мероприятие, отчитываться о сделанном - обязанность каждого творческого человека, а с другой стороны - безусловно, радостное событие в жизни каждого участника и всех нас вместе!

Инновацией выставки назвал Юрий Бударин необычные гирлянды из открыток, колыхавшиеся на нитках по всему помещению. Такую творческую акцию осуществили студенты кафедры дизайна. Каждый подготовил серию открыток, посвященных Дню дизайнера, как празднично назвали организаторы день открытия выставки: раз мы здесь собрались сегодня - значит, это наш праздник, наш день! На каждой открытке запечатлен своего рода эскиз будущего дизайнерского шедевра, большинство вполне применимо в нашей жизни, хоть в быту, хоть в рабочем офисе, хоть в интерьерах зданий и улиц. На обратной стороне открытки фото и контакты автора - на случай если вдруг у кого появится желание ближе узнать творческий настрой дизайнера. Каждый гость выставки смог взять себе понравившуюся открытку - кто с практической целью, кто просто на память.

Если вы думаете, что по жизни очень далеки от искусства дизайна, то глубоко ошибаетесь! Дизайн повсюду, он окружает нас, насыщает наши будни красками и эмоциями. В любой мелочи он касается, поверьте, всех и каждого...

«Прискакали в Год культуры деревянные лошадки...»
Газета «Ставропольская правда»
5 февраля 2014 года